Так уж вышло, что после
восстановления движения по Шаболовке, трамвайный "Ренессанс" после полугодичного ремонта докатился и до многострадальной северо-западной Краснопресненской сети. Сначала восстановили движение от «Щукинской» до метро «Сокол», затем трамваи пошли до «Войковской», ну, а затем и в Братцево. Пока не открыто движение только по линии через Коптево в Михалково и к метро «Дмитровская», но с ними тоже обещают скоро закончить.
В этой связи, ввиду хорошей погоды в понедельник вечером, я после работы решил не лениться, а пройтись от «Сокола» до «Войковской» и поснимать трамваи в рамках моей задумки описать все линии Москвы. Ну, а заодно порадоваться, что в наши края вернулись трамваи, по которым я скучал. Прогулка будет большая, поэтому запасайтесь чаем/кофе/чем-нибудь покрепче.
1. Начал я свою прогулку от трамвайного кольца «Станция метро „Сокол”», где меня встретили аж три Татры. Всё меньше их остаётся, но на Краснопресненской сети их пока значительное число, что не может не радовать.
2. Правильнее будет даже сказать, что меня встретили не три, а четыре Татры, с учётом того, что трамвай 6-го маршрута слева представлял из себя двухвагонный поезд. В Сети до этого было много слухов, что таких сцепок мы в Москве больше не увидим. Однако, как можно лицезреть, это были лишь слухи.
3. Кольцо «Станция метро „Сокол”» было построено в 1979 году вместо закрытого ранее кольца на площади Марины Расковой. С 1979 года здесь разворачивались трамваи №№ 6 и 28, с 1995 года к ним добавился трамвай № 15, а с 25 декабря 2004 года ещё трамвай № 23. На кольце были два пути. 8 декабря 2007 года кольцо закрыто, а вместо него заработало новое кольцо в 100 метрах западнее. В 2008 году кольцо было полностью закрыто и разобрано. Заново построено в 2013 году, движение трамваев открыто с 19 августа 2013 года.
4. Здесь разворачиваются такие маршруты, как:
№ 6 - Братцево - станция метро «Сокол»;
№ 15 - Таллинская улица - станция метро «Сокол»;
№ 23 - Михалково - станция метро «Сокол» (до 21:00);
№ 27 - Станция метро «Дмитровская» - станция метро «Сокол» (после 21:00);
№ 28 - Проспект Маршала Жукова - станция метро «Сокол».
5. В настоящий момент 23-й и 27-й пока ещё не восстановлены. По плану это должно произойти 10 мая. Остальные на кольцо уже вернулись.
6. Pesa Fokstrot 6-го маршрута у остановки «Гидропроект».
7. За ней следует Татрочка.
8. Взгляд назад.
9. Наступало моё любимое время, когда солнечный свет становится вечерним, золотистым, плавно переходя в вечернюю зарю.
10. Вид в сторону остановки «Пищевой институт».
11. Ещё один поезд 6-го маршрута на фоне молодой весенней листвы. И сраного велосипедиста, который изговнял мне кадр, который я задумал первоначально.
12. Встреча поколений.
13. Против солнца, конечно, получалось темновато, но вот такой золотистый эффект на Pesa мне, пожалуй, нравится.
14. И снова Татрочка.
15.
16.
17. Одна из последних здешних "сталинок". Дом построен в 1955 году, но ещё с архитектурными излишествами.
18. А напротив в тени деревьев уютно расположилась кузница художественных кадров - Строгановка (или, если официально, старое здание Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова). Здание построено в 1954 году по проекту великого русского и советского архитектора И. В. Жолтовского (1867 - 1959 гг.). Объект культурного наследия.
19. Вид вдаль в сторону трамвайной развязки рядом с улицей Панфилова.
20. Остановка «Пищевой институт».
21. На фоне «Гидропроекта».
22.
23. Эти дети прямо как специально неплохо дополняли собою кадры.
24.
25.
26. Вид в сторону остановки «Улица Панфилова».
27. А вот и гвоздь нашей программы, который просто-таки сбежал от меня на «Соколе» и которого я очень ждал обратно. Учебная Татра в родном окрасе.
28. В пассажирской эксплуатации Татр с такой расцветкой в Москве больше нет, поэтому поймать учебный - уже счастье!
29. Красавец!
30. Да, я много его нащёлкал.
31. Приближаемся к "Панфиловскому" треугольнику.
32. Взгляд назад.
33. Трамвайный поезд 6-го маршрута у остановки «Улица Панфилова».
34.
35. Pesa тоже очень симпатичный трамвай, не знаю за что некоторые его ругают.
36. Ещё летом прошлого года здесь можно было снять трамвай вместе с троллейбусом. Теперь это история.
37. Татра с суровым вагоновожатым в олимпийке с тремя полосками.
38. Прямо -
Щукино и Тушино. Трамвайная линия сюда (поначалу однопутная) была проложена в 1922-м году со стороны Всехсвятского и Петровского парка. Далее она шла нынешней трассой в сторону Щукинской и после пересечения Окружной ж/д в районе нынешних Щукинской и Авиационной улиц располагалась конечная - «Покровское-Стрешнево».
Влево линия уходит «Войковской», Коптево, Михалково и метро «Дмитровская». К посёлку завода имени Войкова линия изначально была проложена по основному ходу Ленинградского шоссе и часто использовалась для подвозки грузов с завода (в те годы широко применялось грузовое трамвайное движение, а в годы войны особенно) и лишь в 1960 году началась реконструкция узла в районе станции метро «Сокол», линию по Ленинградскому шоссе на север ликвидировали, а от этой точки стала прокладываться обходная линия длиной 3,5 км. Тогда и появился этот "треугольник", далее линия прошла вдоль проезда 543 (ныне улица Константина Царева), затем под Ленинградским шоссе с выходом на свою старую трассу по 1-му Новоподмосковному переулку до улицы Новоподмосковной (ныне Зои и Александра Космодемьянских).
39. Поворачиваем к улице Панфилова. Трамвай выезжает из заката.
40.
41. Встречный.
42. Немного помаялся дурью в фотошопе с моим любимцем, потому что фон был уныл. Не судите строго.
43. Остановка «Панфиловский путепровод».
44. На фоне мощной "сталинки" 1956-го года, также построенной на излёте эпохи архитектурных излишеств.
45. Над нами Новый Панфиловский трамвайный путепровод, сооружённый взамен старого путепровода 1925 года постройки.
Открыт 28 сентября 2015 года. Далее по курсу - 1-й Волоколамский путепровод, также построенный взамен разобранного с 2015-го по 2016-й год. Замена путепроводов была необходима для устройства контактной сети на МОЖД (МЦК) и
соединительной ветви от Серебряного бора к Подмосковной.
46. Улица Константина Царёва. Своё нынешнее название улица обрела в 1964 году в память о милиционере Константине Спиридоновиче Царёве (1929-1963), погибшем при исполнении служебного долга.
47. Остановка «Станция Стрешнево». Названа в честь о.п. Стрешнево МЦК, до 15 августа 2016 года носила название «Светлый проезд» в честь оного.
48. Машинка на заднем плане как раз выехала со Светлого проезда. Это довольно необычный квартал, про который, наверное, стоило бы как-нибудь рассказать отдельно. Помечу себе.
49. Параллельно слева идёт 28-я соединительная ветвь станция Серебряный бор - станция Подмосковная. РЖД не были бы РЖД, если не поставили здесь свой убогий шумозащитный забор, который сильно портит вид. Впрочем, линия всё равно живописная.
50. Взгляд назад.
51. Пожалуй, больше всего весной люблю этот короткий миг пробуждения ото сна природы, когда первая, ещё совсем нежная и незапылённая листва начинает пробиваться и появляется вот такой полупрозрачный зелёный пушок на деревьях и кустарниках.
52. А единение электротранспорта (в данном случае трамвая) с пробуждающейся природой столь же гармонично, как и единение природы с железными дорогами. И, хотя, это также прекрасно и в любое другое время года, весной это особенно ощущается. А тут ещё и совпадение. Когда жёлтые и красные листья облетали, а природа готовилась к зимней спячке, линию закрыли на якобы ремонт путей, который до весны практически как и природа пребывал в состоянии спячки, т.е. полного бездействия. И вот, в короткий период пробуждения природы, вернулись спустя долгие полгода на свои привычные маршруты и трамваи. Символично получилось!
53. Здание справа построено в 1953-м году. В нём располагается Московское Учебно-Производственное Предприятие №7 Всероссийского общества слепых, где производстводятся электроустановочные изделия, светильники и прочее. Впрочем, я не знаю, производятся ли до сих пор, сейчас всё у нас можно похерить очень быстро.
54. Нашёл у себя архивное фото этого места сентября 2012-го года. Тогда из-за ДТП образовался вот такой внеочередной парад трамваев. Татры тогда были как оригинального окраса, так и многочисленные жёлтые. Ну, а народ пёр по своим делам пешком. C'est la vie.
55. Сейчас Татр на этом участке не видать, но, может быть, они ещё вернутся с запуском 23-го и 27-го маршрутов.
56.
57. Остановка «Улица Константина Царёва, 12»
58. Улица делает симпатичный поворот. Впереди вдали уже виднеется 1-й Ленинградский путепровод более известный, как Мост Победы.
59. Взгляд назад.
60. Солнце таяло в окнах, потихоньку начинали сгущаться сумерки.
61.
62. Остановка «Улица Константина Царёва», красиво расположенная между двух кривых под сенью деревьев.
63. 23-й трамвай пока что заменяет стоящий в жутких пробках автобус 023.
64.
65. Впереди Мост Победы. Справа корпус 24Б МАИ.
66. Прямо у путепровода расположилась остановка «Мост Победы».
67. Взгляд назад.
68.
69. Взгляд назад.
70.
71. Пройдя под мостом Победы, трамвайная линия взбирается на свой собственный путепровод.
72. Взгляд назад.
73. Путепровод носит название 3-й Ленинградский. Построен над путями Рижского направления Московской железной дороги и улицей Космонавта Волкова в 1961 году на месте старого автомобильного моста Ленинградского шоссе через Рижское направление ж.д. 1898 года постройки, одновременно с переносом трамвайной линии с Ленинградского шоссе на улицу Константина Царёва.
74. Красивая точка для съёмки трамваев. А на заднем плане красивый дом с башенками 1953-го года постройки.
75. Западная горловина
станции Подмосковная.
76. В ожидании трамваев грех было не снять великолепный закат, который явил нам этот чудный вечер.
77.
78.
79. Ещё немножко Подмосковной в сумерках.
80. Уютный и зелёный 1-й Новоподмосковный переулок.
81. А вот наконец и то, чего я долго ждал, а именно один из нескольких новичков Краснопресненской сети - Витязь. Трамваи этой модели стали ходить по маршрутам северо-запада совсем недавно.
82. Данный вагон выпущен в январе 2021-го года. В феврале поступил в Краснопресненское депо для испытаний.
83.
84. Слева комплекс из домов 1939-го (выходящий фасадом на Ленинградку) и двух 1953-го годов постройки, образущий двор в форме буквы П. В этом дворе раньше было очень душевно бухать.
85.
86. Взгляд назад к трамвайному путепроводу. Уже зажглись фонари.
87. Очень душевное местечко. Старая Москва.
88. Дом с башенками.
89. А вот и наш Витязь, развернувшись на «Войковской», выглянул из-за угла. Остановка «1-й Новоподмосковный переулок».
90. Весь сияет и светится разноцветными огнями. Красавец!
91.
92. Подходим к трамвайной развяке на площади Ганецкого. Влево - кольцо «Станция метро „Войковская”», вправо - Коптево, Михалково и «Дмитровская». Линия в Коптево была проложена в 1938-м году.
93. Реконструкция этой линии продолжается. Открыть, как я уже говорил, обещают 10 мая. Будем посмотреть.
94.
95. Собственно на кольце «Станция метро „Войковская”» работы по реконструкции также продолжаются, к запуску движения всё закончить не успели. Обычная история для собянинской эпохи.
96. Но спасибо, что хоть запустили наконец трамваи. Путевое развитие кольца.
97. Слева заброшенная много лет стройплощадка - памятник "лихим" 90-м. Раньше кольцо было на её месте, но потом некий коммерсант выкупил её для строительства ТЦ, а кольцо сдвинули ближе к парку имени Воровского. Затем выяснилось, что строить здоровый ТЦ над станцией метро мелкого заложения нельзя. Так с тех пор и стоит эта стройплощадка и ничего её не берёт.
98.
99. К слову, раньше в зарослях стоял заброшенный старый остановочный павильон (аналогичный некогда павильону
«остановки Красностуденческий проезд»), только в ужасном состоянии. Теперь его больше нет.
100.
101. Следует отметить, что кабели к стрелочным переводам не уложены, автоматика, как следствие, не работает. Так что пока водители новых ультрасовременных трамваев по старинке переводят стрелки ломом. Вот такие инновации. Впрочем, это явление временное. Во всяком случае, здесь.
102. И на этом всё.
Надеюсь, что вам было интересно и не слишком утомительно. Спасибо за внимание, до скорых новых встреч и с наступающими праздниками и выходными! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!