Сегодняшним постом закрываю тему о достопримечательностях Кримулды и расскажу об одном из наиболее интересных объектов там - Лабиринте Лилии Кримулдской церкви (Krimuldas baznīcas Lilijas labirints). Я всегда была неравнодушна к лабиринтам, но после прочтения "Хроник Амбера" Роджера Желязны, где высказывалась идея неких посвящений при проходе Великого Лабиринта Амбера, стало любопытно. Так вот, лабиринт в Кримулде создан практически из тех же соображений по большому счету, что и Амберский. Это не туристический аттракцион, а средство работы над собой...
Правда, надо помнить, что философский аспект лабиринта как символа у Р. Желязны в «Хрониках Амбера» вообще является главным воплощением силы и является изначальной точкой всех существующих миров. В Кримулде все гораздо скромнее. :-)) Кстати, не нашла в Интернете ни одной нормальной иллюстрации с изображением Амберского лабиринта, кроме такой:
Но прежде чем углубиться в лабиринты, хочу привести здесь несколько ссылок о Кримулде и церкви, которые не вошли в предыдущую часть из-за ограниченного размера поста в ЖЖ.
Такое поэтичное описание об этих местах можно встретить в Интернете:
Ехать туда лучше по шоссе Рига-Валмиера. В Рагане сворачивают на Кримулду
Захватывающую дух красоту увидит путник, едущий из поселка Рагана («Ведьма») на Кримулду. Холмистая местность, по которой идет прямая дорога, открывает взору и разноцветные поля, и лесные массивы, и разбросанные отдельные хутора, обязательно окруженные группами деревьев, фруктовыми садами. В любое время года глаз не может остаться равнодушным к этой картине, но особенно красив этот лубок осенью, когда зеленая палитра «теплеет», когда общую, слегка пожелтевшую, зелень лесов освежают коричнево-красные «мазки» отдельных деревьев, когда фактуру сжатых полей украшают рельефные копны хлеба, скирды сена или еще не убранные тюки прессованной соломы. И обязательно одно из полей будет оживлено анималистом - природой нанесенным на холст пейзажа пасущимся стадом любимых у нас коров черно-белой породы.
Где-нибудь на вершине холма путник обязательно остановится, выйдет из машины и замрет перед этим как бы нарочно собранным на полотне пейзажа разнообразием рельефа природы, результатом труда крестьянина.
А вон там, правее дороги, из рощицы высится белая церквушка, иглой торчащая из разнопестрой оранжево-желтой листвы засыпающих на зиму деревьев. Ее шпиль, по лютеранской традиции украшенный бдительно глядящим вдаль петушком, стройностью напоминает Петербургское адмиралтейство. Кучерявая листва деревьев подчеркивает его безаппеляционную вертикальность, естественная под ним роща видится надежным основанием, фундаментом изящного творения человеческих рук. Да и сочетание цветов (белая церковь - желто-оранжевые «мазки» листвы) пробуждают благородные мысли, напоминают, что чистота, честность, трудолюбие, в конечном итоге, всегда обрамляются золотом.
А на том холме, посреди сжатого поля, много десятилетий глядит вокруг, как берегущий покой красоты витязь, развесистый дуб, сохранивший густую листву, еще не тронутою кистью осени. Долго он будет зеленеть наперекор всем ветрам, дождям и заморозкам, долго еще будет напоминать нам лето, когда все вокруг сочно зеленело. Усыпал под собою землю дуб своими плодами - желудями; шуршат в пожухлой траве мышки, собирая дары осени, таская их в норы на долгую снежную зиму.
http://www.proza.ru/2008/04/06/533 Кратко напомню еще раз о церкви:
Старейшая церковь в Латвии. Была одной из первых церквей в Ливонии и со многими изменениями сохранилась до наших дней. Также и роскошью своего интерьера не поражает, истинное богатство здесь - многие происшествия, связанные с этим местом. Рядом с церковью находится городище Кубеселе, где построен пасторат. У подножия городища находится холмик, который считают местом захоронения Каупо, однако предполагается и что Каупо похоронен в самой церкви. Церковь - памятник архитектуры государственного значения. В 1205 г. проповедник Аллобранд основал церковь в населенном ливами Кубеселе, близ сожженного замка Каупо. От церкви в 1613 г. остались только четыре стены. Восстановительные работы начались в 1643 г. и в 1699-1701 гг. До 2-й пол. 17 в. архитектура церкви была проста: строение с двускатной крышей, покрытой красной черепицей и с небольшими глубокими окнами. В конце 17 в. на каком-то поросшем ивами холмике был расположен колокол. Только в 1699 г. мастер Веде сделал тогдашним видземским церквям характерные шпили, увенчанные ядром и петухом. В 18 в. построили пасторат. Обширные перестройки произошли в 1865 г.
В 1902-05 гг. на месте деревянной башни воздвигли массивную каменную башню высотой 46 м по проекту Августа Рейнберга. Во время 1-й мировой войны башня была расстреляна и восстановлена в 1924 г. В хронике Генриха упомянуто, что Каупо похоронен в Кубеселе. Согласно преданием, это могло быть как возле пастората, так и в самой церкви.
http://www.vietas.lv/objekts/krimuldas_luteranu_baznica/ Церковь и достопримечательности в округе:
И чтобы два раза не вставать, несколько изображений разных достопримечательностей в районе Кримулдской церкви.
Большой камень у Рунтиньупите (старинная открытка):
Кримулдское имение:
Развалины Кримулдского средневекового замка:
И ссылки на ресурсы о церкви:
Официальный сайт:
http://www.krimuldasbaznica.lv/Krimuldas baznīca
http://www.panoramio.com/photo/10503551На Викимапии
http://wikimapia.org/#lat=57.1621555&lon=24.7632694&z=14&v=2Фото церкви:
http://www.tournet.lv/page.php?id=682 http://renatar.livejournal.com/182678.html?thread=9871766#t9871766Kubesele Nature Trail (Сведения об этих местах с сайта Национального парка Гауя)
http://www.gnp.gov.lv/public/eng/for_tourists/kubesele_nature_trail/ О выставке в церкви:
Этим летом посетителям самой древней на территории Латвии Кримулдской церкви, что неподалеку от Сигулды, посчастливилось увидеть замечательные творения группы Пазарх под названием «В Начале...»
Пазарх - имя мальчика. Не придуманное. Не грузинское. Не латышское. Не русское. Настоящее, опирающееся на нечто прочное, надежное, как Земля. Как рассказывают сами художники, первой их работой и было «Начало» - рабочее название «Рождество»: «Тут мы хотели выразить суть начала всех начал. С этой работой связана интересная история. Мы дали ее одной знакомой паре, которая 17 лет была бездетна. И случилось чудо - у них родился сын. Ему сейчас уже 10 лет. С этой работы все и началось».
Пазарх - группа молодых художников из Латвии, Грузии и России, объединенных общим делом более десятка лет.
http://www.baltic-course.com/archive/rus/index.htm-read=279.htm Фото церкви в 2002 году:
А теперь давайте отправляться к долгожданному лабиринту!
Ехать туда лучше по шоссе Рига-Валмиера.
В Рагане (отсюда сворачивают на Кримулду) посетите придорожный кабачок со всевозможными «ведьмиными» атрибутами: все, от названий блюд до стишков на стенах, посвящено ведьмам и их проделкам.
Кримулдская церковь одно из самых старых каменных строений в Латвии. Говорят, она построена на деньги, привезенные ливским вождем Каупо от папы римского. Символическая могила Каупо находится здесь же, у подножия городища Кубеселе. Рядом с церковью старинная усадьба священника, где вас радушно угостят травяным чаем. Тем, кому важнее пища духовная, предложат прогуляться к «Лабиринту».
http://www.proza.ru/2008/04/06/533 Кадр из фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", снимавшегося здесь, в Кримулде:
Дорога на кадре выше ведет к церкви, которая еле виднеется, полускрытая деревьями. Если по ней ехать и обогнуть церковь справа, как сделали Холмс с Ватсоном, откроется вид вниз, к лабиринту.
Вот на этом плакате возле нарисованных деревьев внизу и должен быть лабиринт :-)
А вот и сам лабиринт на фоне церкви, сфотографированный мной в 2009 году:
О лабиринтах как таковых у меня был отдельный большой пост тут -
http://renatar.livejournal.com/23129.html - там же и интереснейшие комменты по теме. Приведу оттуда отрывок, имеющий отношение к церковным лабиринтам и добавлю несколько иллюстраций о самом известном из них - лабиринте в Шартре:
С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром - Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны - Веру. Центр лабиринта назывался сиел (небо) или Иерусалим, и там обычно изображали кентавра или минотавра, намекая на связь с языческим прошлым; металлическая тарелка с таким рисунком находилась в центре знаменитого собора в Шартре до наполеоновских войн, а потом была переплавлена.
Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками - это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы.
Церковные мыслители полагают, что лабиринт способствует осмыслению веры. Кстати, церковные лабиринты есть при многих западных храмах, самый известный из них - лабиринт Санта-Росса во Франции, в соборе Шартрез, заложенном в 13 веке. Этот собор по сей день остается местом паломничества. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов также в Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным.
Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме - проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы. В Средние века в христианстве было даже распространено убеждение, что путешествие по лабиринту может заменить верующему человеку паломничество к святым местам.
Церковные лабиринты использовались также и в качестве средства для наказания грешников, как писал Эдвард Тродлоуп, архидьякон Стоу, в "Археологическом журнале" за 1858 год. Грешники должны были "проползти на коленях по всем запутанным коридорам лабиринта, прочитать молитвы в установленных местах, пока они не достигнут центрального зала, для чего в некоторых случаях требовался целый час".
А вот что рассказывается о Кримулдском лабиринте в Интернете:
Впрочем, священник Аустрис Юрис Равиньш, которого мы встретили около дома, где он проводит занятия для лютеранской общины (в ней около 500 человек!), рассказал, что его цели в процессе создания лабиринта были чисты.
- В Кримулде я поселился в 1989 г., после того как был крещен в лютеранскую веру… А лабиринт решил выложить в 2002-м. История здесь такая. Я побывал во Франции в кафедральном соборе в Шартре, где увидел на полу лабиринт. Загадка, "христианский лабиринт"! Ведь лабиринты выкладывали язычники, но уж точно не католики, лютеране или православные. А потом я узнал в архивных документах, что лабиринт во Франции сделали в тот же год, когда построили храм в Кримулде, - в 1205-й! Примерно тогда же ливский вождь Каупо принял христианство после паломничества в Рим… И вот я решил создать лабиринт около нашего храма - копию того, что видел во Франции. Он открывает смысл жизненного пути человека. Лабиринт очень простой, в нем невозможно заблудиться, и предназначен он для разового прохождения, - рассказал пастор Равиньш.
http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=15859369 Поэтому, кстати, в названии лабиринта и появилось имя Каупо.
Krimuldas Kaupo lillijas labirints
http://www.vietas.lv/objekts/krimuldas_kaupo_lillijas_labirints/ Лабиринт действительно очень прост для прохождения (см. анимацию):
Кстати, тут что-то о прохождении Шартрского лабиринта на английском языке и символизме этого:
http://www.freemasons-freemasonry.com/labyrinth_chartres.htmlТам есть такие вот иллюстрации:
И еще один рассказ о Кримулдском лабиринте и его создателе:
Наш корреспондент побывала на открытии первого в Балтии церковного лабиринта. Считается, что в центре лабиринта можно поймать попутный ветер, найти защиту от троллей и совершить паломничество к святым местам, не выходя из круга.
Возле Кримулдской церкви, древнейшего христианского храма Латвии, построили лабиринт. В воскресенье после службы состоялось его открытие. Культовые сооружения такого рода в христианском мире сейчас чрезвычайно популярны, а в Балтии Кримулдский лабиринт - первый.
Лабиринты известны человечеству более трех тысяч лет. Изображения классического лабиринта - так называемого семидорожника, какой построен и в Кримулде, - встречались на стенах древних пещер, ими украшали первобытную утварь. Лабиринты считались оберегами - в Индии их выкладывали на подступах к крепостям (что якобы делало их неприступными). Изображения лабиринтов имели при себе повитухи, чтобы облегчить муки роженицы. В Финляндии охотники ходили по закрученным в спираль дорожкам из камней, защищаясь таким образом от троллей и диких зверей, а рыбаки искали в центре лабиринта удачу в промысле и попутный ветер. Были свои лабиринты у народов Перу, Бразилии, Мексики, Северной Америки.
В Средние века получил распространение лабиринт классический. В христианстве считалось, что мысленное продвижение по спиральной дорожке к центру заменяет верующим паломничество к святым местам.
Кримулдский лабиринт создан для осмысления жизни и веры. Но заинтересует он, скорее всего, не только верующих. Ведь туристы и так Кримулдскую церковь любят, а психологи, например, рекомендуют конструкцию лабиринта для решения личностных проблем: надо сформулировать проблему и на каждом витке принимать решение по одной из ее составляющих.
Кримулдская церковь под Сигулдой вообще место особенное. Пастор Аустрис Равиньш свято верит, что каждый, кто пришел в церковь, должен чувствовать: ему рады и здесь ждали именно его. Пастор говорит, что это принцип христианского гостеприимства.
Считается, что Кубесельская церковь, на фундаменте которой была построена потом Кримулдская, - древнейшая в Латвии. Когда в 1203 г. ливский вождь Каупо, принявший христианство, отправился в Рим, церковная община уже существовала. Сам же храм много раз рушили и отстраивали заново, перестраивали, расширяли. В следующем году церковь отметит 800-летие.
В советские годы храм оказался надолго заброшен; после смерти здешнего пастора в начале 60-х замены ему не нашлось. В конце 80-х началось возрождение. Вдохновителями его были дети Вии Артмане - Каспар Димитерс и его сестра Кристиана. С середины 90-х в церкви проводят богослужения и лютеране, и католики.
Лютеранским пастором Аустриса Равиньша сделало... чудо. Он работал фотографом, когда Каспар Димитерс, начинавший восстанавливать храм, пригласил его сюда сделать кое-какие снимки. Никогда прежде не бывавший в Кримулде, Аустрис эту белую церковь узнал. Однажды, очень давно, он видел эту самую церковь - не во сне, а как бы наяву - и себя в ней, занятого очень важным делом. Аустрис считает, что это было видение. Так или иначе, но в Кримулду он зачастил. А потом, круто изменив свою жизнь, поступил на теологический факультет и стал лютеранским пастором.
Путь из Риги в Кримулду пастор проделывает трижды в неделю. (В лютеранской церкви Св. Троицы на Саркандаугаве тоже его приход.) Лабиринт, который строили все лето, почти готов, и я напрашиваюсь съездить с ним в Кримулду. Меня интересует то, почему пастор затеял это строительство, ведь, в принципе, христиане строительство лабиринтов не приветствуют, считая это пережитком язычества и даже увлечением мистикой.
- Я не мистик! Церковный лабиринт должен помогать в осмыслении жизни и веры. Кстати, подобные лабиринты есть во многих западных храмах. Самый известный из всех - лабиринт Санта-Росса во Франции, в Шартре. Был ряд совпадений, и это позволяет думать, что наша затея была угодна Богу. Сначала вернулась из поездки в Америку моя помощница по рижскому приходу и привезла фотографии церковных лабиринтов, построенных там под открытым небом. Потом выяснилось, что еще одна наша девушка пишет бакалаврскую работу о церковных лабиринтах. Потом участники конгресса эсперантистов предложили провести у нас большой субботник. Наконец, нашлись и спонсоры, и деньги. Лабиринт - это только иллюстрация, позволяющая проанализировать и понять самого себя, не более.
http://www.chas-daily.com/win/2002/10/25/gs002.html?r=14&printer=1&email=1& Историческая иллюстрация в тему:
Душа пилигрима, ведомая Словом Божиим, в лабиринте духовных исканий. Герман Гуго Готтселиг. 1622 г., Аугсбург
Начало строительства лабиринта в Кримулде:
А вот и пилигрим, проходящий лабиринт в 2009 году с благими мыслями :-))
Кстати, наводят ли на благие мысли остатки вот этого рождественского вертепа подле Кримулдской церкви? Вопрос риторический:
В гугле уйма ссылок на Chartres Cathedral Labyrinth или просто Labyrinth, ниже привожу первые попавшиеся - как видите, в западном мире такого типа лабиринты подле церквей отнюдь не редкость. Даже товары с символикой лабиринта шартрского типа выпускаются.
Вот эти ссылки:
labyrinth - world wide
http://www.saksala.org/labyrinth/world-wide-labyrinths/index.htmDuncan Center Offers Two Labyrinths for Meditation
http://www.duncancenter.org/labyrinths.htmThe New Jersey Labyrinth Project
http://www.geocities.com/njlabyrinths/Unitarian Universalist Church of Oak Cliff : Labyrinth
http://www.oakcliffuu.com/labyrinth.shtmlSt. Louis Labyrinth Project
http://www.stfrancisepiscopalchurch.org/Labyrinth.htmlGrace Cathedral (San Francisco) has two labyrinths
http://www.gracecathedral.org/labyrinth/ Но путешествуя по мировым лабиринтам, заезжайте и в нашу скромную Кримулду! В конце концов здесь был даже Шерлок Холмс! :-)