Далее осмотрим античные памятники южного склона Акрополя.
Вначале небольшой исторический экскурс.
С 5 века до н.э. южный склон Акрополя был центром религиозной и культурной жизни Афин. В Одеоне Перикла и позднее Геродионе афиняне смотрели мусические состязания, в святилище Нимфы приносили посвятительные дары для благословения браков. Страдающие от увечий и болезней возлагали свои надежды на святилище Асклепия. В театра Диониса проходили представления древнегреческих трагедий.
После конца античного мира южный склон изменил свой облик. В 5-6 веках н.э. здесь были построены две раннехристианские базилики. Одна на территории Асклепиона, посвященная христианским целителям Святым Бессребреникам, и вторая в восточном боковом проходе театра Диониса. Последняя была разрушена и позже в 11-12 веках на ее месте была построена церковь Святого Георгия Александрийского, которая также была разрушена во время боевых действий в годы Греческой Революции. После завоевания Греции крестоносцами в 13 веке на территории южного склона была построена крепостная стена, получившая название "Ризокастро" ("Стена у подножия").
В годы турецкого владычества южный склон, который опустел во времена латинского владычества, снова стал обитаем. Античные памятники, как можно видеть на рисунках путешественников этого времени находились под слоем почвы. После Революции 1821 года и возникновения нового Греческого государства на территории южного склона началось формирование замечательного археологического заповедника, на территории которого до сих пор продолжаются раскопки и работы по консервации античных памятников.
Как я уже писал, территория южного склона входит число объектов, которые можно посетить по единому билету за 12 евро.
Вид на южный склон с холма Филлопану
и из нового музея Акрополя.
В начале заглянем на восточную сторону южного склона, здесь под навесом собраны скульптурные произведения из театра Диониса и находки с более обширной территории святилища бога.
Монументальный алтарь Диониса 2 века до н.э., украшенный рельефными масками сатиров, розеттами и гирляндами из листьев плюща. Плющ был одним из символов Диониса, а козлообразные демоны сатиры были членами его свиты.
Остатки статуй. Третья слева - статуя старика Силена 2 -1 век до н.э., изображенного в виде титана, по одной из версий, державшего на своих плечах небо.
Постаменты.
Далее по древней дороге направимся к театру Диониса Элевферского.
У его юго-восточной подпорной стены в 4 веке до н.э. были установлены скульптуры трех великих трагиков Эврипида, Софокла и Эсхила, сохранившиеся в римских копиях, в типичных позах и одеждах выдающихся афинских граждан. Правее от них в 3 веке до н.э. была установлена статуя сидящего Менандра - выдающегося древнегреческого комедиографа.
Примерный вид этой скульптурной группы вырезка с таблички перед ней.
Постаменты и скульптуры трагиков утрачены. Статую сидящего Менандра недавно восстановили. Произведения великого комедиографа до начала 20 века считались утраченными, но в 1905 году в Египте на территории древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов 6 века, среди которых книги с комедиями Менандра, всего около 1300 стихов из нескольких его комедий.
Театр в древней Греции был совсем не похож на современный, он являлся частью празднеств и носил характер состязания. В 5 и 4 веках до н.э. драматические состязания проводились главным образом во время Великих или Городских Дионисий, пышных ежегодных праздников в честь Диониса, бога растительности, вина и опьянения. В этих состязаниях принимали участие после предварительного отбора три поэта-трагика и пять поэтов-комедиографов, которые представляли публике свои произведения с восхода до заката солнца в течение определенных дней. После завершения всех представлений комиссия из десяти членов провозглашала победителя. Эти драматические состязания были одним из наиболее значительных событий в жизни города и были источником духовного воспитания граждан.
Театр Диониса самый значительный памятник на южном склоне Акрополя состоит из трех основных частей: Орхестры (от глагола orheomai "танцевать") - круглой площадки, на которой происходило действие, Скены (дословно "палатка") - продолговатого сооружения, в котором актеры меняли одежды и которая служила в качестве декораций и чаши - склон в виде амфитеатра с сиденьями для зрителей. Изначально в 6 веке до н.э. театр Диониса состоял только из орхестры, а зрители располагались на склоне холма. Позже в 5 веке до н.э. появились деревянные сиденья для зрителей. Свой монументальный вид театр приобрел во времена Ликурга около 330 года до н.э. Тогда чаша театра простиралась почти до подножия скалы и вмещала до 15-16 тыс. зрителей.
Форма этой гигантской чаши и ее подпорные стены хорошо видны вот на этом снимке, снятом с высоты Акрополя. Справа внизу видна также лестница для входа на верхние ярусы амфитеатра.
В первом ряду сидений стояло 67 мраморных тронов для представителей афинского жречества. Каждый трон снабжен надписью, сообщающей сан лица для которого этот трон предназначен. В центре выделяется трон жреца Диониса Элевферского.
Слева на снимке, группа студентов слушающих лекцию докладчика. Пока я обходил южный склон, они так и сидели на одном месте.
Вид на театр сверху.
Скена времен Ликурга была каменной и представляла собой прямоугольное сооружение с двумя выступающими крыльями. Позже во 2-1 веке до н.э., когда действие актеров переместилось с охестры на скену, она получила второй этаж и при императоре Нероне (середина 1 века н.э.) была заменена новым сооружением впечатляющих размеров.
Не уверен, но возможно это его остатки.
Во 2-3 веке нашей эры перед скеной появился логей, возвышение для произнесения речей актерами Дошедший до нас вид скена получила в 5 веке н.э., когда архонт Федр, помимо прочих преобразований, на торце этого возвышения поместил рельефные плиты с изображениями сцен из жизни Диониса, снятые с более раннего памятника 2 века н.э.
После античной эпохи театр Диониса был постепенно заброшен и в средние века оказался скрыт под слоем почвы. Снова он появился на свет в результате раскопок 19 века. Последние работы по расчистке чаши театра были проведены в 1998-2004 годах, в настоящее время продолжаются работы по консервации и реставрации.
Вдоль левой подпорной стены театра пройдем дальше на запад.
Слева открывается вид на огромный портик, построенный около 160 года до н.э. на средства пергамского царя Эвмена II - портик Эвмена, длиной 163 и шириной 17 метров. На первом фото можно разглядеть его в общем виде. Здесь афиняне собирались в перерыве между театральными представлениями и во время, когда погодные условия не позволяли им находиться под открытым небом. Сейчас на портике ведутся восстановительные работы и пройти вдоль него не удалось.
Вот его реконструкция, изображенная на поясняющей табличке.
Вид портика поближе.
У западной подпорной стены театра Диониса располагается Асклепион, который был не только святилищем Асклепия, но и лечебницей, куда приходили страждущие, чтобы избавиться от мучивших их недугов. Первоначально исцеление зависело только от бога, но в последствии благополучный исход также достигался благодаря медицинской науке.
Недавно на территории святилища была восстановлена часть дорийского портика Асклепиона.
Экспонаты под навесом Асклепиона. Здесь выставлены находки с надписями из этого святилища, посвятительные стелы из мрамора и паролита, мраморные постаменты и алтари в центре, один из которых посвящен Гераклу (3 - 2 век до н.э.), второй (1 век до н.э.) - Гермесу, Афродите, Пану и нимфам и Исиде.
По верху портика Эвмена проходит дорога к Одеону Герода Аттика. По пути встречается вот это сооружение, к сожалению не смог точно его идентифицировать. Смутно вспоминается, что на табличке было написано, что это какое-то хранилище для воды.
Выяснилось, что здесь находится еще один вход в Акрополь, боковой с отдельной кассой. Ее видно в центре этого снимка.
Одеон Герода Аттика был построен на средства Герода, отпрыска богатой семьи из Марафона в Аттике в память о своей супруге Регилле в период между 160 и 174 годом нашей эры. По описаниям путешественника Павсания, посетившего Афины в 174 году это было грандиозное сооружения с кровлей из кедрового дерева и впечатляющей скеной, стена которой на высоту 28 метров сохранилась до нашего времени.
Вид на стену скены Одеона Герода снаружи.
и изнутри.
Одеон Герода был реконструирован в 50-х годах, в частности восстановлена сцена и амфитеатр. С 1957 года здесь проводятся различные культурные мероприятия.
На обратном пути я зашел на восточную сторону южного склона. Несколько фотографий с этой стороны.
Небольшая церквушка 19 века на месте разрушенной церкви Святого Георгия Александрийского.
Продолжение Еще об Афинах.
Вступление. Акрополь. Часть 1. Акрополь. Часть 2. Ареопаг.