(no subject)

Sep 04, 2018 16:31

Когда речь заходит о платьях эпохи 1860-х годов - как правило, вспоминают огромные кринолины, утянутые до контраста с ними чуть не до объема шеи талии и много, много метров ткани на всю эту красоту. Если мы заглянем в модные журналы, то дело будет обстоять именно так. Но в реальной жизни всё, конечно, немного иначе.

Собственно, первое, о чем стоит задуматься, когда начинаешь пошив - для какой цели нужно платье. Пресловутый кринолин и для бала-то не слишком удобен. Не во все двери получится пройти, сесть - только на табурет, скамью или диванчик… и так далее. Как уже говорилось выше, средняя длина нижнего «кольца» у современных кринолинов - порядка трех метров, и это довольно удобный размер, даже для вполне практичного повседневного платья. Мы, собственно, будем рассматривать три основных типа платьев: домашние - удобные неглиже, позволяющие быстро привести себя в состояние «не стыдно выйти», бальные - чтобы все ахнули, и, наконец, обычные повседневные - сюда войдут и прогулочные, и визитные, и прочие, предполагающие достаточную активность и ей не мешающие.

Итак, домашние платья - халаты, утренние платья (изысканные дамы скажут "неглиже"). Разумеется, их не надевали на голое тело, да и спали в плотных ночных сорочках, как правило, для тепла. Ночные сорочки, в отличие от дневных, имеют длинные рукава, застежку, воротничок (или вырез под горло) и достигают щиколоток, а то и пола. Поверх них иногда надевали «ночные кофты». Шилось это всё из белых хлопковых и льняных тканей, украшалось разнообразной белой же отделкой. На первой иллюстрации - ночная (слева) и дневная сорочки, на второй - ночная кофта.






Сам халат или утреннее платье могли, опять же, для утепления шить из стеганых тканей, бархата, шелка, тонкой шерсти и даже хлопка. Полосатые узоры и декор «в восточном стиле» были для них особенно популярны - ведь халат, по сути, и есть элемент восточного гардероба. Крой тот же, что и у прочих: опущенная линия плеча, приталенность, длина - до пола или хотя бы по щиколотку, рукава - до запястий, часто расширенные книзу. Нередко используется отдельный пояс.
Однако, стоит учитывать, что под халатом, надетым, например, для выхода к завтраку, имелись: сорочка, панталоны, чулки, нижняя юбка, нередко корсет…








А дамы особо изысканные под свое неглиже для неформального приёма подруг у себя дома еще и кринолин наденут. Со всеми положенными юбками (синий справа ниже - образчик именно неглиже).



Или домашний жакет, например. Приличная дама «в положении» на людях не показывается!



О платьях для бала можно говорить бесконечно… Поэтому мы вкратце перечислим основные их особенности и отправим интересующихся к модным журналам! J

Итак, самые важные отличия: бальный лиф имеет короткие рукава и вырез, сильно открывающий плечи. Застежка чаще всего сзади - на передней части располагается разнообразный декор, привлекающий внимание к линии декольте.












Лиф бального платья кроится плотно прилегающим к корсету, скорее всего двухслойным - сверху нарядные ткани, шелковые и бархатные, внутри - подкладка.







Особо практичные барышни к одной юбке шили два лифа из одной ткани: нарядный и повседневный.






Повседневные платья закрытые, имеют либо воротничок под горло, либо (в редких случаях) шемизетку - вставку из тонкой ткани, прикрывающую вырез. Для пошива таких платьев можно использовать любую не толстую ткань: хлопковую, льняную, полушерстяную и даже тонкую шерстяную, если брать синтетику - следует внимательно смотреть на цвета и блеск. Цвет не должен быть слишком ярким, а блеск слишком сильным. Рисунок на ткани - полоска, горошек, клеточка, цветочные принты. Отделка любая: аппликации, узоры из шнура, кружева, ленты и банты, пуговицы, защипы, рюши, вышивки.





Летние платья шьются из более тонких натуральных тканей, типа муслина, кисеи, батиста, ситца, у них могут быть рукава длиной ¾ с подрукавниками (короткие рукава встречаются очень редко и, как правило, на детях). В среднем, меньше украшены, чем платья для холодных времен года.





{C}{C}{C}{C}

В среднем, на сохранившихся платьях декор скромнее представленного в модных журналах, и часто контрастный. Обычная тенденция - чем старше женщина, тем более темные и скромные цвета она предпочитает в одежде.

Ниже - примеры использования фиолетового и синего анилиновых красителей. А шотландские ткани и их имитации в этот период активно популяризует английское королевское семейство.








Платья обычных барышень среднего социального слоя - изящные, не перегруженные отделкой, на небольших кринолинах.





{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}

Примерно так оно выглядело в реальности. И для контраста - модное, из ярко окрашенной ткани, украшенное рюшами, бахромой и широким кружевом.







{C}{C}{C}{C}{C}{C}

И в завершение темы - несколько слов о специфичных платьях.

Траурные наряды носили часто: было принято демонстрировать скорбь по умершим родственникам разной степени отдаленности. Глубокий траур - унылое черное платье - при смерти ближайшей родни; для прочих - разные ступени, вплоть до траурной повязки на руке, которая разве что мешала носительнице танцевать на балах (но не посещать их). Траурные цвета, помимо черного - серый, тускло-фиолетовый и даже белый.




В облегченном варианте траура платье могло выглядеть просто унылым или с заметной черной отделкой.



Платья для свадьбы, конечно, в противовес старались сделать как можно более радостными и нарядными. С тех пор как после бракосочетания английской королевы Виктории в свадебной традиции закрепился белый, модные журналы предлагают невестам самые различные варианты, на любой вкус и кошелек. Между делом заметим, что в них практически не попадается изображений платья с коротким рукавом, а на фотографиях и сохранившихся образцах - встречаются. Возможно, это связано с наличием у особо зажиточных невест двух отдельных платьев: для венчания (напоминаю, в церковь в открытых платьях не ходят!) и для торжества.









Ссылки на все части:
Первая часть: https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232331.html
Вторая часть: https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232582.html
Третья часть: https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232700.html
Четвертая часть: https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233109.html
Пятая часть: https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233271.html
Шестая часть: https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233533.html

рукоделие, история костюма

Previous post Next post
Up