Николо-Перервинский монастырь

Jul 28, 2016 10:20

«Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться!»" Митрополит Платон (Левшин)

Николо-Перервинский монастырь - бывший мужской монастырь в Москве на берегу Москвы-реки (Шоссейная улица, 82), находящийся в статусе Патриаршего подворья.



Этот небольшой и очень красивый монастырь известен намного меньше, чем Донской или Новодевичий, но только потому, что находится не в центре города и добираться до него неудобно, что своим ходом, что на автомобиле.



Размеры его территории таковы, что она раза в четыре больше Сретенского монастыря, но в свою очередь раз в пять меньше Новодевичьего.



Район «Перерва» расположен на юго-востоке столицы, на левом низком берегу Москвы-реки. Название это закрепилось давно, несколько веков назад, словарь С.И.Ожегова толкует слово «перервать» как «разорвав, разделить надвое».



По преданию, Москва-река здесь изгибалась замысловатой дугой и совершала в своём течении оборот, уходя в направление села Коломенское. Потоки воды то и дело переливались через низкую луговину, прерывая её в разных направлениях. Их и называли «перервами».



"…Пришёл на землю седовласый старец, построил деревянную келью и начал молиться. Вскорости стали приходить к нему люди, молились вместе с ним и вместе строили храм". Так по легенде начинается история обители - со строительства деревянной церкви Николая Чудотворца, именем которого впоследствии будет назван монастырь.



Как мы видим из объявления на стене монастыря, фотографировать тут без благословения не рекомендуется. Это было пару лет назад. Сейчас здесь фотографировать невозможно, строжайше запрещено, поэтому все мои картинки старые.



Особенно почитаемый на Руси святитель Николай Чудотворец - лицо историческое, он родился в городе Патаре (в Ликии), его родители - Феофан и Нонна вели свой род от знатных семей.



На Руси Николая Чудотворца знали как доброго покровителя моряков, детей, всех страждущих, совершившего множество милосердных дел. В 1087 г. мощи его были перевезены крестоносцами в итальянский город Бари.



Так что имя для монастыря было выбрано неслучайно, именно Николаю Чудотворцу суждено было стать одним из самых почитаемых святых в Восточной и Западной церкви. Только в Москве в честь святого, по «Указателю московских церквей» М.Александровского, к 1915 г. было освящено 58 храмов.



В первые несколько веков своего существования монастырь находился в полном запустении и служил скорее тюрьмой, чем пристанищем для верующих.



Кроме того, обитель постоянно грабили, поскольку по тем временам она находилась далеко от Москвы. Неоднократно у стен монастыря оказывался враг, шедший на Москву, татары и литовцы разоряли обитель и опустошали её.



В 1591 г. вблизи стен монастыря стоял с ордой хан Казы-Гирей, а в 1610-м Лжедмитрий II с войском. В начале XVII в. восставшие крестьяне Ивана Болотникова разграбили обитель, а затем то же сделали «освободители» монастыря - ратники стрелецких полков.



В годы Смуты Николо-Перервинская обитель была разграблена и изрядно разрушена. Ее восстановление началось лишь тогда, когда взошедший на трон Алексей Михайлович приписал к монастырю Иверскую часовню, расположенную у Воскресенских ворот Кремля.



Чудотворная икона Иверской Божьей Матери сперва находилась в монастыре Николы Старого на Никольской улице (некоторые москвоведы считают этот монастырь предтечей Николо-Перервинского), а затем её перенесли в Успенский собор. Позднее для неё была построена часовня.



Находясь на бойкой в то время Красной площади, она давала весьма ощутимый доход. Еще одним источником на восстановления служило монастырское подворье между нынешними улицами - Маросейки и Лубянки, которое сдавалось внаем.



После революции в 1927 г. часовню закрыли, а в 1934-м снесли вместе с Воскресенскими воротами, т.к. эти постройки мешали демонстрациям, проходящим на Красной площади.



На какое-то время икона исчезла. Сейчас считается, что она находится в Третьяковской галерее. В 1994 г. была освящена новая Иверская часовня у восстановленных Воскресенских ворот, в которых поместили новую Иверскую икону Божией Матери, написанную на Афоне.



Самая значительная на сегодня постройка на территории Николо-Перервинского монастыря - Собор во имя Иверской Божией Матери. Возвели ее в период с 1904 по 1908 годы в русско-византийском стиле. Автор проекта - архитектор Петр Алексеевич Виноградов. В день освящения храма из Иверской часовни была доставлена чудотворная икона.



Собор Иверской иконы Божьей Матери по свои габаритам уступал только храму Христа Спасителя. Длина его составляла - 36 м, ширина - 34, а высота с куполами - 53 м.



Второй храм обители - пятиярусная каменная Успенская церковь. В ее первом уровне был устроен главный вход, а на втором разместили монастырскую ризницу. Сама церковь во имя Успения Богоматери находилась на третьем уровне, а четвертый и пятый были заняты часами с боем и колокольной звонницей, соответственно.



Никольский собор с внутренней церковью во имя Сергия Радонежского возвели в период с 1696 по 1700 годы. Между храмом и колокольней соорудили галерею-паперть.



В период с 1733 по 1735 годы шло строительство барочной церкви во имя Толгской Божией Матери. Местом ее установки стали стены монастырской ограды над выходящими прямо к реке Водяными воротами.



Если пройти монастырь насквозь и выйти вон их тех ворот, то можно попасть в монастырский сад и увидеть внизу Москву-реку.



Первоначально Николо-Перервинский монастырь стоял у самой воды, потом река отступила, и обитель окружили сады. В отличие от многих других подмосковных монастырей, Перервинский долго оставался деревянным. Начало каменного строительства здесь связано с именем десятого патриарха московского и всея Руси Адриана.



Избранный патриархом в 1690 г. вопреки воле царя Петра Первого Адриан твердо стоял за старые обычаи, выступал против иноземных нововведений. Не побоялся Адриан и явиться с иконой в руках в застенок, где Петр пытал стрельцов. Взбешенный пастырским призывом к милосердию царь выгнал патриарха вон. В знак молчаливого протеста Адриан переехал в Николо-Перервинский монастырь.



Особенностью Перервинского монастыря было то, что над ним звучала не мелодия колокола, а звон била. Била, или клепала - особые железные доски, которыми пользовались, пока не научились лить колокола. Вновь о билах вспомнили, когда Петру срочно понадобилась медь для пушек. С церквей снимали колокола, а взамен присылались била, украшенные петровским вензелем.



Кстати, забота Алексея Михайловича об обители объяснялась тем, что отсюда открывался наиболее впечатляющий вид на любимую царскую резиденцию в Коломенском. Дорогу туда специально провели в обход, через Кожухово и Перерву, чтобы перед путниками постепенно открывалась великолепная панорама Коломенского дворца, возвышающегося на крутом правом берегу Москвы-реки.



Только снизу, из монастырских садов, можно сфотографировать монастырь полностью. Из других мест какая-то его часть обязательно не влезает.



Есть сведения, что в Перерве работал знаменитый Бартоломео Растрелли в начале своей блистательной карьеры. Будущий создатель Зимнего дворца занимался оформлением интерьера перервинской церкви Успения Богородицы.



Покой удалённой от Москвы обители был недолгим. В 1877 г. в Перерве была сооружена первая плотина, которая должна была стать частью огромного сооружения - Перервинского гидроузла, состоящего также из шлюзов и гидроэлектростанции.



В 1909 г. было продолжено расширение железнодорожной станции Перерва. Недалеко от Николо-Перервинского монастыря развернулось строительство сортировочной станции Курской железной дороги.



Всё это преобразило бывшие дачные места в рабочие пригороды Москвы. Здесь начинают создаваться рабочие посёлки, такие как, например, Печатники, Люблино, Марьино. В 1960 г. город Люблино и его окрестности вошли в состав Москвы, и был переданы под промышленную зону.



Если мы в Коломенском сядем на пароходик, в процессе путешествия мы увидим монастырь с западной стороны вот таким.



А с другой стороны, с восточной, монастырь выглядит вот так.



Совершенно избыточная в этом случае карта.



Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский монастырь
Высоко-Петровский монастырь
Высоцкий монастырь в Серпухове
Давидова Вознесенская пустынь
Донской монастырь
Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе
Зачатьевский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Крутицкое подворье
Марфо-Мариинская обитель
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Угрешский монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Новоалексеевский монастырь
Новоспасский монастырь
Покровский Хотьков монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь
Свято-Екатерининский монастырь
Свято-Пафнутьев боровский монастырь
Симонов новый монастырь
Симонов старый монастырь
Сретенский монастырь
Храмовый комплекс в Старом Косине
Центр РПСЦ на Рогожском

Перерва, Николай Чудотворец, Адриан, Николо-Перервинский монастырь, Шоссейная, Платон

Previous post Next post
Up