Продолжаем цикл статей

Sep 04, 2018 15:29

В целом, разрезать единое полотно платья на лиф и юбку научились давно. Но, похоже, именно в описываемый период впервые в истории женского костюма появилась блузка, идейно скопированная с мужской рубашки. Под ней подразумевается деталь одежды, надеваемая на торс и не связанная с юбкой единством ткани; важно также отметить, что поверх блузки надевали жакет (жилетов на изображениях не встречала) или широкий пояс. Все указанные детали мы сейчас и рассмотрим поподробнее.

Юбка - элемент самый простой и, пожалуй, не особо интересный. Как правило, это практичные экземпляры, несложного кроя (расширяющиеся книзу, либо очень сильно собранные сверху прямоугольники, могли быть со вставкой или 1-3 оборками), надеваемые поверх всех нижних юбок и кринолинов. Для их изготовления использовались неяркие хлопковые, льняные или шерстяные ткани (первый из ярких анилиновых красителей - пурпурный - был изобретен только в 1856 году) с некрупным рисунком: полоски, цветочный принт, клетка. Поскольку верхняя юбка сильно пачкается по подолу, использовать в этой ее части шерсть довольно непрактично. Из современных тканей можно использовать любые не слишком тонкие (хотя ситцы и муслины для летних платьев возможны, но легко теряют форму после стирок): бязь, различные костюмные ткани с примесью синтетики и даже полностью синтетические, если они не сильно блестят (ну и не забываем про цвет). Для отделки, помимо вставок, можно использовать защипы, атласные или бархатные ленты, бахрому и кисточки, сутаж и прочие шнуры; при использовании кружев стоит учитывать, что тогда это было довольно дорогим удовольствием. Наиболее корректным будет использование вязаных или плетеных кружев, а также кружев, вышитых по сетке.




Блузка шьется из тканей малой или средней плотности: муслин, батист, бязь, шелковые и льняные ткани. Синтетические лучше всё же не использовать из-за блеска. Чаще всего встречаются светлые тона с мелким рисунком (те же цветочек, горошек, клетка), украшенные вышивкой, защипами, кружевом, лентами и бантами. Исключение - писк моды под названием «рубашка Гарибальди», имитирующая мужскую, ярко-красного цвета.



Блузка - распашной предмет одежды, прилегает к фигуре, имеет застежку спереди или сзади, скрытую на крючки или явную на пуговицы. Вырез под горло или чуть ниже (но в любом случае закрытый), может быть украшен воротничком из ткани, кружев и т.д., в тон воротничку могут быть манжеты, невысокие, застегивающиеся на пуговки. Выкройка для блузок примерно одинакова, напоминает прочие элементы одежды спущенной линией плеча, рукава могут быть любой ширины, полной длины, самые модные  - расширенные книзу и собранные на манжет или завязку-кулиску.













Иногда вместо жакета на изображениях мы видим такую вещь, как пояс (по-английски waistband, есть на изображениях выше) - уплотненную полосу ткани, с мысом вверху и внизу спереди. Его носят как с комплектом из блузки и юбки, так и с платьями. Попадалось упоминание, что с «тонкими» платьями, т.е. летними, домашними, бальными.




Есть варианты, застегивающиеся спереди на пуговицы или бюск, есть те, у которых сзади или спереди шнуровка… Попадаются и очень нарядные пояса.




Пояс состоит из 2-3 слоев ткани: сверху декоративная, изнутри плотная. Зачастую просматривается дополнительное укрепление косточками. Если декоративная ткань недостаточно плотная, ей также необходим «дубль». Принцип подбора ткани тот же, что и для корсета: внутри - плотные бязь, полулен, тик, бельевая ткань; снаружи - красивые (непрозрачные): атлас, бархат, тафта и т.д. Варианты поясов встречаются самые разные.






Модные журналы приводят также варианты оформления бантов и завязок, от простых кисточек до сложных конструкций, расшитых кружевом, тесьмой, лентами, аппликациями…


Также стоит отметить, что именно на такой плотный пояс крепили поясные сумочки и шатлены (об этом подробнее будет позже).

Другой вариант того, что носят поверх блузки - жакет. Если он совпадает с юбкой по цвету, то мы имеем дело с костюмом, достаточно удобной и оттого распространенной конструкцией. Шьют их распашными, из самых различных костюмных тканей, на тонкой подкладке и с длиной рукавов от полной до ¾. Форма рукава также может быть различной, полукруглой, с разрезами, двойной, расширенной книзу - в любом случае (если речь не идет о бальном туалете) голые руки выше запястий приличные женщины не показывают. Встречаются варианты костюма типа «жакет с платьем».

Варианты украшений жакета весьма многообразны: шнур, тесьма, аппликации, бархатные ленты, пуговицы, кисточки, вышивка, кружева, бахрома, помпоны, плетеные мотивы. А летние могут быть и полностью кружевными (вряд ли такое удовольствие дешево стоило!).








Наиболее часто можно наблюдать т.н. жакеты типа зуав, вдохновленные яркими и необычными костюмами подразделений легкой пехоты, носивших это название. Поначалу этот термин использовался только для шерстяных жакетов красного цвета, с закругленными полами, длиной спереди по нижние ребра, застегивающихся на одну-две пуговицы у горла и отделанных черным или серым шнуром, помпонами и кисточками, впоследствии термин расширили на другие цвета.






Иное названия для таких жакетов - фигаро или болеро. Могли быть без рукавов и даже совсем небольшими..



Сзади - удлинение, узкое или расширяющееся баской, может быть цельнокроеным.










Нередко встречается «двойной» вариант с имитацией жилета или, напротив, имитацией болеро.






Были и более простые и свободные варианты жакета, не прилегающие к фигуре плотно.




Самые теплые из них - это уже фактически пальто, верхняя одежда для холодного времени года.





Накидки - тоже предмет гардероба, дающий большой простор для фантазий. Их могли носить и в помещении поверх платья, и летом - для защиты от пыли, и зимой - поверх жакета, применяя всевозможные утепления (например, мех, стеганые ткани, сукно вплоть до шинельного). Самые изысканные - сорти-де-баль, надевавшиеся поверх бального платья. Выкройки всех их довольно просты: солнце и полусонце, прямоугольники на кокетке, развернутый уголками по центру спины и переда квадрат, разрезанный по половине диагонали и.т.п. Нередко могли быть с капюшонами. Длина - любая, от пелеринок до уровня колен. Украшения - тоже любые: аппликации, кружево, контрастные ткани, бахрома, кисти, помпоны, ленты, узоры, выложенные шнуром и даже эполеты.











Недалеко от накидок ушли шали. Этот многофункциональный и многовариантный предмет гардероба вовсю использовался женщинами - для тепла, для красоты… Шали могли быть и сложными по структуре (тогда их шили по выкройкам из различных тканей), и самыми простыми - вязаными. Могли, конечно, и кружевными быть - из белого ирландского кружева или черного шантильи, но простым смертным такая красота вряд ли была доступнаJ



Роскошные тонкие шали с оборками, конечно, довольно неудобны в быту, но как драпируются!





А вот простые вязаные или стеганые, с завязками сзади, позволяют оставить руки свободными для мелких повседневных дел.






Первая часть: https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232331.html

рукоделие, история костюма

Previous post Next post
Up