В числе прочих элементов костюма нельзя не сказать несколько слов о головных уборах. Они использовались в повседневной жизни почти постоянно: распущенные волосы на людях - верх неприличия. Дома женщины могут носить поверх простых причесок сетку или чепчик, для выхода на улицу надевают шляпку, для балов и приемов воздвигают довольно сложные конструкции из волос, украшенные цветами, лентами, драгоценностями.
Самый простой домашний вариант - собрать волосы в пучок и прикрыть сеткой. Она делается на плотной основе, охватывающей голову или пучок (типа ленты), и может быть просто связана крючком из ниток любой толщины и любого цвета. Хорошо использовать хлопковые или шелковые нитки (например, типа «ирис»). А можно взять толстую пряжу, шнур или ленты - и не вязать сетку, а сшить или сплести ее, украсив, по желанию, лентами, бантами, бахромой или бисером.
Можно сделать более сложную и красивую прическу, с плетением кос и даже применением шиньонов.
Можно использовать украшения для волос из лент, искусственных цветов и кружева на основе чего-то наподобие современных ободков или венков (вероятно, в тогдашнем обиходе это были проволока и гребни). Самыми роскошными вариантами украшали бальные прически.
Другой несложный в изготовлении вариант головного убора - чепчик. Вариантов таковых существует великое множество: теплые практичные капоты из тонкой шерсти, прикрывающие шею - от зимних сквозняков (а в иных конструкциях и на публику выйти не стыдно!); плотные летние чепцы, в которых можно было, например, поработать в собственном огороде, с большими полями и пелериной - от солнца; дорогостоящие изящные кусочки кружева - для визитов разряженных подруг, и даже чепчик-чехол - прикрывать роскошную бальную прическу от ветра и пыли в дороге.
Для чепчиков, в зависимости от назначения, можно использовать самые разные ткани: и тонкие полушерстяные, и плотные льняные и хлопковые, и тонкие, включая кружевные (а можно связать). Цвета - не яркие, для дома чаще всего белые. Отделка - практически любая: ленты атласные и бархатные, кружево плетеное и вышитое по сетке, рюши, тесьма, разнообразные вышивки: мережка, прошвы, ришелье, защипы.
Но на улицах женщины чаще появляются в шляпках.
Многообразие шляпок велико, они изготовляются из ткани или соломки, отличаются размером полей, отделкой, согревающими характеристиками. Словом, отличный способ проявить вкус и фантазию.
Тем не менее, основных разновидностей можно выделить четыре. Круглые соломенные шляпки, с равномерно приподнятой круглой тульей, с разной шириной полей, украшались довольно скромно, плотной широкой лентой, иногда бантами, перьями и цветами. Чаще всего их носили летом.
Вторая разновидность - шляпки вовсе без полей. У некоторых тулья немного расширяется кверху, у других - наоборот, слегка сужается. А есть навеянные военной формой варианты.
Следующая разновидность - те шляпки, у которых тулья неравномерна. Поля, соответственно, изгибаются. При помощи некоторых усилий и продернутой в поля проволоки можно придать такую форму современным шляпкам. На них - больше украшений: кружевные вуали от пыли, роскошные перья, длинные банты и чуть ли не целые букеты. Декор сосредоточен в середине переда.
Четвертая разновидность - капоры. Из соломки или кружев на проволочном каркасе, или стеганые, для холодного времени года; иногда с внутренними оборками, обрамляющими лицо, а иногда с вуалью, - словом, самые, самые разные. Как правило, на их нижней части имеется прикрывающая шею оборка.
Среди прочих обязательных аксессуаров женского костюма времен войны Севера и Юга следует назвать фартуки.
Повседневные практичные варианты, предназначенные для защиты одежды от грязи, шьются из простых, можно даже грубых, тканей: бязи, льна, диагонали. Шерстяные лучше не брать - от частых стирок они теряют форму. Выкройки их предельно просты: прямоугольник от талии вниз, присобранный на ленту пояса, и небольшой прямоугольник от талии вверх, также собранный на полосу ткани, которую прикалывают к платью булавками (отсюда наименование pinner apron).
Фартучки для изысканных дам или для парадных случаев шились без верхней части и из более нарядных тканей. Модные журналы, опять же, дают множество вариантов декора таковых: рюшки, кружева, ленты, аппликации (включая объемные), контрастные вставки и даже кармашки в виде подвешенных сумочек.
На руки для защиты от холода, солнца, грязи или для работы женщины надевали перчатки либо митенки - разновидность перчаток с обрезанными кончиками пальцев.
Перчатки для прогулок, визитов, балов и верховой езды - короткие кожаные, плотно сидящие на руке, с застежкой на пуговке на запястье. С тыльной стороны - три шва. Следует отметить, что примеров сохранившихся перчаток ярких цветов мне найти не удалось, равно как и вязаных, однозначно атрибутируемых на эпоху 1860-х.
Такие перчатки, несомненно, стоили недешево, их берегли и в бытовых ситуациях носили варианты попроще и подешевле - митенки. Их вязали из хлопковых или шёлковых ниток (черных или белых), реже встречаются шитые варианты. Украшения - продернутые ленты, вышивка. Следует отметить, что митенки бывают длиннее, примерно до середины предплечья, особенно те, что надевали с платьем с короткими рукавами.
Нередко на изображениях встречается сочетание митенок и подрукавников. С последними мы встречались в разговоре о платьях - это нижние «рукавчики» из тонкой ткани (как правило, белые), закрывающие руку от запястья до локтя. Они могли быть довольно причудливо украшены - лентами, защипами, кружевом, шитьем и вышивками, оборками и т.д., иметь манжеты на пуговицах или кулиске. Скорее всего, пришивались изнутри рукава.
{C}{C}{C}{C}
Иногда встречаются целые комплекты из подрукавников и воротничка (или шемизетки).
Кожаные перчатки без подкладки, как правило, не слишком-то греют, поэтому в холодное время года наряд дополнялся уютными меховыми муфтами - умеренных размеров, мехом наружу. Выкраивается такая муфта прямоугольником, зачастую имеет в подкладке кармашки.
В заключение - несколько слов о других мелочах женского туалета. Пояс, например, вещь необязательная, если платье имеет приталенный лиф, или на женщине отдельная юбка на вшитом поясе, или надет waistband - пояс-корсаж. Да и в прочих случаях он может быть малозаметным, сделанным из ткани основного платья. Но встречаются достаточно яркие варианты, из ткани и лент, c металлическими или кожаными деталями.
На пояс можно было прикрепить шатлен из лент или цепочек (да, это всё ещё вполне употребительная деталь туалета) или небольшую сумочку.
Многообразие сумочек, в зависимости от их назначения, довольно велико. Это могут быть, например, небольшие ридикюли из ткани или кожи, украшенные вышивкой, кистями, аппликациями, бисером, бахромой, на металлическом каркасе с пружинной застежкой (наподобие кошельков середины ХХ века) для повседневной жизни. Некоторые экземпляры имеют крепление для подвешивания к поясу, но чаще их держат в руках или перекидывают через руку. Встречаются сумочки в виде небольших коробочек.
А для путешествий женщины использовали т.н. «ковровые» сумки и саквояжи с круглыми боковыми стенками, с подкладкой, изготавливаемые из плотной ткани. Их украшали вышивкой, бахромой, рюшами, сутажем (часто встречаются крупно вышитые инициалы владелицы). Ручки саквояжей могли делаться как из ткани, так и из дерева. Самые внушительные экземпляры имеют кожаные ремни.
И еще несколько полезных в дороге штучек: потайная сумочка-карман на пуговицах, нессесер и шляпная картонка.
Ссылки на все части:
Первая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232331.htmlВторая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232582.htmlТретья часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232700.htmlЧетвертая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233109.htmlПятая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233271.htmlШестая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233533.html