Антреприза Альтшуллера. Часть 3. Начало. 26 сентября - 8 октября

Mar 07, 2013 21:37

Антреприза Альтшуллера. Часть 1.
Антреприза Альтшуллера. Часть 2.
Антреприза Альтшуллера. Часть 3.
Начало.А теперь начнем сначала.
Начало оперных спектаклей в Верх-Исетском театре.
Г.Альтшулер решил первый оперный спектакль посвятить памяти великого русского композитора Глинки и для открытия оперного сезона ставит 26 сентября "Жизнь за царя" (через три года при открытии нового здания еактеринбургского театра он также поставит "Жизнь за царя"). Главные партии будут исполнены г-жами Осиповой, Ковельковой и г-ми Черновым и Маратовым. (Ур.край, 24 сентября, № 203, 1909)

Теперь в газете "Уральский край" ежедневно будет печаться анонсы спектаклей, которые тоже будут даваться ежедневно. Список постановок я приведу в конце текста.

"Севильский Цирюльник"
Оперная труппа, по-видимому, начинает завоевывать себе прочные симпатии. "Севильский Цирюльник" (третий спектакль) прошел при хорошем сборе и, судя по тому приему, который был оказан участникам, оставил прекрасное впечатление.
Не вдаваясь в подробную оценку исполнения, заметим, что настоящий состав труппы в сравнении с предыдущим имеет то значительное преимущество, что оставляет более цельное впечатление.
Нет того обычного явления, что наряду с двумя-тремя музыкальными силами выступает и ряд совершенно бесцветных артистов.
В данной труппе таких противоположностей совершенно нет и потому, повторяем, исполнение оставляет впечатление художественной цельности.
Из отдельных артистов (не будем говорить о хорошо знакомом нам г.Леонидове (Фигаро) и г.Альтшулере (Бартоло)) остановимся на г-же Осиповой - (Розина), которая, если несколько уступает Девос-Соболевой в опытности, то весьма выигрывает свежестью голоса. Г.Маратов, обладающий красивым и, что редко, - музыкальным басом, и, наконец, г.Чаров, мягкий тембр голоса которого особенно отвечает партии Альмавивы.

"Пиковая дама"
"Пиковая дама" Чайковского пользуется особой любовью публики. Поставленная 29 сентября в Верх-Исетском театре, она собрала почти полный зал. Судить в настоящее время о достоинствах и недостатках труппы еще слишком рано. Но справедливость (требует) отметить наличность вполне приличного хора и недурного оркестра. Г.Палиев, под управлением которого шла опера, проявил себя достаточном опытным и вдумчивым дирижером.
Несмотря на это, общее впечатление от оперы осталось довольно бледное и неопределенное. Артистов мало захватила музыка Чайковского, - и того нервного подъема, который составляет характерную особенность этой оперы, совершенно не чувствовалось в их исполнении.
Откладывая суждение о большинстве артистов до следующих спектаклей, отметим только, чтопо-прежнему хорошее впечатление оставили г-жа Ковелькова, певшая Полину, и г-жа Спешнева, исполнявшая партию графиню.
Красивый от природы голос у г-жи Негиной,выступавшей в партии Лизы.
Из новых певцов ярко выделялся г.Горленко (Елецкий), обладающий очень красивым, мягким баритоном. лирико-драматического характера. Мы слышали артиста в "Демоне", где он пел совсем больным, но и тогда уже было заметно, что г.Горленко скоро завоюет симпатии нашей публики.
Из других артистов следует отметить г.Россолимо, который выступил в ответственной партии Томского и окончательно ее испортил.
Если об остальных артистах судить еще довольно рано, то относительно г.Россолимо, можно с уверенностью сказать, что его место - вторые партии и что дирекция сделала непростительную ошибку, поручив ему ответственную роль.
Наконец, нельзя не сказать, несколько слов о так называемом балете. Нам передавали, что состав балетной труппы еще в дороге и прибудет на днях. Пока же обязанности балета исполняет г.Галецкий, г-жа Левченская и другие местные "любители", которые своими танцами вносят на сцену немало уныние и ненужной суетливости. Несомненно, что публика была бы более благодарна дирекции, если бы до приезда балетной труппы эти номера совершенно выпускались, так как нужно обладать большим терпением, чтобы лицезреть ту жалкую пародию на балет, которая преподносится публике в каждом спектакле.
С.К.

"Гол.Москвы" сообщает следующие сведения об оперном деле в текущем сезоне:
"Театральные дела в провинции в настоящее время вполне и всюду определились. Безработных драматических артистов в бюро очень много. Зато оперных с репертуарами почти нет. В этом году неожиданно во многих городах вместо драмы будут оперы. Большой недостаток в оперном хоре и музыкантах. На этой почве стали совершаться массовые злоупотребления: берут авансы в трех местах, едут служить в четвертое.
В предстоящем сезоне оперы будут в следующих городах: Киев - антреприза Брыкина, в другом театре - г.Медведев, Харьков - товарищество Энгельгардт, Кзань - Севастьянов, Томск - Табарова, Пермь и Екатеринбург - Альтшулер, Самара - Келлер, Саратов - Позен, Иркутск - Бородай, Тифлис - Эйхенвальд, Екатеринодар - Шперлинг".
Между прочим, что касается многократного получения авансов и вслед за тем бегство в объятия другого антрепренера, то в подобную историю попал в числе прочих и И.Я.Альтшулер. Рассказывая нам о своих "антрепренерских мытарствах", г.Альтшулер сообщил, что подобная история произошла  с ним между прочим при приглашении балета. Первый из приглашенных просто напросто забрал аванси сбежал за границу, а второй, обязавшись явиться с балетом, явился solo...
В виду этого г.Альтшулер и пригласил г.Галецкого.- (Ур.край, 1 октября, № 209, 1909)

"Евгений Онегин"
Одна из излюбленных публикой опер, шедшая притом в праздничный день, прошла при полном почти зрительном зале, но оставила, по-видимому, впечатление не благоприятное, как с музыкальной , так особенно с драматической стороны.
Г-жа Веселовская не дала образа "милой Тани, бедной Тани" в истолковании Пушкина и Белинского, а была скорее писаревской жеманной и манерной "барышней".
Не дала она также и перелома родкой непосредственной девушки первых актов в спокойно-уравновешенную женщину третьего акта.
Голос г.Горленко не искупал его игры.
Артист не дал ни одной онегинской черты и на сцене был не искушенный в победах, скучающий лев, а скорее неуверенный в себе его подражатель.
Весьма недурна была г-жа Ковелькова в маленькой партии Ольги.
Нам кажется, что вообще вся постановка и обстановка при наличных средствах театра могла бы быть лучше, а то сцена великосветского бала была прямо-таки курьезна.
Балет, толкотня и путаница которого была как нельзя более уместна у Лариных, здесь уже совсем не на месте.
Хор весьма "старался" и в драматических местах окончательно разрушал иллюзию.
Z. (Ур.край, 7 окт., № 212, 1909)

"Фауст"
"Фауст" Гуно впервые был поставлен на сцене парижской оперы в 1859 году, т.е. ровно 50 лет тому назад.
Говорить о музыкальных достоинствах или недостатках этой оперы в настоящее время не приходится, но во всяком случае, несмотря на некоторую слащавость и банальность музыки, - "Фауст" быстро создал громкую славу своему творцу и давно уже пользуется самой широкой популярностью.
Поставленная 6 октября на сцене Верх-Исетского театра, эта опера прошла очень гладко и оставила весьма выгодное впечатление.
Конечно, драматическая сторона спектакля оставляла желать многого.
Гетевские образы, насколько они нашли свое выражение в музыке Гуно, были весьма далеки от тех исполнителей главных партий, которые выступали в отчетном спектакле. Но если эта сторона, слабая почти во всех оперных труппах, особенно провинциальных, - и не удовлетворяла серьезным требованиям, то все же справедливость заставляет признать, что со стороны музыкальной вся опера была проведена очень тщательно и красиво.
Фауста пел г.Чаров. Очень небольшой по размеру, лирический голос, слабоватый в нижнем регистре и свободно доходящий до верхнего "до", которым певец щегольнул в каватине второго акта.
В первом действии, где требуются широкие, сильные ноты, г.Чаров был значительно слабее, чем на следующих актах. Особенно красиво и с большой музыкальностью была исполнена каватина 3-го действия. Вообще же нужно заметить, что г.Чаров является ценным приобретением для труппы, благодаря своей несомненной музыкальности и благородству исполнения. К недостаткам певцу следует отнести злоупотребление fermato, которым г.Чаров пользуется очень часто.
Точно также весьма выгодное впечатление оставил г.Маратов, певший Мефистофеля. Голосовые средства г.Маратова невелеки. Гораздо свободнее звучит середина. Верхние ноты, начиная с mi bemol, сильно закрыты и звучат глуховато. Но приятный тембр, мягкий и красивый, в связи с редкой музыкальностью певца совершенно искупают некоторые недостатки голосовых средств. Фразировка г.Маратова - всегда интересна и оиргинальна, исполнение - очень интеллигентное и вдумчивое.
Маргариту пела г.Негина. Свежий и богатый от природы голос артистки, несколько суховатого тембра, - как будто более подходит к чисто лирическим партиям, чем к партиям колоратурным. И только в этом - на наш взгляд - кроется причина того, что г.Осипова должного впечатления не оставила. Хотя все же справедливость требует отметить, что вся партия была проведена и музыкально, и задушевно.
В партии Валентина выступал молодой баритон г.Андого-Журов. Певец, видимо, сильно волновался и свое суждение о нем мы откладываем до дургого раза.
Красиво и полно звучал хор. Мило спела свою небольшую партию Зибеля г.Ковелькова.
Квартет 3-го действия прошел выдержанно и музыкально.
Оригинальный "балет" развеселил публику во 2-м акте и внес в оперу много комического элемента.
С.К. - (Ур.край, 8 окт., № 213, 1909)

"Иоланта", П.И.Чайковский.
"Паяцы", Леонковалло
8 октября в Верх-Исетском театре были даны две оперы в один вечер - "Иоланта" Чайковского" и "Паяцы" Леонковалло.
Нам кажется, что дирекция сделала большую ошибку, поставив сначала "Иоланту", а затем "Паяцы". После тонкой, ажурной музыки "Иоланты", проникнутой какой-то особенной свежестью и чистотою, - Паяцы Леонковалло, не имеющие никаких серьезных музыкальных достоинств, показались особенно грубыми и неинтересными. И мы думаем, что общее впечатление от спектакля, несомненно, только бы выиграло, если бы "Паяцы" были поставлены в начале.
Обе оперы прошли с прекрасными ансамблем, который весьма усердно старался нарушить г.Андого-Журов, певший Роберта в "Иоланте" и Сильвио в "Паяцах", - что ему до некоторой степени удалось. Кажется, в первой опере он заменил заболевшего г.Леонидова.
Если по первому выступлению этого артиста в "Фаусте"  нельзя было составить о нем окончательного мнения, - то в настоящее время можно с полной уверенностью сказать, что для серьезных, ответственных партий г.Андого-Журов совершенно не годится, что ему нужно еще много работать над собою и научиться владеть голосом и держаться на сцене. Пока же это - совершенно неопытный артист, оставляющий самое безотрадное впечатление.
Конечно, эффектная, блестящая ария Роберта "Кто может сравниться с Матильдой моей", - в плохом ученическом исполнении г.Андого-Журова быстро потеряла все свои краски и весь свой блеск.
Точно также красивый дуэт Сильвио с Неядой в "Паяцах" (сразу) потускнел, несмотря на прекрасное исполнение г-жею Осиповой своей партии.
Что касается других исполнителей, то все они, за немногим исключением, удачно справились с своими партиями и оставили хорошее впечатление.
Г-жа Негина пела Иоланиу. Артистка блеснула красивым, свежим голосом и проявила достаточно вкуса и музыкальности. Слабее в смысле экспрессии была исполнена первая ария: "Отчего это прежде не знала ни тоски я, ни горя, ни слез". Но затем артистка распелась, - и остальную часть оперы провела с большим подъемом и выразительностью.
Прекрасным партнером г-жи Негиной был г.Чернов (Вадемон), передавший свою партию с присущим ему вкусом и музыкальностью.
Г.Маратов (король) в этот вечер был, видимо, не в голосе; пел вяло, старательно избегая верхних нот, - и того впечатления, которого мы ожидали не дал.

Alexander Pirogov / Пирогов - Rene's aria (Tchaikovsky "Iolanta") - MArhivist
Загружено 16.04.2011

Conductor - Samuil Samosud. Rec. 1940
First published oh this CD: http://aquarius-classic.ru/album?aid=...
Ария короля Рене в исполнении великого певца Большого театра Александра Степановича Пирогова (1899-1964). Запись была сделана в год премьеры оперы "Иоланта", приуроченной к 100-летию со дня рождения П.И. Чайковского. Впервые опубликована на диске: http://aquarius-classic.ru/album?aid=...

image Click to view



В "Паяцах", кроме г.Андого-Журова, принимали участие: г.Чернов (Канио), г.Горленко (Тонио) и г.Осипова (Недда).
Красивый пролог к опере был спет г.Горленко очень мощно и выразительно. Артист был в голосе: видимо, поправился после болезни и развернул свои богатые голосовые средства во всю ширь и мощь.
С особенным удовольствием отмечаем, что в лице г.Горленко труппа приобрела крупную музыкальную величину.
Очень музыкально и тепло провела г.Осипова небольшую партию Недды.
Г.Чернов - сильно переиграл и благодаря этому только расхолаживал то впечатление, которое мог бы оставить.
Хоры были лучше в "Паяцах", чем в "Иоланте", где местами обнаружили некоторую нетвердость в ритме.
Подводя итоги спектакля, во всяком случае следует отнести его к одному из наиболее удачных. Дирекция смело может повторить его полностью, заменив г.Андого-Журова другим артистом.
Было бы очень интересно послушать в "Иоланте" г.Осипову, голос которой - как нам кажется - очень подошел бы к лирической партии Иоланты.
С.К. (это последняя заметка С.К., далее рецензент будет появляется и прятаться под буквами Г.К.)

Театр, Екатеринбург, 1909, Музыка, Балет

Previous post Next post
Up