Нужно ли бояться полицейского государства?
Глава 5 (ранее:
глава 1,
глава 2,
глава 3,
глава 4)
Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Англосаксонский период
Говоренкова Татьяна Михайловна - директор Центра «Муниципалитет»
Жуков Алексей Иванович - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, член Клуба муниципальных деятелей.
Савин Дмитрий Анатольевич - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, Председатель Московской организации общероссийской общественной организации «Российская Христианско-Демократическая перспектива», Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д.В. Скобельцина МГУ им.М.В.Ломоносова, м.н.с.
Часть 6 (ранее -
часть 5)
7. Полицейская деятельность в эпоху единой Англосаксонской монархии.
После длительной борьбы за верховенство в Англии между королевствами Нортумбрия (северная Англия), Мерсия (центральная Англия) и Уэссекс (южная и юго-западная Англия) победа осталась за Уэссексом. Короля Уэссекса Эгберта [142] (правил в 802-839 гг.) историки иногда считают первым королем Англии, а его внук Альфред Великий [143] (правил в 871-899 гг.), победивший датчан, первым из королей Уэссекса уже официально именовал себя королем Англии. Хотя Альфред по заслугам именуется Великим, в первые годы его правления популярность молодого короля у народа была невелика. Его считали заносчивым и высокомерным правителем, покушающимся на права и свободы народа, самому же Альфреду не хватало сдержанности и терпения, он все дела хотел решать единолично, без совета со знатью и народом. Только тяжёлые поражения от датчан, когда Альфреду приходилось скрываться в болотах как изгнаннику, научили его терпению и мудрости [144], с другой стороны и англичане, испытав на себе разорительные набеги чужеземцев, стали серьёзней относиться к государственному строительству.
В царствование Альфреда Великого и его наследников: сына Эдуарда Старшего [145] и внука Этельстана [146] Англосаксонское государство переживало эпоху своего расцвета. Созданные после военной реформы армия и флот нанесли поражения датчанам, и не только область Датского права (Danelaw) [147] была подчинена королям Англии, но их верховную власть признали почти все правители Британии, в том числе и кельтские. Прекратились разорительные набеги датчан и норвежцев, в стране был восстановлено правильное действие суда, поддерживался мир и порядок, стало возможным путешествовать по дорогам без опасения за свою жизнь и имущество, наконец, Англия переживала культурный подъем, и если и не была счастливой «Аркадией», то по уровню безопасности и благоустройства Англию этого времени вполне можно поставить в один ряд с Франкской Империей времён Карла Великого и первых Каролингов. И главной причиной, приведшей к этим положительным результатам, было создание централизованного государства, полицейская деятельность которого - то есть деятельность, направленная на создание условий безопасности и благосостояния - принесла свои плоды.
Однако следует отметить, что в эпоху Альфреда Великого и усиления государства процесс социального расслоения английского общества не только не замедлился, но даже ускорился, причём именно власти приложили для этого немало усилий. Роль мелкого свободного крестьянства падает, а в политическом отношении сводится почти к нулю, и соответственно вырастает роль знати. А поскольку королевское достоинство у англичан держалось главным образом привязанностью низших классов, их ослабление означало ослабление власти короля и создало предпосылки для упадка государства и возникновения феодальной раздробленности, которая и сменила эпоху расцвета Англосаксонского королевства.
Однако об эпохе упадка речь пойдет в дальнейшем, а в настоящем разделе, в соответствии с утверждением Гнейста: «войско, суд, и церковь на всем протяжении средних веков составляют те три основы, на которых развивается система общественной жизни Англии» [148], рассмотрим, какие реформы происходят в этих сферах.
Поскольку важнейшей проблемой раннего средневековья была проблема безопасности [149], начнём с военной реформы. Фирд - то есть ополчение свободных крестьян - уже не удовлетворял военным задачам, стоящим перед Англосаксонским королевством. Ополчение трудно было собирать, потому что это отрывало крестьян от сельскохозяйственной работы, да и качество вооружения и уровень подготовки ополченцев оставляли желать лучшего, поэтому уже в германскую эпоху сложились сотни как единицы, должные выставлять определённое число воинов. Реформы Альфреда Великого пошли дальше: он не отказался окончательно от возможности собирать народное ополчение, но установил, что от каждого земельного участка в 5 гайд [150] должен выставляться один профессиональный воин - тен (thegn, в более позднем варианте thane или thayn), снабжённый всем необходимым: тэн являлся в войско на коне и тяжеловооружённым, приводя с собой несколько пеших легковооружённых воинов. Большое внимание Альфред Великий уделил строительство крепостей - бургов, население которых получило ряд льгот, что способствовало быстрому росту городов. Наконец, был создан многочисленный флот.
В результате сложился следующий состав войска: 1) король со своими дружинниками, которые именовались королевскими тэнами и имели вергельд 1600 шиллингов 2) эолдермены (высшая знать) со своими отрядами 3) духовенство (также со своими отрядами) 4) тэны с вергельдом 600 шиллингов (которые не обеспечивались земельным наделом в 5 гайд), 5) свободные кэрлы с вергельдом 200 шиллингов, составлявшие ополчение (фирд) и 6) бурговые люди, которые составляли гарнизоны крепостей и строили укрепления [151]. Это была уже боеспособная армия.
Связь военной службы с земельным владением была традиционной для этой эпохи, именно доходы от земельного владения позволяли землевладельцу сосредоточить свои силы на подготовке к военной службе и содержать собственный вооружённый отряд. Однако этим в англосаксонское общество было внесено фундаментальное социальное неравенство: образовался многочисленный класс военно-служилого сословия, содержание которого должно было взять на себя крестьянство. Вергельд [152] тэна в Уэссексе составлял 1200 серебряных шиллингов, то есть был в шесть раз выше, чем вергельд крестьянина, а в некоторых регионах ещё больше. Ранг тэна был наследственным, однако социальный статус тэна определялся не его происхождением, а местом, занимаемым в королевской или графской администрации.
Верхушку прослойки тэнов составляли королевские тэны - лица, находящиеся на службе у короля при дворе или в качестве представителей в регионах. Они служили связующим звеном между королём и его подданными и выполняли поручения монарха. Король, в свою очередь, обеспечивал поддержание высокого статуса тэнов и наделял их землями на праве бокленда. Помимо королевских тэнов существовали служилые люди эрлов (англосаксонских графов). Тэны, занимающие ведущие должности в центральном аппарате государственного управления, также могли иметь собственных тэнов, представляющих их интересы в судах и выполняющих другие поручения. Эти две группы представляли собой нижний слой служилых людей Англии. Тот факт, что именно король был непосредственным сеньором большинства тэнов [153], проживавших в разных концах страны, обеспечивал устойчивость Англосаксонской монархии.
Второй причиной падения роли свободного крестьянства стала раздача королем «боклендов» - земель, населённых свободными крестьянами [154] в условное владение, освобождённое от всех повинностей, кроме военных. Важнейшей привилегией был отказ короля от взимания продуктовой ренты (которая до введения «датских денег» была единственной замаскированной формой земельного налога), что позволяло владельцу бокленда изымать её в свою пользу. Существенным для последующей феодализации земель, предоставленных на праве бокленда, стало закрепление наследственного характера этого держания и свободы распоряжения правами в отношении этих земель (включая продажу, дарение и другие способы отчуждения). Если первоначально пожалование земли в бокленд не влекло изменений в социальном статусе проживающих на данной территории свободных крестьян - кэрлов, то постепенно владельцы боклендов (тэны, церковь) начали подчинять себе экономически и юридически мелких земледельцев, устанавливая отработочную повинность, что приводило к появлению зависимого крестьянства.
Военная, судебная, полицейская и даже церковная организации страны были до такой степени приноровлены к повинностям, которые несло землевладение, что безземельный как бы и не существовал вовсе для непосредственных потребностей общественной жизни. И не только земли не имеющие, но даже те, кто имели по одному гуфу, в весьма несовершенной степени могли удовлетворять государственным и общественным потребностям. Таким образом, с развитием частного землевладения сужается круг лиц, имеющих значение для государства. Большинство свободных людей переходит в распоряжение землевладельцев, и теряют этим непосредственное подчинение государству. Через всю систему землевладения начинает проходить черта зависимости, стремящаяся к юридическому узаконению. Сила владения и собственность дает возможности, а услуги, оказываемые государству - правовое основание для сословных подразделений. С другой стороны, правило это имело и обратную силу: владевший пятью гайдами земли кэрл приравнивался в своих правах к тэну [155]. Тэном мог стать и купец, трижды плававший за море.
Рост территории государства также способствовал отмиранию роли народных собраний, собрать которые на уровне государства и даже отдельных регионов было уже совершенно невозможно, и только на местном уровне они сохраняли своё значение. Однако, в отличие от большинства стран континентальной Европы, личные не политические права и свободы английского крестьянина сохранялись весь Англосаксонский период, и отношение к зависимому, но лично свободному крестьянину как к рабу было невозможным.
Рост территории королевства и усложнение военных и судебных задач привели также к возникновению в Англии как организованного центрального управления, так и структур местного управления, призванных разгрузить центральную администрацию. Власть короля приобретает публично-правовой характер, а преступления против государства караются уже не как частные, а как политические преступления. Исключительный характер королевской властью опирается и на авторитет Церкви, король во время коронации принимает «помазание», которое свидетельствует о том, что власть короля вручена ему Богом, и ему надлежит повиноваться не только за страх, но и за совесть.
Центральное управление государством замыкается на личности короля, и опирается на два инструмента:
1. королевский двор, в котором сосредотачивались все отрасли управления;
2. витенагемот - совет старейших.
Королевский двор Англосаксонских королей, как и других королей Европы, вырастает из личного хозяйства короля, и первоначально совпадал с ним из-за ограниченности задач и функций власти. В правление Альфреда Великого королевский двор приобретает определённое внутреннее устройство, и в нем возникают отдельные структуры, отечественные за определённые сферы управления. Альфред Великий сделал службу при дворе обязанностью высшей знати, и каждый должен был определённое время в году находиться при дворе для исполнения государственных обязанностей. Большую роль при дворе играли священнослужители, так как грамотность сосредотачивалась в основном в этом сословии, они составляли и редактировали королевские распоряжения, грамоты и прокламации, они же вели кодификацию законов. Двор королей как эпохи Гептархии, так и Альфреда Великого и его наследников в эти годы постоянно перемещался по стране [156], так как в отсутствие средств связи управлять можно было только присутствуя на местности, хотя существовали и постоянные королевские резиденции.
Альфред произвел реформу и государственных финансов, которые ранее не отделялись от личных средств короля. Доходы разделялись на две части, одна из которых шла на нужды Церкви, а вторая делилась на три части, одна из которых шла на содержание тех, кто находился на дворцовой службе, вторая - на оплату дворцовых слуг, а третья - на подарки прибывавшим ко двору иностранцам.
Источниками доходов была в первую очередь «фирма» (feorm): продуктовая рента, причитающаяся королю по традиции со всех свободных не как налог, а как дары гостеприимства, хотя размеры ренты были уже установлены законом, и она могла заменяться денежным выражением [157], доходы с личных земель короля, которыми он пользовался как землевладелец, дань от подвластных правителей, пошлины, штрафы и.т.д.
«Датские деньги» были налогом экстраординарным, и после победы над датчанами и завоевания «области датского права», перестали взиматься до 991 года после Р.Х., когда датчане снова вторглись в Англию. В начале XI века этот платёж приобрёл характер всеобщего налога на финансирование организации обороны страны, а после 1012 года «датские деньги» в Англии стали взиматься практически ежегодно и уже не направлялись исключительно на уплату выкупа. При Кнуде Великом, датском короле Англии, и его сыновьях собранные средства расходовались на содержание армии, сбор приобрёл характер военного налога и получил название херегельда (др.-англ. heregeld - военные деньги). Херегельд оставался одним из важнейших источников пополнения казны Англосаксонского государства вплоть до 1051 года, когда этот налог был упразднён Эдуардом Исповедником.
Формально говоря, король обладал высшей судебной, военной и административной властью, отвечал за поддержание королевского мира, а также осуществлял организационную власть в Церкви. Все эти виды власти он как помазанник Божий мог реализовывать единолично, но на практике ни один король так не поступал. Напротив, короли даже до объединения Англии демонстрировали, что принимают решения не одни, а в согласии с мудрыми людьми. Процитируем введение к уже упоминавшейся «Правде Инэ»:«Я, Инэ, Божьей милостью король Уэссексов, по совету и наставлению отца моего Cendredes и епископов моих Heddes и Еоrcenwoldes держал совет со всеми моими элдерманами и знатнейшими мудрыми (уитанами), а также с великим собранием служителей Бога о спасении наших душ и состоянии Нашего государства; о том, чтобы не только были укреплены и обеспечены в Нашем народе справедливые обычаи и справедливые королевские веления, но чтобы ни один элдерман, ни один из Наших подвластных не извращал впредь этих Наших велений» [158].
Название «витенагемот» (witena gemot) на англосаксонском языке означало «собрание мудрых людей» от древнего английского witan - мудрец, советник и gemot - собрание. Витенагемот происходил от существовавшего ещё у германцев совета старейшин, и по своей природе являлся не парламентом, представлявшим «землю», а королевским советом, и король мог назначать в витенагемот тех, кого считал нужным. Однако в реальности от статуса членов витенагемота зависело очень многое: если в совете заседали сильные и авторитетные люди, то и решения, утверждённые им, пользовались большей силой. Большинство членов витенагемота были представителями высшей знати и духовенства, и только с их согласия король принимал законы, вершил королевский суд, витенагемот принимал решения о войне и мире (поскольку важнейшей частью армии были вооружённые отряды знати и духовных лиц), наконец, при необходимости витенагемот выбирал и утверждал короля. Именно при Алоьфреде Великом был утверждён первый общий для Англии кодекс законов, который систематизировал и упорядочивал уже имевшееся законодательство.
Увеличение территории государства уже в эпоху Гептархии вызвало разделение королевства Уэссекс на отдельные регионы, так как снаряжение народного ополчения и регулярное производство суда требовало создания группировки по округам не слишком большого протяжения. В годы правления Альфреда Великого и его преемников сложилось разделение территории Англии на shire (графства), сохранившееся до наших дней, к концу Англосаксонского периода Англия разделялась на 32 графства.
Английский термин shire (термин conty появляется позже) происходит от англосаксонского scir, которое означает просто разделение [159]. Некоторые графства до поглощения их Уэссексом были отдельными государствами, а некоторые возникли просто для удобства управления, и первоначально между двумя типами графств существовали серьёзные отличия, но постепенно различия эти сгладились, и установился единый порядок управления графствами. Несмотря на то, что границы графств и их подразделений определяла воля короля, на деле они редко менялись, и графства сохраняли свою целостность и устойчивость, хотя и сильно различались по своим размерам.
В соответствии с административным, судебным и полицейским делением страны находилось положение должностных лиц Англосаксонской монархии и прежде всего двух главнейших должностей - эальдормена и ширгерефа. Как и в территориальном делении, здесь сталкиваются два принципа: исторический, играющий главную роль при установлении должности Эальдормена, и административный - при образовании должности ширгерефа.
Ealderman (Dux, Comes) есть высший государственный сановник Англосаксонского периода. После присоединения небольших королевств верховная власть нового общего правителя выражалась только в некоторых почётных прерогативах, прежние самостоятельные королевства сохраняли собственные земские собрания, и собственного «подкороля» в качестве главы войска и суда. Древний Эальдормен и был в полном смысле слова вице-король, subregulus [160]. Часто им оставался старый король, отказавшийся от власти, или его родственник. Само наименование Эальдормена - старейшины - указывает на его происхождения от старых племенных вождей. Первоначально при назначении Эальдормена необходимо было даже решение народного собрания, однако короли старались понизить статус Эальдорменов.
Эальдормен являлся наместником короля в трёх отношениях:
1. Он собирал народное ополчение графства и приводил его в королевскую армию;
2. Он председательствовал в ширгемоте (shir gemote) - совете и суде графства;
3. Он являлся главным охранителем мира своего графства.
Суд графства (shir gemote) собирался два раза в год, и в его компетенции находилась в основном уголовная юстиция. Судейские обязанности исполнялись на нем обыкновенно членами поземельной аристократии, танами. Двенадцать этих крупных собственников образовывали трибунал. Из-за необходимости постоянного участия для обретения навыков, суд графства с самого начала является собранием крупных землевладельцев [161], и витаны слагаются как сословие.
А вот ширгерефа изначально был назначенным королем чиновником, который должен был помогать эальдормену в исполнении его обязанностей, а также заведовать личным делами короля в графстве. Отсюда и его название шир герефа - от англосаксонского scir-geref - управитель графства. Наименование герефа носили не только чиновники короля, но и управители частных имений, хотя по статусу они и уступали королевским чиновникам. Ширгерефа знаком отечественному читателю под более поздним наименованием - шерифа [162].
В должностных обязанностях ширгерефа на первом плане выступает финансовая сторона и заведование личными делами короля. В тех графствах, где есть королевские домены или регалии, ими всегда заведует ширгерефа за исключением тех случаев, когда назначен специальный управляющий. Помимо эальдормена, ответственность по счётной части всегда лежит на ширгерефе. Непосредственное соприкосновение ширгерефа с королевскими доходами приводит его в тесное отношение с делами военными, судебного и полицейского управления [163]. Первоначально должность ширгерефа была малозначимой по сравнению с должностью эальдормена, но как часто бывает в бюрократической системе, должность менее почётная, но связанная с реальными, в том числе и финансовыми полномочиями, постепенно стала более важной, и именно ширгерефа стал фактически исполнять все обязанности эальдормена. После же того, когда один эальдормен стал назначаться правителем нескольких графств [164], ширгереф превратился в полноправного управителя графства.
Графства в свою очередь делились на сотни [165], которые к X веку после Р.Х. превратились из счётной военной единицы в структуру местного управления и просуществовали до конца XIX века. Распределение сотен по графствам резко отличалось в разных регионах страны: так южноанглийское графство Девон подразделялось на 32 сотни, тогда как Лестершир, возникший в области датского права, включал в себя 4, а позднее - 6 сотен. Судебная коллегия сотни (hundred - gemot) собиралась 12 раз в году. Она произносило приговоры по обычным гражданским делам, по менее важным уголовным делам, а также ей принадлежала мировая юрисдикция, она ведала вопросами сбора налогов и других платежей королю и организовывала набор национального ополчения - фирда. Постепенно накопляются и другие дела сотен: способствовать сохранению общественного порядка, представлять своих сочленов к суду, преследовать воров и.т.д. Хотя все свободные люди, проживающие на подведомственной сотне территории, имели право принимать участие в собрании, в действительности только более богатые собственники играли в нем действительную роль. Они составляли трибунал, обычно из 12 лиц, подобно тому, как король назначает witan’ов, эальдормен и шифгерефа в судах сотни назначали судей из числа судебных мужей графства. Место сотни в административном делении восточных регионов Англии (Йоркшир, Дербишир, Лестершир, Нортгемптоншир, Ноттингемшир, Линкольншир и Ратленд) занимал уэпентейк (англ. wapentake). Это связано с тем, что в X веке, когда в остальных частях Англии формировалась система сотен, восточные области были захвачены датскими викингами и получили административное деление по скандинавскому образцу.
Казалось бы, сотня должна была получить от короля своего специального сотенного герефу, но этого не происходит. Вообще единообразного обустройства сотни не происходит, и ответственность за её работу лежит на ширгерефе, что в норманнский период считается уже старинным обычаем.
Бурги (города) также могли представлять собой отдельные административные единицы. Постепенное развитие торговли и промышленности привело к возрождению городов в Англии, особенно же содействовала развитию бургов военная реформа Альфреда Великого, который превратил бург в постоянно занятые гарнизонами укреплённые пункты, для чего к каждому бургу было приписано определённое количество земли. Эдуард издал постановления, согласно которым рынки должны находиться в поселениях, укреплённых стенами, что также содействовало развитию городов. В бургах находились монетные дворы, чеканившие монету. Так, в Лондоне было более 20 монетных дворов, в Йорке - 12, в Линкольне и Винчестере - 8-9, в Честере - 8, в Оксфорде и Кембридже - 7, в Тетфорде, Глостере и Вустере - 6 и т.д.
Численность населения городов была относительно небольшой: согласно современным исследованиям, в Йорке проживало более 8000 жителей, в Линкольне и Норидже - 6500, в Оксфорде - около 3500 человек [166]. Однако основная масса англосаксонских бургов насчитывала не более нескольких сотен жителей. Особое место среди городов Англии занимал Лондон, который по числу жителей, торговому обороту и развитию системы управления резко отличался от всех остальных городов страны.
Сложность управления бургом заключалась в том, что его население было чрезвычайно разнородно: здесь были и свободные землевладельцы, и безземельные свободные, и люди, находящиеся на королевской службе, и иностранцы, и несвободные люди. Поэтому бурги получали право на особые судебные собрания, в которых участвовали только горожане. В Лондоне существовал особый торговый суд, призванный специально решать торговые дела, что для остальной Англии было ещё в диковинку. Однако окончательное становление города в Англии относится уже к XI веку после Р.Х.
Королевскую власть в бургах представляли бургерефы и просто герефы для поселений. Portgerefa имелись в торговых пунктах, имеющих особое значение для сборов в пользу короля. В менее значительных местах Wicgerefa. Во многих городах, даже достигших большого значения, герефы остается в этом звании, даже в Лондоне в VII столетии.
Наконец, ещё одной административной единицей, имеющей право организации суда, а следовательно и публично-правовой властью, стало частное поместье, после норманнского завоевания получившее название манор (manor).
Примечания:
[142] Эгберт Великий (англосаксон. Ecgbryht, англ. Egbert, Eagberht) (769/771 - 4 февраля или июнь 839) - король Уэссекса, правил в 802 - 839 годах. Впервые в истории объединил под властью одного правителя большинство земель, находящихся на территории современной Англии, а оставшиеся области признали над собой его верховную власть.
[143] Альфред Великий (англосаксон. Ælfrēd se Grēata; англ. Alfred the Great; ок. 849 - 26 октября 899 или 28 октября 901) - король Уэссекса, правил в 871-899/901 годах, первый из королей Уэссекса, использовавший в официальных документах титул король Англии.
[144] Когда Альфред скрывался в хижине рыбака, жена хозяина поручила ему наблюдать за хлебом в печи, а он, занявшись починкой своего оружия, забыл о нём и сжёг хлеб. Тогда разгневанная женщина сурово выбранила его, и король со смирением выслушал попреки. Д.Р.Грин «История Англии и английского народа», Москва, 2005 год
[145] Эдуард Старший (англ. Edward the Elder) (между 869 и 877 - 17 июля 924) - король Англии, правил в 899/901 - 924 годах, сын короля Альфреда Великого и Эльсвиты.
[146] Этельстан (Æðelstān, ок. 895 - 27 октября 939) - король Англии, правил в 924/925 - 939 годах, из Уэссекской династии, сын Эдуарда I Старшего. Этельстан является ярким примером нарушения строго порядка при престолонаследии, он - незаконнорожденный сын Эдуарда I и правил после недолгого правления другого его сына Этельвирда, который даже не успел короноваться. Был ли Этельвирд убит или умер своей смертью - вопрос до сих пор не решённый.
[147] Северная и Северо-Восточная Англии, часть Восточной Англии
[148] Рудольф Гнейст «История государственных учреждений Англии (Englische Verfassungsgeschichte)», Москва, 1885 год, стр.4
[149] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, А.В.Чуев «Нужно ли бояться полицейского государства? Часть I. Полицейское право: наука о благоустройстве государства и общества. Первый и второй этапы возникновения полицейского права». Муниципальная власть, №5, 2009 год, Москва, стр.100-116
[150] Напомним - гайда, участок, первоначально достаточный для прокормления большой семьи
[151] В.В.Штокмар, «История Англии», СПб, 2005 год, стр.34
[152] Выкуп за убийство
[153] В отличие от классического феодального принципа «вассал моего вассала - не мой вассал».
[154] В отличие от пожалований из не распределённого фолкленда, либо вовсе не населённых, либо населённых несвободными людьми
[155] В том числе и в вергельде
[156] Постоянно путешествовали и дворы королей континентальной Европы
[157] Земли, переданные в бокленд, платили «фирма» владельцам бокленда.
[158] Правде короля Инэ - VII века:
http://www.osh.ru/pedia/history/justice/Europa/Ine.shtml[159] Хоббитания - место жительство хоббитов у Дж.Р.Р.Толкина - также именуется Шир (англ. The Shire, в ряде переводов - Хоббитшир, Удел, Хоббитания)
[160] Рудольф Гнейст «История государственных учреждений Англии (Englische Verfassungsgeschichte)», Москва, 1885 год, стр.47-48
[161] Напомним, что в Афинской республике времен Перикла полагалась плата за участие в государственной жизни: участие в суде, народном собрании или даже в посещении театра. Иначе бедняки не могли бы участвовать в общественной жизни. В Англии времен англосаксонской эпохи плата и даже компенсация расходов не предполагалась, поэтому небогатые граждане всеми силами избегали участия.
[162] Именно шериф Ноттингемский был главным противником Робин Гуда
[163] Рудольф Гнейст «История государственных учреждений Англии (Englische Verfassungsgeschichte)», Москва, 1885 год, стр.33-34
[164] С целью объединения их военных сил для отражения возобновившихся вторжений датчан и норвежцев
[165] Некоторые большие графства разделялись на трети, но деление это было неустойчивым и не привилось.
[166] Tait, J. The Medieval English Borough, Mahchaster, 1936
Далее:
часть 7