О лабиринтах

Mar 23, 2006 03:51

Итак, в предыдущей теме своего ЖЖ я упомянула о библиотеке-Храмине из "Имени розы" Умберто Эко, которая представляла собой один из типов лабиринта. Здесь же хочу немного развить эту тему и дать подборку наиболее интересных ссылок. Любопытно, что в процессе подготовки этого материала в одном из сообществ вывесили юзерпик, которым я и предваряю сегодня сообщение. Что говорит об интересных путях информации, находящих свою аудиторию. :-)

Лабиринт... Как таинственно звучит это слово, сколько чудесных мифов и преданий, героических и трагических реальных событий связано с ним! Строго говоря, не всякий клубок запутанных ходов следует называть лабиринтом.




Классический вариант имеет семь концентрических линий, плотно закрученных вокруг центрального ядра. Вход только один. Длинный путь от него обязательно приводит к центру, который, если быть точными, смещен немного к краю. Соприкасаясь вплотную, дорожки лабиринта нигде не пересекаются и никак не сообщаются друг с другом. Покинуть центр сооружения можно только одним путем - тем же, что привел к цели. Других выходов из лабиринта нет. Таким образом, забредшему в его недра путнику не приходится ломать голову над решением сложных задач: как быстрее пройти к цели и выбраться наружу. Все что нужно делать - это идти по дорожке, которая приведет к центру и выведет обратно.

Лабиринтами (от греч. λαβιριγοξ) античные авторы называли сооружения с многочисленными сложно соединяющимися комнатами, из которых трудно найти выход. По одной из версий слово "лабиринт", вероятно, связано со словом "лабрис", которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии.



Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ - семь линий, закрученных вокруг центра. Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В погребениях Сардинии, датируемых 3500 г. до нашей эры были обнаружены и другие лабиринты. По одной из гипотез, идею лабиринта древние люди подглядели в природе, где схожие формы встречаются нередко. Прототипом, например, мог стать коралл-мозговик. Спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников. Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта.

На роль прототипов лабиринта претендуют наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита, и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н.э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н.э.

Лозоходцы утверждают, что мегалиты типа Стоунхенджа устанавливались в местах пересечения подземных течений, чтобы усилить энергию, которая исходит из земли все по той же спирали с семью витками.

Фаюмский лабиринт

Первый рассказ о лабиринте находим в "Истории" древнегреческого историка и путешественника Геродота (ок. 484-425 до н.э.), где описана история создания огромного Фаюмского лабиринта на севере Египта - самого протяженного лабиринта в мире - его периметр составлял более 1000 м.

В центре Фаюмской области один из правителей XVIII династии египетских фараонов Аменемхет III (ок. 1456-1419 до н.э.) возвел пирамиду, заупокойный храм при которой был построен в виде лабиринта. Вот что писал о нем Геродот: "Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. Конечно, пирамиды - это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений (эллинского строительного искусства), вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит (размерами) и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна-единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех или других. По наземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители-египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому-то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят (все) творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы." (Геродот. История.- Л.: Наука, 1972. - С. 126-127).

В III в. до н. э. греки составили список грандиознейших сооружений - "семи чудес света" - и включили в него знаменитый лабиринт. Но лишь в наши дни стало известно, что Аменемхет III соорудил два лабиринта.

Критский лабиринт

Один из прекраснейших древнегреческих мифов также связан с лабиринтом. Критский царь Минос приказал знаменитому художнику и архитектору Дедалу построить лабиринт. В этот лабиринт Минос поселил Минотавра - кровожадное чудовище с человеческим телом и головой быка - и потребовал от афинян, убивших его сына, раз в 9 лет присылать на съедение чудовищу семерых сильнейших юношей и семерых красивейших девушек. Сын афинского царя Эгея, Тесей, вместе с очередной группой жертв Минотавра отбыл на Крит с целью убить чудовище. Дочь Миноса Ариадна полюбила Тесея и взяв у Дедала волшебный клубок ниток, с помощью которого можно было найти выход из лабиринта, передала Тесею. Он привязал у входа в лабиринт конец нити и отправился на поиски чудовища, постепенно разматывая клубок. Поединок закончился победой Тесея, который затем при помощи нити Ариадны вышел из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных. Узнав о роли Дедала в победе Тесея, Минос заключил художника вместе с сыном Икаром в лабиринт. Они были освобождены женой Миноса. Сделав крылья из скрепленных воском перьев, Дедал вместе с Икаром улетели с острова. В пути Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море, которое впоследствии назвали Икарийским.



В 1900 г. английский археолог Артур Эванс провел раскопки на северном побережье острова Крит, где обнаружил воспетый в Гомеровой "Одиссее" и многократно упоминаемый в мифах главный город острова - Кносс и кносский дворец-лабиринт. Его архитектура поражает замысловатым чередованием самых разнообразных строительных элементов и отсутствием какой бы то ни было четкости и симметрии. На каждом шагу множество неожиданных переходов, причудливых лестниц и коридоров. В древности изображение лабиринта было своеобразной эмблемой Крита. Очертания лабиринтов встречаем на печатях, которыми скреплялись государственные документы, а также на монетах. Кносский дворец сильно пострадал во время извержения вулкана на острове Фера около 1450 года до н. э., а после пожара, произошедшего примерно в 1380 году до н. э., был окончательно заброшен. В настоящее время некоторые из помещений реконструированы. В результате оказалось, что план дворца не соответствует классической модели лабиринта с семью дорожками. О ней напоминают только фрагменты фресок на стенах в виде узоров - «меандр». В I веке н. э. римский ученый Плиний заметил, что жители Крита построили свой лабиринт в одну сотую величины египетского лабиринта.

Кносский дворец-лабиринт


Есть основания полагать, что в виде классического лабиринта возводили и крепостные стены городов. Так, устроение легендарной Трои, осаду которой ахейским войском принято относить к 1250-1220 годам до н.э., долгое время ассоциировалось с лабиринтом. Не случайно даже в Средние века рисунок лабиринта часто воспринимался как защитный символ именно Трои, а многие лабиринты, сооруженные из валунов и дерна в Скандинавии, Германии и Британии, иногда называются «Троянский город», «Город Троя», «Стены Трои».

Лабиринты античного мира

Вскоре лабиринты появились у греков и римлян. Плиний упоминает о лабиринтах на острове Самос и на острове Лемнос в Средиземном море, последний был известен благодаря 150 прекрасными колоннами. Плиний также упоминает о роскошной этрусской гробнице, о которой еще раньше писал Варрон и в которой, якобы, находился подземный лабиринт. Известно, что во время существования Римской империи в разных провинциях было построено около 60 лабиринтов. Само изображение лабиринта было очень популярно у римлян, использовалось как элемент оформления стен и полов. Римские художники придумывали огромное количество вариаций лабиринтных узоров, соответствующих конфигурации и размеру помещений. Для их создания обычно использовались мелкие кубики из цветных камней или стекла, которые выкладывали в раствор, смешанный с терракотой. Зачастую такие вариации располагались недалеко от входа или прямо на пороге и, вероятно, рассматривались как защитный символ. Он представлен на фресках и мозаиках города Помпеи, засыпанного пеплом в 79 г. при извержении Везувия. Мозаика лабиринта с изображением победы Тесея в центре дала само название строению, где она находилась - "Дом лабиринта". Лабиринт на мозаике из виллы Диомеда в Помпее, вероятно, уже служил для игр. В нем только через центральную арку можно было проникнуть в лабиринт.

Российские лабиринты

И на территории России описаны удивительные лабиринты. Еще в 1592 г. русские дипломаты Г. Б. Васильчиков и С. Г. Звенигородский писали с северной окраины России: "А в Веренге, на побоище немецком... на славу свою принесши с берегу камень в вышину от земли есть и нынче больше сажени, а около него подале выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном...".

Это, вероятно, первое упоминание о памятниках неизвестной ранее культуры, явившихся еще одной вариацией идеи лабиринта. На севере нашей страны - на Кольском полуострове, Соловецких островах, в Карелии на побережье Белого моря, а также в Англии, Дании, Германии, Швеции, Норвегии и Финляндии открыли более ста лабиринтов - подковообразных, круглоспиральных, почкообразных и концентрически круговых. О семантике каменных лабиринтов русского севера подробно и в иллюстрациях можно прочесть тут: http://www.rozhdestvenka.ru/burov2.htm

На рисунке изображены:

I. Подковообразные лабиринты - лабиринты так называемого "классического типа": (1), Швеция; (2), Финляндия; (3), Англия; (4), Карельский полуостров, СССР. К этой группе относятся дерново-растительные лабиринты: (5), Англия; (6-8), Соловецкие острова; (9), ГДР. В центре таких сооружений непременно помещалась каменная пирамидка.

II. Круглоспиральные лабиринты: (10), (13), Соловецкие острова; (11), Греция; (12), Югославия; (14), Англия.

III. Почкообразные лабиринты - взаимно вписанные спирали: (15), Соловецкие острова; (16), (17), Кольский полуостров.

IV. Концентрически-круговые лабиринты: (18), Кольский полуостров; (19), (20), Соловецкие острова.

На этом же рисунке представлены аналоги каменных лабиринтов: (21), подковообразный лабиринт на кносских серебряных монетах III-I вв. до н. э.; (22), лабиринт в одном из соборов на территории Финляндии; (23), лабиринт на северорусском скальне, Архангельская область.

Знаменитые каменные лабиринты - самые древние и самые загадочные памятники Соловецкого музея-заповедника. Всего в мире их известно около 60, в том числе на Соловецких островах - 33.

Лабиринты других народов

Американские индейцы считали блуждания по лабиринту средством излечения от телесных и душевных недугов.
Индейские племена тохоно о'отам и пима из американского штата Аризона сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом, который называют "дом Иитои" - в честь своего прародителя, дух которого покоится на вершине горы Бабокивари.

Изображение лабиринта можно увидеть и на Востоке - например, в храме Халебид в Майсуре (Индия) - постройка XIII века н. э., отображает эпизод из эпоса "Махабхарата". А китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов. В Японии наибольшее распространение получили лабиринты из дерева, причем 150 из них были построены совсем недавно - в 1980-90-е годы.

В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезали на дереве; в Мексике и Италии высекали на скалах; в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах или на побережье; в европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле.

По образу лабиринта были построены защитные стены города Шимангада, расположенного в предгорьях Гималаев, на территории современного Непала. Этот неприступный город пал под ударами мусульманских войск в 1325 году только после того, как предатель указал неприятелю слабое место в крепостных стенах. Руины Шимангады сохранились до наших дней, но их почти совсем поглотили джунгли.

Средневековые лабиринты Европы

Большие подземные лабиринты сооружали под многими городами в средние века. Некоторые из них сохранились до наших дней. Например, в городе Брно (Чехия) несколько лет назад на одной из улиц в историческом центре города внезапно провалился участок мостовой и появились трещины - в кладке соседних зданий. Тогда же, в 1978 году, начались работы по выявлению причин этого происшествия и предотвращения дальнейшей осадки почвы. Оказалось, что под центральной частью Брно находится разветвленный лабиринт катакомб, ходов, подземных залов. Все они появились еще в средние века и были прорыты в целях защиты города от врагов.

Джефри Расселл из Ирландии, в прошлом бизнесмен, заявляет, что обнаружил такой узор на холмах, разбросанных вокруг Гластонбери Тор, одного из знаменитых ранних христианских поселений в Южной Британии и, несомненно, священного языческого места на протяжении многих веков до прибытия туда святого Иосифа из Аримафеи, несущего чашу Грааля. С помощью фотографий, сделанных специалистами британских военно-воздушных сил, Рассеял смог заметить извивающуюся тропу с семью витками, по которой, как он считал, когдато бродили паломники и посвященные. Учитывая, что Гластонбери считается местом захоронения легендарного короля Артура, не исключено создание подобных паломнических троп. Для чего они должны были иметь такую форму? Об этом частично мы ответим далее, рассказывая о церковных лабиринтах.

Церковные лабиринты Европы

Ранние христианские церкви с энтузиазмом переняли традицию лабиринта. В первую очередь это был символ самой церкви, например выбитый на каменных стенах собора в Лукке (Италия) или вышитый на облачении усопших епископов, которые были изображены лежащими в лоне церкви.

С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром - Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны - Веру. Центр лабиринта назывался сиел (небо) или Иерусалим, и там обычно изображали кентавра или минотавра, намекая на связь с языческим прошлым; металлическая тарелка с таким рисунком находилась в центре знаменитого собора в Шартре до наполеоновских войн, а потом была переплавлена.

Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками - это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации. Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы.

Церковные мыслители полагают, что лабиринт способствует осмыслению веры. Кстати, церковные лабиринты есть при многих западных храмах, самый известный из них - лабиринт Санта-Росса во Франции, в соборе Шартрез, заложенном в 13 веке. Этот собор по сей день остается местом паломничества. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов также в Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным.



Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме - проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы. В Средние века в христианстве было даже распространено убеждение, что путешествие по лабиринту может заменить верующему человеку паломничество к святым местам.

Лабиринт в Шартре:
Лабиринт в Амьене:





Церковные лабиринты использовались также и в качестве средства для наказания грешников, как писал Эдвард Тродлоуп, архидьякон Стоу, в "Археологическом журнале" за 1858 год. Грешники должны были "проползти на коленях по всем запутанным коридорам лабиринта, прочитать молитвы в установленных местах, пока они не достигнут центрального зала, для чего в некоторых случаях требовался целый час".

Церковные лабиринты сооружаются и в наши дни. Например, рядом с храмом в Кримулде (Латвия) не так давно был сооружен единственный в Латвии церковный лабиринт. О нем на латышском языке на сайте Кримулдской церкви: http://www.krimuldasbaznica.lv/index.php?nr=12&mod=text&lang=lv Доводилось и мне проходить его: сложного там нет ничего, нужно всего лишь последовательно пройти его весь по завиткам от начала до конца и вернуться обратно.



Рене Генон в своих "Символах священной науки" оценивает церковные лабиринты с эзотерической точки зрения и находит их в виде неких "узлов" в работах Альбрехта Дюрера и Леонардо да Винчи. Кому интересно, могут поподробнее прочесть здесь: http://traditionallib.narod.ru/slovo/traditio/genon/genon04-7.htm#part66

Символы лабиринта, вполне возможно, встречались и на одежде людей того времени, либо использовались художниками для подчеркивания основной идеи портретируемых. Очень интересные ссылки по этому вопросу представил clement:
Лабиринт на мужском портрете Бартоломео Венето http://koukhto.livejournal.com/551886.html а затем http://clement.livejournal.com/79674.html



Интересно отметить также, что в средневековье для лабиринтов находили и вполне мирные и практические применения: разбивали грядки огородов в форме лабиринтов. Ниже два образца такой планировки из старинных манускриптов:





Образ и символ лабиринта особенно часто использовали мыслители XVII в. В 1631 г. вышел философско-социальный роман выдающегося чешского педагога и писателя Я.А. Коменского (1592-1670) "Лабиринт света и рай сердца".
Один из первых (не дошедший до нас) учебников Коменского, построенный в форме загадок и решений, назывался "Лабиринт премудрости для молодежи, изучающей мир".

Садовые лабиринты

В Англии не встречаются лабиринты на церковном полу, но зато было очень много лабиринтов, сделанных из дерна на лужайках. Они носили различные названия: "Город Троя", "Следы пастуха" и т.п. О таких лабиринтах упоминает Шекспир в своих пьесах "Сон в летнюю ночь" и "Буря".

Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход.

Лабиринт замка Рейньяк-сюр-Индр (Франция):



Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 г.

Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью (ныне разрушенный) был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался Будуар Розамунды. Острые языки утверждают, что Генрих не просто так создал украшение для своего сада. Якобы в центре лабиринта король построил особнячок для фаворитки Розамунды Клиффорд (отсюда и название). А поскольку никто, кроме самого монарха, до поры до времени не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы, любовники могли наслаждаться обществом друг друга, не опасаясь, что их уединение нарушит королева Элеонора или кто-то из слуг. Но блаженство Генриха II продолжалось недолго. Его жена оказалась умнее, чем он думал, и, воспользовавшись одним из методов разгадывания лабиринтов, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу.

Впрочем, все это не более чем легенда, не подтвержденная документально. Некоторые историки утверждают даже, будто лабиринты с живой изгородью возникли исключительно для того, чтобы защитить королевские поместья от диких животных. Но, как бы то ни было, Будуар Розамунды вдохновил англичан на создание множества других лабиринтов из кустов и деревьев, в которых с одинаковым успехом можно спасаться от зверей, устраивать амурные дела и просто бродить по тенистым аллеям.



Самый знаменитый и существующий до сих пор кустарниковый лабиринт был сооружен в 1690 году при дворе Вильгельма Оранского в Хэмптон-Корте. Вот как описал его посещение английский писатель-сатирик Дж. К. Джером (1859-1927) в повести "Трое в лодке (не считая собаки)": "Гаррис спросил, случалось ли мне бывать в Хэмптон-Кортском лабиринте. Он сказал, что однажды зашел туда, чтобы показать его одному своему родственнику. Гаррис предварительно изучил лабиринт по плану и обнаружил, что он до смешного прост, - жалко даже платить за вход два пенса. Гаррис сказал, что он считал, будто план был составлен нарочно, чтобы дурачить посетителей; изображенное на нем вообще не было похоже на лабиринт и могло только сбить с толку. Гаррис повел туда своего кузена, приехавшего из провинции". Что из этого вышло, можно прочесть тут: http://prikol.pp.ru/library/jerom1-23.htm

Лабиринты в наши дни

В настоящее время в Европе и Америке лабиринты создаются при госпиталях, церквах, школах и тюрьмах. Их можно рассматривать как средство психотерапии или просто как место для отдыха. Каждый человек вкладывает в посещение лабиринта свой собственный смысл.

Иначе устроены ходы-головоломки, именуемые на английский манер «мейзами» (maze). Мейзы по своему строению более изощренны и запутанны, нежели лабиринты. Как правило, в них заложены несколько дорог к цели, два или более входов и выходов, дорожки сообщаются между собой и образуют развилки. Решить мейз, то есть пройти к его центру или какой-либо цели, не так-то просто. Создатели выстроили сложные задачи: выбрать правильный вход, угадать направление на развилке или не попасть дважды на одну и ту же дорожку. Идея мейзов восходит к Средневековью и представляет собой результат освоения математической науки, нас же интересует классический лабиринт как наиболее древний культурный символ. Огромное количество лабиринтов таких лабиринтов в графическом варианте можно найти тут: http://www.onebillionmazes.com/

В последние несколько десятилетий мейзы - головоломки - играют большую роль в индустрии досуга и развлечений. Например, в 1988 году в Лидсе высадили "живую изгородь" - 2400 тисовых деревьев - причем так, что дорожки лидсской "головоломки" образуют изображение королевской короны. Для большего эффекта по углам "путаницы" были установлены башни и бастионы. Но самое примечательное в этом лабиринте - выход. Пройдя к центру вполне обычным способом - по аллеям, посетители совершают обратный путь... по подземному гроту, специально устроенному для этой цели. Вход в грот находится на холмике, одновременно служащем смотровой площадкой. К числу "юных" относится и самый большой в мире "символический" лабиринт, находящийся в саду английского замка Бленхайм. Его длина составляет 88 м, ширина - 55,5 м. А символическим он назван потому, что на его "стенах" несть числа геральдическим знакам Британской империи. Ну а 1991 год в Великобритании был провозглашен... Годом Лабиринта.

Лабиринты в других областях человеческой деятельности

Заметим, что далеко не все лабиринтные структуры поддаются непосредственному наблюдению. Есть любопытная теория, что структурой именно такого рода является, например, модель развития индоевропейских языков, а также любой языковый (лингвистический) лабиринт.



Вообще зашифрованная каким-либо образом словесная информация представляет, собой не что иное, как языковой лабиринт. Уже в глубокой древности были изобретены различные системы символов - коды (от лат. соdех - свод законов) как средство засекречивания (кодирования), хранения и передачи информации. Коды разрабатывались в виде криптограмм (от греч.- тайный). Вместе с кодированием, или шифрованием, развивалось и искусство дешифровки, или криптоанализа.

Итальянский математик Дж. Кардано (1501-1576) изобрел способ криптографии - "решетку Кардано". Эта решетка представляет собой лист плотной бумаги, в котором прорезаны прямоугольные отверстия постоянной высоты и переменной ширины, расположенные на разных расстояниях друг от друга. Шифровальщик клал решетку на чистый лист бумаги и в отверстиях писал текст сообщения так, что в каждом отверстии помещались либо буква, либо слог, либо целое слово. Затем решетка убиралась, а оставшиеся пробелы заполнялись произвольным набором букв. Именно он и был словесным лабиринтом, засекречивающим данное сообщение. Математики разработали требования, которым должна удовлетворять шифровальная решетка, чтобы каждая клетка квадрата в каком-то совмещении оказалась под "окошечком" решетки, причем по одному разу. Для квадрата 8X8 и набора поворотов на 90°, 180° и 270° существует 164 вариантов шифровальных решеток. (Подробнее см.: 3альманзон М., Хлабыстова Л. Самосовмещения квадрата и тайнопись. // Квант.- 1980.- № 12.- С. 32.)

Идея лабиринта как неупорядоченной структуры пространства нашла-многочисленные применения в технике. Например, в любой гидравлической системе наиболее ответственными элементами, обеспечивающими надежность и эффективность работы, являются уплотнения. Уплотнение - это устройство, предотвращающее или уменьшающее утечку жидкости или газа через зазоры между деталями машины или какого-либо иного сооружения, а также защищающее детали от проникновения грязи и пыли. Уплотнения бывают контактными и бесконтактными или лабиринтными. Уплотняющий эффект в лабиринтных уплотнениях достигается за счет возникновения гидравлического сопротивления при течении через малый зазор вязкой жидкости. Для повышения гидравлического сопротивления делают лабиринтные канавки, которые изменяют площадь сечения.

Если магнитный кристалл (элемент ЭВМ четвертого поколения) поместить под микроскопом и высветить лазерным лучом, то обнаружится, что структура его неупорядочена и похожа на лабиринт. Нарушив эту структуру магнитной иглой, а затем постепенно намагнитив, получают элементарные магнитики - домены. Каждый из них несет единицу информации. На 10 см² можно разместить миллион таких магнитиков, то есть записать 106 единиц информации.

Лабиринты оказались удобным средством для изучения сложных механизмов памяти, а также поведения живого организма в экстремальных ситуациях. Подобные опыты, например, хорошо описаны Дэниелом Кизом в фантастическом рассказе "Цветы для Элджернона" http://lib.ru/INOFANT/KIZ/eldzheron.txt

Вообще идея Лабиринта как архетипа мироздания использовалась фантастами достаточно широко. Самый знаменитый из них, конечно же, Лабиринт Амбера из "Хроник Амбера" Роджера Желязны. Кратко об этом Лабиринте и его сути изложено в его "Путеводителе по замку Амбер": http://lib.ru/ZELQZNY/visual_amber2/pattern.htm



В XXI столетии мотив лабиринта используется в рекламе, компьютерных играх и фильмах. Таким образом, лабиринт прошел с нами - от бронзового века к веку компьютерному.

Фотографии лабиринтов из разных уголков Земли http://www.nyagan.ru/~cook/sem/labphoto1.htm

Интересное дополнение темы см. в этом комменте: http://renatar.livejournal.com/23129.html?thread=370777#t370777
http://hanbalik.narod.ru/chinese_calligrahy/composition_space_of_characters.htm

Источники информации:
http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/column/?item_id=1918
http://offtop.ru/castles/view.php?only=&t=19722
http://sky.kuban.ru/esoteric/esot2/nepom7.htm
http://akamar.narod.ru/Labirint/labi1.htm
http://sova-kr.narod.ru/fun/text/maze/maze01.html
http://www.the-nr.irk.ru/cafe/englab.htm
http://skazki.pisem.net/Labyrinth/Smekalka/Smekalka.htm
http://www.np.kz/2002/39/cultura11.html
http://www.d-pils.lv/view_article.php?article=49427
http://www.esonews.com/Labyrinthes/

Лабиринты, Искусство, Архитектура, История, Философия

Previous post Next post
Up