Лабиринты Сток-Морона, Кремона или Кримулды, часть 2-я

Jun 03, 2009 06:08

Продолжим сказ о местах съемки фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", о том, как Кримулдская церковь оказалась у наших героев по дороге на Сток-Морон во время дела о пестрой ленте. 1-я часть истории тут, сегодня продолжение. Задержка была вызвана тем, что нашлась еще одна книга на латышском языке, из которой были переведены некоторые интересные подробности.





Вспомним кадры из фильма и сравним с видами спустя 30 лет. Это старое дерево из фильма живо до сих пор:



А дорожка изменила свои очертания и покрылась асфальтом:



Холмс идет в сторону церкви:



Теперь здесь асфальт, а на зеленой лужайке что на фото выше - автостоянка:



Вот эта лужайка:



И автостоянка на ее месте:



Вид правее лужайки к уже знакомым нам деревьям:



Тут ничего не изменилось, кроме дорожного знака справа:



Те деревья со стороны церкви:





Холмс вполне мог бы распутывать и реальное дело в этих краях! Помните цитату из "Пестрой ленты"?

Единственные друзья его - кочующие цыгане, он позволяет этим бродягам раскидывать шатры на небольшом, заросшем ежевикой клочке земли, составляющем все его родовое поместье, и порой кочует вместе с ними, по целым
неделям не возвращаясь домой.
..."В последнее время, часа в три ночи, мне ясно слышится тихий, отчетливый свист. Не могу понять, откуда он доносится, - быть может, с лужайки. Я давно уже хотела спросить у тебя, слыхала ли ты его".
"Нет, не слыхала. Может, свистят эти мерзкие цыгане?"

- А цыгане были в то время в усадьбе?
- Да, цыгане почти всегда живут у нас.
- А что могли означать ее слова о ленте, о пестрой ленте?
- Иногда мне казалось, что слова эти были сказаны просто в бреду, а иногда - что они относятся к цыганам. Но почему лента пестрая? Возможно, что пестрые платки, которые носят цыганки, внушили ей этот странный эпитет.

Так вот, если у Конан Дойля в Сток-Мороне цыгане были не виновны, то в Кримулде в ночь с 9 на 10 августа 1912 г. в церковь через окно ризницы залезли воры и похитили белый и красный алтарный покровы, ковер и два посеребренных алтарных светильника. Из шкафа в ризнице взяли покрывала для кафедры и черное алтарное, алтарную латышскую Библию, несколько немецких песенников и крестильное блюдо. Полиция полагала, что кражу совершили цыгане, следовавшие на рынок в Лимбажи. Преступников не нашли. Думаю, Холмс бы раскрыл это дело... ;-)



Теперь поговорим о самой церкви в Кримулде. Ее местоположение относительно развилки дорог с Валмиерского шоссе:



Комплекс Кримулдской церкви и пастората находится в Кримулдской волости Рижского р-на в живописной местности возле речки Рунтини на правом берегу древней долины Гауи. При выезде из Риги нужно попасть на шоссе Инчукалнс-Валмиера и далее по отрезку пути Рагана-Турайда. Это одна из 9 культурно-исторических зон Национального парка Гауя (GNP) и одна из трех в Кримулдской волости. Волость, где находятся еще 2 культурно-исторические территории GNP - Турайдский музей-заповедник и имение Кримулда - одна из наиболее ухоженных среди латвийских волостей. Благодаря активному и успешному сотрудничеству Кримулдской волости, евангелически-лютеранскому приходу, администрации Национального парка Гауя, Турайдского музея-заповедника и инспекции по охране памятников Рижского р-на здесь образовался интересный и хорошо ухоженный для осмотра комплекс объектов.

В комплекс вошли многие значительные объекты: Кримулдская церковь, памятный камень представителю рукописной литературы педагогу Кримулского прихода Юрису Натаниэлю Раману, древнее городище Кубеселе, пасторат, могила легендарного ливского вождя Каупо, Кубесельская пещера, Большой камень, места древних захоронений.



Кримулдская церковь - одно из старейших каменных зданий в Латвии. В течение веков церковь многократно разорялась и перестраивалась, однако оставалась на том же месте. Церкви в 13 в. обычно строили вблизи укрепленных замков. На этом месте слегка холмистый рельеф переходит в небольшую плоскость, где в южном направлении - изрезанная оврагами и притоками древняя долина Гауи.

Вид сооружения значительно изменился после проведенных в начале 20 в. перестроек. В честь 700-летия церкви в 1905 г. по проекту рижского архитектора А. Рейнберга построили новую башню, превышающую 45 м.
Внутреннее убранство церкви было полностью уничтожено в 1918 г., однако во время между двумя мировыми войнами приход восстановил разоренный храм и оборудовал новыми предметами культа. В советское время после смерти пастора Волдемара Айвара церковь была брошена на произвол судьбы. Деятельность прихода была прекращена. Восстановление церкви началось в середине 1980-х гг.



Когда в 1974 г. был образован Национальный парк Гауя, Кримулдская церковь стала одним из туристических объектов парка. Благодаря активности работников Национального парка церковь сохранилась до того момента, когда 23 окт. 1988 г. был восстановлен приход.
http://www.gnp.gov.lv/public/lat/kulturvide/krimulda_un_apkartne/



Есть латышское народное предание:
КАК В КРИМУЛДЕ СТРОИЛИ ЦЕРКОВЬ
В крепостные времена среди дворовых людей имения Кримулда как-то пошел слух о том, что на Курмишской горе у реки Гауи будут строить церковь. Вскоре и начали возить туда камни и закладывать церковь. Но вот беда: что за день построят, то за ночь разрушается. Поставили стражу, но толку мало: сторожей одолевал сон, а когда они просыпались, то все камни были снова сброшены со склона горы. Собрались мудрые люди и решили, что место непригодно под церковь, надо выбрать другое. Чтобы не попасть впросак, погрузили камни, запрягли волов и вывели на большак: где они свернут с дороги, там церкви и стоять. Шли-шли волы и свернули на зеленую лужайку пощипать траву. Там и воздвигнута церковь.



Вот описание в отрывках из Хроники Генриха Латвийского об основании церкви в Кримулде (тогда еще Кубеселе) и несколько забавных случаев из ее истории:

О разграблении Куббезеле [Кубеселе] в 1207 г. (XI.5) и осаде Леале в 1215 г. (XVI 11.7) Генрих мог знать от Иоганна Штрика. Разные детали из биографий Алебранда и Гартвига могли быть слышаны им от них самих.

X. 8-й год епископства Альберта
14. О ВЗЯТИИ ЗАЛОЖНИКОВ И НЕСЕНИИ СЛОВА БОЖЬЕГО ПО ВСЕЙ ЛИВОНИИ. Рижский настоятель, по указанию архиепископа, взяв заложниками сыновей лучших людей по всей Ливонии, послал священников на проповедь. Первый из них Алебранд, отправившись в Торейду [Турайда], просвещал людей словом проповеди и таинством крещения, разграничил приходы и построил церковь в Кубеселе.

13 По Пабсту это нынешняя церковь кремонская [Кримулда], недалеко от имения Кипсаль. По мнению Биленштейна, именем Кубеселе могла обозначаться не только территория замка, но и окрестная замковая область.



XI. 9-й год епископства Альберта
О ВОЕННОМ ПОХОДЕ ЛИТОВЦЕВ НА ТУРАЙДУ. В церкви Кубеселе в самый день рождества Господня [26 декабря 1207 г.] отправляли богослужение для ливов два священника, а именно Иоганн Штрик и другой - Теодорих со своим слугой. Когда, по окончании первой мессы, Иоганн служил уже вторую, прихожане, услышав, что идет войско, убежали из церкви, некоторые скрылись в лесные убежища, другие же, спеша домой, были схвачены по дороге и очень многие перебиты. Когда было окончено последование и читалось евангелие, литовцы на своих быстрых конях уже носились кругом церкви, то с одной, то с другой стороны, но так как бог хранил своих, в церковь не вошли, а поскакали к дому священника, захватили лошадей и скот, а одежду, съестное и все, что нашли, нагрузили на сани. Грабя приходский двор, они задержались надолго, а в это время священник в церкви окончил святое таинство тела и крови господних и, не колеблясь, сам отдаться в жертву, поручил себя господу. С ним оставались неизменно верные - священник Теодорих, помогавший ему в богослужении, и слуга, который стерег двери. Они ободряли священника, уговаривая не оставлять в небрежении божественную службу из страха перед язычниками.

КАК СВЯЩЕННИКИ БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ ЧУДОМ ОСТАЛИСЬ НЕВРЕДИМЫ. Когда по милости божьей месса была кончена, они сняли все покровы и одежды с алтаря, сложили их в углу ризницы, в том же углу сели сами и спрятались. Едва они это сделали, как уже в церковь явился один из врагов, обежал все кругом, был уже почти в ризнице, но, увидев обнаженный алтарь и не найдя ничего, что можно присвоить, сказал: "Ба!" и пошел к своим. Захватив, таким образом, все, что нашли, литовцы пошли обратно своей дорогой, но едва они вышли из приходского двора, как явилась другая толпа их же, еще больше первой, и, найдя дом опустошенным, бросилась вслед ушедшим; один из них появился и в церкви, не сходя с коня, но, видя, что грабить нечего, а о спрятавшихся в углу не зная, и этот поспешил уйти обратно. Когда затем пришел третий отряд, один из литовцев проехал через церковь на санях, но священников не видел. Принеся благодарность богу, сохранившему их здравыми и невредимыми перед лицом язычников, они, по уходе врагов, под вечер вышли из церкви, побежали в лес и, три дня не евши хлеба, на четвертый пришли в Ригу [28 декабря 1207 г.]. Литовцы же, разграбив всю окрестную область, ночью собрались все вместе в деревне Анно и рано утром ушли из страны, забрав с собой женщин, малых детей и большую добычу. В самую ночь рождества Господня [24-25 декабря 1207 г.] ливы, отправив гонцов, сообщили епископу, что литовское войско вступает в Ливонию, а потом гонцы, следуя один за другим, стали доносить об избиении и пленении людей, опустошении храмов и обо всем том вреде, какой причинили язычники вновь основанной церкви.



Люди с Эзеля [Сааремаа], войдя в Койву [Гауя] на своих разбойничьих судах и поднявшись до Торейды, совершенно опустошили приход Кубеселе и, ограбив всю окрестную область, одних перебили, а других увели в плен, но некоторые спаслись бегством в Ригу и просили помощи против нападения язычников.

XXIX. 27-й год епископства Альберта
2. В том же году достопочтенный епископ рижский ...3. Сам же он, заботясь о вновь обращенных, ливах и других, живших в городе, часто созывал мужчин и женщин, усердно учил их слову Божию и с радостью давал много индульгенций. Потом, желая видеть и других ливов и литовцев и эстов, отправился в Торейду [Турайда], а вместе с ним достопочтенный рижский епископ, Иоанн, настоятель церкви св. Марии, и множество других мудрых и рассудительных людей. Прибыв, прежде всего в Кубеселе, он отслужил там торжественную мессу для ливов и проповедовал слово спасения, чтобы укрепить их в вере католической.
http://www.castle.lv/hroniki/genrih-latvijsky.html



Перевод из книги Mašnovskis V., Latvijas luterāņu baznīcas. 2.sējums:

Кримулдская церковь, Рижский р-н Сигулдская волость В 1206 г. в Кримулде (Кубеселе) была построена первая церковь, еще во 2-й половине 15 в. ее называли Кубесельской церковью. Во время Ливонской войны (1557-1582) ок. 1560 г. церковь сожгли. Церковная община в 15582-1590 гг. построила новую церковь. Во время шведско-польской войны (1601-1603) церковь сгорела, остались лишь каменные стены. В 1613 г. церковь восстановили, но в 1623 г. она снова сгорела.

В ревизии 1630 г. упоминается, что у помещения общины нет ни крыши, ни потолка, а над алтарной частью соломенная крыша. Ок. 1640 г. рижский плотник Юрген Хорн восстановил здание и пристроил колокольню. В протоколе визитации 1643 г. указывается, что ремонт церкви почти закончен, за исключением потолка над помещением общины. До конца 1643 г. устраняли урон строению, нанесенный во время шведско-польской войны. В протоколе визитации 21 сент. 1669 г. указывается, что положение ухудшилось - «алтарная часть, построенная из полевых камней, накрыта каменными сводами, а над помещением общины потолка еще нет и во время дождя вода потоками льется вовнутрь. Во внутренних помещениях глиняный пол. У церкви ячеистый щипец. Алтарный стол выложен, ретабло в очень плохом состоянии».

В конце года управляющий управы экономии Михаэль фон Штрокирх прислал строительных дел мастера и плотника, который до этого построил церкви в Лаздоне (1693-1699), Вестиене (1695-1698) и Велене (1699) Генриха Веде, чтобы восстановить развалившуюся церковь. Генрих Веде вместе с работниками изготовил стропила для крыши, а в торце крыши встроил новую многогранную башенку. Своды помещения общины были покрыты досками. Построил хоры, сделал окна, скамейки и исповедальню. Пол во всей церкви был выложен из оструганных досок, кроме того лаги расположили так, что между ними осталось место для могил длиной 4 олекта (2,44 м). Филенки половых досок были сделаны так, чтобы было сподручно их вынимать и вставлять обратно.



В 1699 г. церковный колокол был подвешен на вязе рядом с церковью. Позже его, как и в других церквях без башен: Малпилсе, Лиепкалне, Вангажи, Арайши, Рубене и Страупе расположили в отдельно построенной звоннице. Возле церкви на столбе позора были прикреплены кандалы прямо к той поперечине, которая придавала столбу позора вид креста.

В 1701 г. были расширены дверные и оконные проемы. В 1701 г. опытный рижский мастер Ларс Нильсон Спак за 180 далдеров подрядился поправить церковные каменные стены, сложить щипец, и на северной стороне новый контрфорс, а крышу заново покрыть черепицей. 10 мая 1702 г. во время Северной войны (1700-1721) Л.Н. Спак прибыл в Кримулду и стал обновлять стены. В связи с тем, что русские войска приближались к Турайде, Спак оставил работу незавершенной, и вернулся в Ригу. Но все же в конце войны церковь была одной из тех, в которой можно было проводить богослужение.



В 1726, 1736 и 1739 гг. в протоколе визитации видземского генерала-суперинтенданта упомянуто, что дом господень в очень плохом состоянии. В 1739 г. один раз была поправлена крыша, но башня сгнила. Пол на одной половине церкви прогнил, кафедра подперта тремя колами из изгороди, малые двери развалились, а крыша исповедальни опирается на 3 столба. 30 янв. 1766 г. в протоколе упоминается, что каменная церковь на 400 сидячих мест находится в хорошем состоянии.



На рисунках И.К. Бротце 1794 г. видна церковь как строение продольного типа прямоугольной формы, с расположенной над помещением общины многогранной башенкой с высоким шпилем. Помещения общины со стороны продольного южного фасада опирались на два контрфорса. В 1823 г. за 460 рублей мастер из Катлакалнса Иоганн Кристоф Кристин построил новый орган.



В 1865 г. патроны церкви владельцы поместий в Межотне и Кримулде судья Пауль фон Ливен (1821-1882) и владелец поместья в Энгларте Конрад фон Даль пожертвовали 600 рублей золотом, на которые церковь провела большие работы по ремонту и перестройке. Были сделаны новые потолки из гипса, новые двери, скамейки, частично настлали новый пол, выровняли и покрасили внешние и внутренние стены здания, переместили кафедру и переделали алтарь.



26 сентября 1865 г. состоялось освящение восстановленного храма. 7 мая 1870 г. было освящение распятия, которое в алтарной части заняло место алтаря. В окна были вставлены витражные стекла. В 1877 г. над помещением общины и алтарной частью заменили черепицу. В 1898 г. к старой молельне пристроили еще одно помещение.

В 1899 г. проводились обширные реставрационные работы: восстановлены потолки, в пяти окнах были вставлены расписанные в мастерской Эрста Тода (1858-1932) стекла, подарок владельца имения Бирини А. фон Пистолкорса и владельца имения Сея графа Дунтена.



В 1899 г. община решила вместо старой деревянной башни построить новую каменную. В 1902 г. по проекту рижского архитектора Августа Рейнберга был заложен фундамент башни. Строительными работами руководил каменных дел мастер Екаб Озолс, который в 1905 г. закончил строительство 46-метровой башни. 5 сентября 1910 г. вместо старого органа был освящен новый орган фирмы Мартин.

Во время 1-й мировой войны немецкие снаряды разрушили башню, осколками артиллерийских снарядов были изрешечены стены церкви и почти полностью уничтожена обстановка внутри, в т.ч. орган и скамьи. В 1918 г. провели необходимые ремонтные работы. В 1920 г. восстановили разбитую башню и скамьи. В 1924 г. закончили все внутренние и наружные ремонтные работы, а также восстановлено черепичное покрытие крыши. 7 марта 1926 г. состоялось освящение нового органа. Во время 2-й мировой войны церковь не пострадала. В 1942 г. крышу церкви покрыли черепицей песочного цвета.

Фото 1970-х гг.:



В 1964 г. церковная община перестала существовать. Церковь передали в ведение Кримулдского сельсовета, что не спасло ее от разграбления и вандализма. В храме устроили склад минеральных удобрений. В 1965 г. в Екабпилс перевезли остатки органа. Во 2-й половине 80-х гг. 20 в. администрация Национального парка «Гауя» стала проводить в разрушенной Кримулдской церкви восстановительные работы, на первых порах накрыли крышей. В октябре 1988 г. церковная община возобновила свою деятельность. Под руководством управляющего общины Каспара Димитерса продолжались начатые национальным парком восстановительные работы по спасению памятника от гибели. В 2001 г. в долине реки Рунтиня возле дома священника был открыт памятный камень вождю ливов Каупо, созданный скульптором Гайдой Грундбергой.



В 2005 г. церковь была включена в список культурного наследия, как один из самых благоустроенных памятников культуры Латвии. В 2005 г. церковь и община отпраздновали 800-летний юбилей. Церковь - строение продольного типа с алтарной апсидой, к которой пристроена сакристия, с нетрадиционно размещенным массивным контрфорсом, который служит опорой помещению общины и углу алтарной части. Главной доминантой строения является 4-хэтажная колокольня с высоким 8-гранным шпилем. Башню украшают аркатурные фризы из наклонного красного кирпича. В общем объеме помещение общины отделено от алтарной части стройной дугой арки. В алтарной части над дверью, которая вела в сакристию, до 2-й мировой войны была прикреплена плита из черного камня (55х52 см) с позолоченными буквами:

ANO 1205 im 8 ten LAHRE DES 3ten RIGISCHEN BISCHOFS ALBERT BUXHCEVEDEN ZU APELDERN IST HIER ZU CUBBESELE BEY DER BURG DES LIVISCHEN ALTESTEN CAUPO DIESE KIRCHE NACHMAHLS KREMON GENANNT VON PRIESTER ALOBRANDT ERBAUT WORDEN. Siehe Origines Livonia, in Arndt’s LIEFLAND:CHRONIK. Zum Denkmal von Kirchen=Vorsteher Ludvig Graf Mellin, zu Koltzen. Ano 1799.



В 1724 г. жена владельца имения Граве Стукмане подарила Кримулдскому храму алтарь. В центре ретабло, состоящего из трех частей, между двумя колоннами находилась картина «Иисус Христос на кресте», в пределле - «Святая вечеря», в верхней части - «Крещение Иисуса Христа». Крылья ретабло сделаны в виде профилированной резьбы, а верхнюю часть украшала роспись в виде гирлянд из аканта. В верхней части были также указаны годы постройки и реставрации «1724» и «1865».



Ретабло было заменено на распятие большого размера. Распятие, выполненное профессором Иоганном Непомуком Цвергером (1796-1869), было копией скульптуры датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Его подарил владелец имения Бирини полковник Август фон Пистолкорс (1822-1886) в честь своего посвящения. Старый алтарь разместили в алтарной части возле северной стены. В 60-е гг. 20 в. старое ретабло алтаря (без картины) перевезли в музей Рундальского дворца. Гипсовое распятие алтарной части было разрушено.



В 1996 г. были изготовлены несколько скульптур - «Богоматерь», «Франциск из Ассизи» и «Мыслитель», которые были размещены в нишах алтарной части и в помещении общины. В алтарной части заняла место скульптура «Обращение Иисуса Христа» скульптора Грайра Аветяна.




18 июля 2004 г. был освящен алтарный престол из дуба, облицованный гранитными плитами. Его изготовил ученик Рижской средней профессионально-технической школы отделения по художественной обработке дерева Угис Борманис по эскизам дизайнера Майи Авоты.

Построенный во 2-й пол. 18 в. и восстановленный в 1996 г. роскошный корпус многогранной кафедры украшает профилированный карниз. Плиты корпуса разделяют колонны, расположенные на высоком цоколе, между которыми расписанные филенки, где изображены апостолы и Иисус Христос. Вход на кафедру из сакристии.



В 1823 г. органный мастер Кристин из Катлаканса за 460 рублей построил в церкви орган, который позже, как негодный, за 150 рублей был продан Иеркульской школе. В 1910 г. органный мастер Эмиль Мартин (1848-1922) построил новый орган, который в 1917 г. разрушили. В последний раз на нем 13 августа 1917 г. играл композитор Адам Оре. В 1918 г. от него осталось лишь несколько досок.

7 марта 1926 г. был освящен новый орган построенный Рижской фирмой «Х. Колбе и И. Дурей». Примерно в 1965 г. остатки органа были перевезены в Екабпилс. Отлитый в 1635 г. в Стокгольме колокол в 1877 г. треснул. На его место в 1878 г. на башне церкви установили колокол, отлитый И. Швенном в Икшкиле. Колокол, который в настоящее время находится на башне, отлит в 1895 г. в Бохуме и на нём надпись: Geg. v. Bochumer Verein i. Bochum, Westfalen, 1895. Kirche zu Kremon 1895.

Вид на орган в 30-е гг. 20 в.:



21 сентября 1217 г. недалеко от Вильянди, сражаясь в рядах немецких рыцарей против эстонцев, погиб вождь ливов из Турайды Каупо. Как рассказывает нам Ливонская хроника Генриха, его тело кремировали, а пепел предположительно захоронили в церкви.

Во времена польского правления под алтарем похоронили последнего владельца имения Кримулда Бертрама Холтшуера. В правой стороне алтаря находилось захоронение 1-й пол. 17 в. владельца нового имения полковника Вольфа. Ок. 1711 г. в помещении алтаря захоронены дети генерала Рудольфа Феликса Бауэра, умершие во время чумы. Здесь же погребены некоторые священники Кримулдской общины.



Дополнительные подробности нашлись в книге Kristietības ienākšana Livzemē. Zinātniska konference, veltīta Krimuldas baznīcas astoņsimtgadei 2005. gada 9. jūnijā, изд. Турайдского музея-заповедника, которые я перевела на русский:

Кримулдская церковь находится приблизительно в 1,5 км от Гауи (в древности - Койвы) и в 4 км от Кримулдского замка. Это старейшая из латвийских сельских церквей, т.к. построенная в 1186 г. церковь в Икшкиле ныне в развалинах.



Цитата из книги проповедника И. Эрмана о приходе и церкви в 1930 г.: "Стены Кримулдской церкви стоят так же, как их строил в 1205 г. Аллобрандт, проповедник ливского вождя Каупо в Кубесельской области (селении Каупо). (по данным хроники - в 1206) Также и приход именовался Кубеселе в ливские времена". Название еще сохранилось в наименовании именьица Кизбеле, расположенного в километре от церкви. Название церкви возникло совместно с имением и по мнению языковеда священника А. Биленштейна является истинно латышским, означая место, где растет много грибов.



Область Каупо простиралась от Ропажи до Страупе. Эрман: "Куда девался этот смелый, воинственный ливский народ, который населял Видземе и часть Курземского побережья? Их здесь больше нет и их язык больше не звучит в тех храмах, что они строили. Но храмы стоят и на языке нашего народа там проповедуют Евангелие и поют духовные песни".

В 17 в. церковь была в довольно плачевном состоянии, в ревизии имений 1630 г. упомянуто: "В полумиле от дома (в Кримулде) есть каменная церковь, хоры перекрыты соломой, а у самой церкви нет ни крыла, ни крыши. Имение Бирини принадлежит в церковном смысле Кримулдскому, и в этом имении имеется готовая часовня подле Сеи, называемая часовней Девы, где кримулдские пасторы могли проповедовать каждое второе воскресенье". Про эту часовню, которая находилась подле Лиелпетери, известно, что ок. 1667 г. была полностью разрушена и не восстановлена.



Сведения 1643 г.: "Церковь совершенно готова, исключая потолки". В таком виде здание простояло долго, поскольку в 1690 г. упомянуто, что церковь долгие годы стояла без потолков, т.к. водяные потоки после дождя текли по церкви. Пола совсем нет, и в 1674 г. потолков еще не было.

В конце 17 в. 9/10 от видземских имений перешли под управление шведов, обязанностью которых было содержать и церкви. Всеми коронными имениями в Южном Видземе управлял начальник экономического управления М. фон Штрокирх. 7 сентября 1699 г. Штрокирх послал плотника Генриха Веде восстановить совершенно разрушенную Кримулдскую церковь, осуществить следующие плотницкие работы: новую крышу, стропила, башню, своды, пол, кресла и скамьи, двери, оконные перекладины и рамы и т.д. по контракту, который ему перед этим вручил начальник. За это ему по окончании работ были обещаны 170 альбертовских талеров, а также содержание от крестьян прихода ему самому и его подмастерьям.



10 июля 1700 г. упомянутый Генрих Веде, завершив договорные работы в церкви, вернулся в Ригу. Отмечено, что ему должно выплатить еще 2,5 далдера за использованный клей для столбов башни и исповедальни. 10 мая 1702 г. М. фон Штрокирх послал каменщика Лоренца Спаха, ему полагалось 180 марок по окончании работ и содержание приходом как каменщика, так и подмастерьев. В августе 1700 г. вторглось русское войско, сожгло Рауну и Валмиеру, поэтому каменщикам пришлось бросить начатые работы и сбежать в Ригу.

20-21 янв. 1739 г. была церковная ревизия. Церковь находилась в жалком состоянии: кафедра держалась на трех колышках. Членом прихода под страхом штрафа в 100 далдеров было приказано до 1740 г. привести все в надлежащее состояние. Ревизия 30 января - 1 февраля 1766 г. снова показала, что крышу надо ремонтировать. То же подтвердила ревизия 4 декабря 1775 г., но владелец и покровитель Кримулды Магнус фон Хельмерзен в это время построил новый дом пастора. В юбилейном издании прихода 1930 г. видна фотография с примечанием Эрманиса, что пасторат построен в 1775 г., однако др. источники упоминают годом основания 1840 г.



Основательный ремонт церкви был произведен в 1805 г. Работами руководил церковный начальник Г. фон Радеки. Кафедру перенесли в сторону северного угла церкви. В сакристии оборудовали железную печь и проход на кафедру. Значительно расширили алтарную часть, дабы прихожане лучше видели и слышали пастора, стоящего у алтаря. Церковь получила новые гипсовые потолки, скамьи и двери и частично новый пол. Каменные стены по возможности выровняли. Установили балюстраду, которая отделила помещение церкви от хора. Церковь покрасили снаружи и внутри. Установили различные церковные сосуды и необходимые покровы для алтаря и кафедры. Во время ремонта богослужения происходили в церковном дворе, а во время дождя в доме священника. Церковь передали приходу во время праздничного богослужения 26 сентября, проповедь произнес раунский пастор Эмиль Соколовский.



По предложению местного пастора К.Кр. Улманиса в 1823 г. появился новый орган с 9 регистрами. На латышских богослужениях полгода обязанности органиста исполнял Эдуард Албанусс, позднее - фон Даль, который одновременно играл на немецких богослужениях. 31 мая 1870 г. было освящено распятие работы профессора Цвергера из Рима, ученика датского скульптора Торвальдсена.

Осенью 1877 г. в одно воскресенье, созывая на богослужение, лопнул церковный колокол, который и ранее был с трещинами, но не утратил красивого звучания. Он был отлит в Стокгольме в 1638 г. Какое-то время приход обходился маленьким временным колоколом, до 19 февр. 1878 г., когда освятили колокол, отлитый Швенном в Икшкиле, за который, с отдачей старого колокола, было доплачено 90 рублей, однако новый колокол не звучал так красиво, как старый.



Приход долго ждал новый колокол. Латышский приход собрал 140 рублей, члены немецкого прихода дали 240 рублей, в этом случае стало возможно приобретение стального колокола, который был отлит в Бохуме, Германия и весил 20 пудов. Его звон был красив и далеко слышен. Колокол освятили 16 апр. 1895 г. Во время 1-й мировой войны, 25 августа 1915 г. по приказу властей колокол был снят и вывезен в Нижний Новгород. Только 23 марта 1924 г. приход получил свое имущество обратно. 24 марта колокол звонил с 5 до 6, поминая всех павших на войне, умерших в больницах и всех прихожан, погребенных в эти годы без колокольного звона. Этот колокол служит Кримулдской церкви и по сей день.

В 1898 г. к старой сакристии пристроили еще одну комнату для "окрещиваемых детей и молодоженов". В 1899 г. снова затеяли основательный ремонт церкви. Покрасили алтарные хоры. В окна вставили пестрый расписной витраж, который изготовили в мастерской профессора Э.Тоде в Риге, уплатив за каждое окно 50 рублей. 2 окна подарили владелец имения Бирини А. фон Пистолкорс и его супруга, 2 владелец Сеи граф Дунтен и одно ученики латышской церковноприходской школы.



3 мая 1899 г. церковный совет решил построить каменную башню на месте деревянной. В 1902 г. в церкви устроили 2 жестяные печи и решили каждый год выделять церкви 15 саженей дров аршинной длины, чтобы зимой не было промерзания. 19 сентября 1900 г. церковный совет ознакомился с проектом А. Рейнберга, по которому башня возвышалась на 150 пядей.



Предложение было принято и решено уже следующей зимой привезти 10 кубических саженей камней. В 1902 г. заложили основание башни, в 1903-04 зимой доставляли камни, щебень и пиломатериалы, следующей зимой - необходимые кирпичи, 160 000 штук, известь и цемент. Строительством руководил хозяин Яункошей под Сигулдой. В 1905 г. башня была закончена, стоимость составила ок. 4000 рублей чистыми. Освящение башни, приуроченное к 700-летию церкви, не состоялось из-за революции, которая осенью бушевала и в Кримулдском приходе. Многие исследователи не признавали стилевое противоречие между башней и церковью, однако признавали, что башня смотрелась неотъемлемой частью пейзажа для едущих со стороны Раганы.



В 1908 г. сделали 3 новые жестяные печи вместо старых, плохо гревших. В 1910 г. покрасили наружные стены церкви и внутренние помещения, церковные скамьи окрасили краской под дуб. 5 сент. освятили созданный в Риге по новому слову техники орган с 2 мануалами и 13 регистрами стоимостью 2450 рублей, которые приход собирал 2 года. Работу принимал органист Д. Шепскис из Риги, который был весьма удовлетворен звучанием органа. Орган освятил пастор Эрман. Праздничную проповедь произнес К. Ирбе, директор тогдашней Малдонской гимназии, впоследствии епископ. Впервые зажгли люстру на 30 свечей, которую за 192 рубля изготовил Дросс из Тарту.

Фото органа в 1969 г.:



На оставшиеся от покупки органа деньги купили гармонь на 10 регистров за 170 рублей. Когда органа не было, гармонь долгое время служила в церкви. На церковном органе, который прослужил всего 7 лет, последний раз играл композитор А. Оре 13 августа 1917 г. на Библейских праздниках. Когда пастор и приход, бежавшие от военных действий, вернулись в 1918 г., на месте органа были лишь отдельные доски и обломки. Церковная башня была расстреляна, из 50 немецких гранат одна угодила в башню, принеся большие разрушения. Осколками гранат была посечена вся церковь. Нетронутым осталось лишь изображение Спасителя на алтаре. Ремонт церкви начался весной 1918 г., башню восстановили осенью 1920 г. Весной 1922 г. рижский маляр Лорберг за 31 450 рублей покрасил жестяное покрытие башни. Дамский комитет церкви в 1923 г. собрал средства на покрывала, которые были окрашены у Тиля в Лимбажи. (Если кому интересно, в книге о покрывалах рассказано больше).



В 1924 г. церковь была закрыта на 2 месяца на ремонт. За работы было уплачено ок. 100 000 рублей. Эту сумму приходу перечислило главное церковное управление. В 1925 г. Дамский комитет собрал деньги для нового органа. Собрали всего 3200 латов и в конце февраля смогли заказать в фирме Мартыньша Колбе в Риге за 6900 латов. На остаток денег от управления заказали также зимние оконные рамы для утепления церкви.

В этой книге были еще сведения об истории прихода и его пасторах, которые я опускаю, как не имеющие прямого отношения к самому зданию церкви. Чтобы все уместилось в одном посте, пришлось некоторые слова сокращать...

Ретабло в 1930-е гг.:



Об архитекторе церковной башни - биография его была непростой но интересной:

Архитектор Август Рейнберг (Augusts Reinbergs, 1860-1908) родился в Риге и в 1877 г. закончил Рижскую городскую гимназию. В 1881 г. успешно окончил Рижский Политехникум (с 1896 г. - Рижский Политехнический институт). 2 года работал помощником архитектора Роберта Пфлуга (1832-1885). В 1883 г. А. Рейнберг получил степень живописца III категории Санкт-Петербургской Академии художеств (II категорию в 1894 г.) 2 года Рейнберг провел в учебном путешествии в Австрии, Италии, Франции и Германии. В 1885-86 гг. работал ассистентом в Рижском Политехникуме, одновременно продолжая учебу у декана архитектурного факультета проф. Коха. После этого Рейнберг 2 года работал на строительстве железной дороги Рига-Псков и в 1888-89 г. - снова ассистентом в Рижском Политехникуме и преподавателем рисования в Рижском городском Реальном училище. Рейнберг был одним из основателей Рижского Архитектурного общества (1889) и его первым председателем. В 1890-99 г. жил и работал в Санкт-Петербурге, принимал активное участие как в местных, так и в международных архитектурных конгрессах в Стокгольме, Мюнхене, Лондоне и др. После победы в конкурсе на проект Рижского II городского театра (ныне - Национальный театр; строительные работы завершены в 1902 г.), архитектор вернулся в Ригу. Руководя работами по строительству театра, снова стал председателем Рижского Архитектурного общества. В 1905 г. стал адъюнкт-профессором Рижского Политехнического института, выдвинут также в члены Рижской Думы.



Характерным образцом рижского югендстиля является собственный дом архитектора на ул. Сколас 3 (1905). А. Рейнберг построил также здание кредитного банка эстонских землевладельцев в Таллине, здание психиатрической больницы в Стренчи и имение барона Вульфа в Тайвола Валгского р-на. Особо следует упомянуть аттракцион "Старая Рига" в нынешнем парке Кронвалда - имитацию средневековой Риги на выставке в честь 700-летия Риги в 1901 г. А. Рейнберг проектировал также значительное сооружение начала 20 в. здание Государственного банка (ныне Банк Латвии на ул. Кр.Валдемара 2a).
http://www.bank.lv/lat/print/?16625



В посте использованы мои фото 2002 и 2009 гг.
Еще будет рассказано о самом интересном объекте возле церкви - лабиринте!

Кино, Видземе, Кримулда, Остзейский край, Ливония, Холмс, Культовые сооружения, Архитектура

Previous post Next post
Up