Антреприза Зарайской

Mar 07, 2013 14:41

К содержанию.
В декабре 1909 года труппы Зарайской и Альтшуллера меняются местами: Зарайская приезжает в Екатеринбург, Альтшуллер - в Пермь.
Несколько заметок об антрепризе Зарайской. От пермских корреспондентов. Не без сравнения оперы и драмы.



...
Состав труппы:


...
Рецензия на первый спектакль:


...
Праздничный новогодний репертуар:



Зарайская Ольга Петровна (1877-1940)
(Возможно, не все в этом абзаце касается труппы Зарайской) "Игравшая в Туле в середине 900-х годов труппа О. П. Зарайской считалась сильной. Актеры пользовались большой популярностью и сами прибегали к сильнодействующим средствам, чтобы увеличить свою известность. Город пестрел их фотографиями в жизни и в ролях. Молодой «любовник»-неврастеник Рудаков ежедневно катался по главной улице - Киевской - верхом, в сапогах и синей тужурке, привлекая всеобщее внимание и восхищение гимназисток.
Постепенно мне стали запоминаться актеры, и я уже следил за их игрой из спектакля в спектакль. Героиня - О. В. Арди-Светлова - брюнетка, невысокого роста, обладала великолепным грудным голосом и очень большим темпераментом, который, прорываясь, захватывал зал. Она любила классику, и поэтому репертуар в Туле складывался на редкость удачно. Я уже в детстве мог познакомиться и с «Марией Стюарт» и с «Орлеанской девой». Премьер - Г. Ф. Демюр - выразительный и сильный актер, был мастером на все руки - Лейстером в «Марии Стюарт», Дюнуа в «Орлеанской деве», героем многочисленных комедий, к тому же автором театральных обозрений.
10 Зарайская заботилась о внешности спектакля. То, как была оформлена сцена в «Снегурочке» - с покатым полом, затейливым русским орнаментом и светом бенгальских огней, казалось мне пределом сказочности. Я помню такие спектакли, как «Севастополь», «Князь Серебряный», «Снегурочка» и «Потонувший колокол».
В дни первой русской революции 1905 года в тульском театре шел «Вильгельм Телль», на который нас, детей, повели. В накаленном до предела зрительном зале то и дело раздавались возгласы, боевые выкрики. Сам Вильгельм Телль воспринимался как подлинно революционный герой. Ему аплодировали восторженно и бурно, а сцена с Геслером вызвала настоящую демонстрацию. Во время действия стоял такой шум, что спектакль, как мне помнится, так и не доиграли. В Туле, где находился Оружейный завод, революционные настроения среди интеллигенции доминировали". - Марков П.А. ИСТОРИЯ МОЕГО ТЕАТРАЛЬНОГО СОВРЕМЕННИКА. Главы неоконченной книги.
"В 1907 году Томский был вынужден отказаться от тульской антрепризы. Существенную роль в этом сыграла и конкуренция со стороны небезызвестной в провинции театральной деятельницы О. П. Зарайской, в течение нескольких лет параллельно с Томским державшей в городе «театральное предприятие». В отличие от Томского дела у Зарайской шли хорошо и гладко. Она не чуждалась ничем, лишь бы заманить в свой театр как можно больше зрителей. Весь город пестрел фотографиями актеров ее театра. Постановки проходили с различными эффектами, при роскошном убранстве сцены. Зарайская, хотя и увлекалась классикой, но преобладающее место в репертуаре ее театра занимали пошленькие водевили, комедии, мелодрамы, рассчитанные исключительно на кассовый сбор. На пестроту репертуара театра Зарайской вынуждена была обратить внимание даже весьма сочувственно относившаяся к ней местная пресса. Газета «Тульская жизнь», например, писала в феврале 1906 года: «Внимательный просмотр репертуара театра Зарайской дает впечатление чего-то кричащего, пестрого, но не серьезного. Мало того, что репертуар театра почти наполовину несерьезен, мало того, что подобным подбором пьес не достигаются культурно-просветительские цели театра, постановка таких пьес, как «Бедные овечки», «Шалости Ивана Мироныча», «Дети от солнца» и др., приводит как раз к обратным результатам. Подобные пьесы не только не могут помочь разобраться в сложных вопросах и явлениях жизни и дать правильное их освещение,- они прямо развращают зрителей .» - Тульский театр в XIX в. - начале XX в. Реферат.
1909. "26 сентября открыт в Пермском городском театре драматический сезон О.П. Зарайской. Лучшия силы труппы - Васильев, Зарайская и Джвирблис (№ 205 П. Г. В.). - Летопись г. Перми с 1890 г. по 1911 г.
Еще источники: "ОКНО" № 10 (13).

Театр, Екатеринбург, 1909

Previous post Next post
Up