Что касается женской обуви времен 1860-х годов, то сложнее всего… найти ее изображения на ногах у взрослых носительниц J Впрочем, модные журналы дают вполне достаточно иллюстраций, а еще неплохо видно на детских фотографиях, где юбки не достигают пола.
Начнем с самого простого - домашних тапочек (slippers). Подметка - кожаная, а для изготовления верха брали различные плотные материалы: ковровую ткань, бархат, шерстяные материи и т.п. Нередко встречаются узоры для вышивания передних и боковых панелей - крестом, шнурами и так далее, а теплые зимние (или детские) варианты могли иметь застежку на пуговицы или шнуровку. Носы обуви могут быть как округлыми, так и квадратными. Такие тапочки носили и мужчины.
При добавлении небольшого каблука (толстая кожа или дерево) получим туфли. Самые высокие каблучки - 3-4 см, в форме рюмочки, на танцевальных туфлях. Верхняя часть изготовляется по похожей выкройке из плотных материалов (иногда из ткани бального платья), может быть украшена вышивкой, бантами и розетками из лент, кисточками, пряжками, шнуровкой: именно в танцах можно кокетливо показать как хорошенькую обувь, так и симпатичную ножку!
Бывают и целиком кожаные туфли, как естественного цвета, так и окрашенные.
{C}{C}{C}{C}{C}{C}
А для холодного времени года использовались ботинки и сапоги. Выбор материалов для них не слишком богат: верх из плотной ткани (мог быть с кожаными вставками), подошва кожаная, каблук - при наличии - кожаный или деревянный.
Детская обувь могла быть совсем простой и изготавливаться дома, выкройки для нее можно найти в журналах. На фотографиях чаще встречается шнуровка спереди.
{C}{C}{C}{C}{C}{C}
А вот повседневные женские варианты, обычно снабженные каблучком, в домашних условиях шились редко. Украшали их банты и шнуровки, пряжки и пуговицы. Целиком кожаными обычно бывали ботинки для путешествий или верховой езды, довольно скромно отделанные.
{C}{C}{C}{C}Популярный материал верха - тартан, модная шерстяная ткань (внизу на картинке из журнала).
{C}{C}
А вот «балморалы» - высокие ботинки, имеющие под шнуровкой язычок.
Большая редкость - ботинки с эластичной вставкой. Резина уже изобретена, но применяется крайне нечасто. Резиновые сапоги еще не скоро будут изобретены и еще позже войдут в обиход.
{C}{C}{C}
Выкройка ботинок могла выглядеть примерно так.
{C}{C}{C}
Понятно, что такая обувь не могла быть очень уж теплой. Поэтому стоит добавить несколько слов о том, как женщины 1860-х справлялись с холодной погодой. Собственно, в качестве утепления они использовали гетры и наколенники. Для последних мне удалось найти только вязаные примеры.
{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}
В целом, вязание было занятием довольно популярным - помимо митенок, шалей и шарфов, можно встретить выполненные спицами или крючком жакеты, жилеты, чепчики, носки и, конечно же, гетры.
К сожалению, снашиваются они довольно легко и сохранившихся экземпляров крайне мало. Шили гетры из плотной шерстяной ткани практичных цветов, иногда со штрипками, иногда без. Картинка - из модного журнала, немного попозже. Реконструкции - современные.
{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}
Укороченные варианты называются полугетрами. Можно сравнить два сохранившихся экземпляра - полной и половинной длины, кожаные; длинные - женские (возможно, для верховой езды), короткие - мужские.
Ну и несколько иллюстраций о таких замечательных дополнениях к обуви, как коньки и ролики. Последние только-только изобретены и не слишком распространены (вряд ли существует так много достаточно ровных площадей для катания).
Зато коньки - любимая забава как детей, так и вполне взрослых барышень. Можно отметить специальную длину юбок (у последней хорошо просматривается специально зашитая складка).
Ссылки на все части:
Первая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232331.htmlВторая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232582.htmlТретья часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1232700.htmlЧетвертая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233109.htmlПятая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233271.htmlШестая часть:
https://ranwen-daerin.livejournal.com/1233533.html