Как-то незаметно промелькнула мимо нас довольно значимая дата в истории московского транспорта. 7 апреля исполнилось 122 года московскому трамваю. Регулярное движение электрических вагонов в городе началось этот день в 1899 году. Тогда состоялось открытие первой линии трамвая. Она проходила от Бутырской заставы до Петровского парка. Первые трамваи с электродвигателем развивали скорость до 27 километров в час и почти сразу вытеснили вагоны на конной тяге. Про эту линию я в числе прочего когда-то рассказывал
здесь. Эта дата напомнила мне про мои же слова, сказанные недавно.
Полагаю, вы помните, что не далее как зимой, я говорил о желании по мере возможности отснять для истории всю сеть столичного трамвая в её нынешнем виде. Но многие линии в последнее время были закрыты на ремонт, который сильно затянулся в сравнении с обещанными сроками. Особенно это касалось ближайших ко мне линий, а поехать куда-то далеко всё никак не складывалось.
А тут, так уж совпало, что 10 апреля я решил выбраться погулять в район Шаболовки, где довольно много любопытных уголков и нежно любимых мною архитектурных излишеств, которые я никогда не снимал, а лишь пробегал мимо по делам, отложив в голове, что сюда надо вернуться. И вот, вечером накануне прогулки я узнаю, что 10-го числа трамвай наконец-то возвращается на улицу Шаболовка после ремонта путей, который длился аж с 5 октября прошлого года и созрело решение, что раз так удачно сложились обстоятельства, то хотя бы один уж пост про трамвай в апреле у меня-таки появится, а вместе с ним и рассказ про очередной кусочек сети длиною около двух километров. Ну, а про любопытные окрестные уголки и архитектурные излишества я как-нибудь расскажу отдельно.
1. Начнём от конечной трамвайной станции «Калужская площадь». Остановка, правда, носит название «Станция метро „Октябрьская”». Данная конечная была открыта в 1984 году после демонтажа кольца собственно у станции метро «Октябрьская». В ночное время используется для отстоя вагонов, для разворота использовался также въезд в расположенное здесь же депо им. Апакова, которое в настоящее время закрыто на реконструкцию.
Следует отметить, что невооружённым глазом видно последствия спешки при запуске линии, благоустройство оставляет желать лучшего. Видимо, слишком уж громким было недовольство горожан затянувшимися ремонтами с закрытием линий, поэтому было решено открыть как есть, а мелкие косяки исправлять уже в процессе. То же самое сейчас происходит с открытыми на днях участками Краснопресненской сети. Впрочем, к недоделкам нам не привыкать. Главное, что трамваи наконец пошли. А что до обещаний эстонца Ликсутова более не закрывать на ремонт линии полностью - будем посмотреть.
На заднем плане справа виднеется кусочек одной из старейших в Москве электротяговых подстанций № 9. Она была построена в 1909 году по проекту архитектора М.Н. Глейнинга и получила название Замоскворецкая электрическая подстанция городских железных дорог. В настоящее время питает трамвайное депо им. Апакова, трамвайную линию по Шаболовке, а до недавнего времени питала и троллейбусные линии вокруг Калужской площади.
2. Конечная обслуживает маршруты: № 14 - Станция метро «Октябрьская» - станция метро «Университет» (по ул. Вавилова); № 26 - Станция метро «Октябрьская» - станция метро «Университет» (через Черёмушки); № 47 - Станция метро «Октябрьская» - Нагатино. Отсюда же по традиции начинает движение колонна трамваев во время парадов ретро-вагонов.
3. Как я уже говорил, по соседству с кольцом расположено реконструируемое ныне депо им. Апакова, ранее - Замоскворецкий трамвайный парк. Он был введён в эксплуатацию 4 августа 1909 г. Здание Замоскворецкого трамвайного парка построено инженером В. Г. Шуховым и является уникальным памятником промышленной архитектуры начала XX века.
4. Трамвай на фоне здания бывшего Тарасовского убежища для престарелых (1910-1912 гг.), созданное в память о городском главе С. Тарасове его вдовой А. П. Тарасовой. Оно было возведено с храмом Воскресения Словущего А. Роопом, расписано внутри художником Егоровым. Ныне - Межрегиональный информационный центр Пенсионного фонда РФ.
5. Здесь я по традиции сделаю отступление и расскажу об истории депо:
Замоскворецкий трамвайный парк был первым в Москве, на территории которого, кроме вагонного сарая на 200 двухосных вагонов, располагались мастерские отделов пути, кабельной и воздушной (контактной) сети. На улицу Шаболовка выходили: дом администрации, проходная, контора-сторожка. На территории также располагалась центральная котельная парка, она служила для отопления вагонного сарая и других сооружений парка. Районные мастерские отделов пути, кабельной и воздушной (контактной) сети и кузница парка помещались в одноэтажном каменном здании. На Мытную улицу выходил трёхэтажный жилой дом.
В парке применялась уникальная по тому времени система паровоздушного отопления вагонного сарая. В котельной парка было установлено три паровых котла ланкширской системы. Напротив котлов была смонтирована станция паровоздушного отопления. Она состояла из двух электродвигателей постоянного тока напряжением 550 В и мощностью по 40 лошадиных сил, двух вентиляторов и двух паровых трубчатых нагревателей на 90 000 и 60 000 м³ горячего (750 °C) воздуха в час. Нагретый таким образом воздух доставлялся в вагонный сарай по специальным подземным каналам.
Здание вагонного сарая имело оригинальную систему утепления кровли, оно достигалось тем, что поверх перекрытия на специальной мастике прокладывался слой пробки толщиной в 40 мм. Сверху плитки пробки размером 40×40 см накрывались слоем толя на той же мастике. Поверх приклеенного слоя толя накладывался свободный слой толя, который закрывался тремя слоями бумаги и асфальтом. Сверху на асфальт насыпался песок с гравием, на которые укладывались бетонные плиты. Вагонный сарай имел 22 пути, при этом 21 путь был оборудован смотровыми канавами. В 1910 году на линию выходило 72 моторных и 25 прицепных вагонов.
6. Работники Замоскворецкого трамвайного парка стали активными участниками событий 1917 г. Уже в августе под руководством водителя парка, большевика и революционера Петра Апакова была создана «боевая дружина» при службе подвижного состава Замоскворецкого трамвайного парка. Кроме того, Пётр Апаков занимался организацией отрядов Красной гвардии на предприятиях всего Замоскворецкого района. «Боевая дружина» замоскворецких трамвайщиков вместе с рабочими Уваровского трамвайного парка активно участвовала в Октябрьской революции. Во время Октябрьского вооружённого восстания Пётр Апаков участвовал в сражениях против юнкеров во главе отряда Красной гвардии трамвайного парка, принимал участие в уличных боях в районе Остоженки и Большого Каменного моста. По его инициативе в депо были оборудованы бронированные трамвайные вагоны, которые использовались в уличных боях и для подвоза сражающимся большевикам оружия и боеприпасов. В 1918 году Апаков был заместителем председателя Замоскворецкого райсовета. Погиб в 1919 году в Казанской губернии при проведении продразвёрстки.
В 1923 году Замоскворецкому парку было присвоено имя Петра Лукича Апакова. В 1932 году все трамвайные парки Москвы были переименованы в депо. С этого времени предприятие получило название «Трамвайное депо им. П.Л. Апакова», под которым существовало до 2015 г. В 30-е годы ХХ века депо обслуживало маршруты, проходящие практически по всему городу - от Угрешской до Масловки, от Большой Пироговской ул. до Измайлова, от Верхних Котлов до Ростокина. В 1939 году депо им. Апакова совместно с депо им. Артамонова обслуживало знаменитую «Аннушку» - трамвайный маршрут «А». Апаковские вагоны работали и на маршруте трамвая № 3 - настоящем «долгожителе», ни разу не отменявшемся с момента своего появления в 1909 году и проходившем в одном и том же районе.
В послевоенные годы депо им. Апакова стало основным испытательным полигоном трамвайной техники в масштабах всего Советского Союза. Именно в апаковском депо начиналась история вагонов МТВ-82, здесь же проходили испытания первых трамваев Рижского вагоностроительного завода. В 1959 году впервые в СССР на «апаковский» 14-й маршрут вышли чехословацкие трамваи «Татра-2», в 1966 году депо им. Апакова первым в Советском Союзе было полностью укомплектовано чехословацкими вагонами «Татра-2» и «Татра-3». С 1966 года в депо испытывались вагоны Усть-Катавского завода - КТМ-5, предназначенные для работы в областных центрах и небольших трамвайных хозяйствах. В 1967 году депо им. Апакова первым в Союзе получило шарнирно-сочленённые вагоны К-2, которые стали работать на 47-м маршруте.
7. Административное здание трамвайного депо им. П.Л. Апакова. Построено как типовое здание полицейского участка, пожалованное дореволюционными московскими градоначальниками новому комплексу трамвайных депо. Выявленный объект культурного наследия «Административный корпус Замоскворецкого депо, 1910 г., архитектор М.Н. Глейнинг».
8. В 1990-е годы, несмотря на общий упадок трамвайного хозяйства страны, депо им. Апакова сохранило позиции лидера. В начале 1990-х годов на испытания пришли вагоны КТМ-8, в середине 1990-х - КТМ-21. В начале 2000-х годов депо получило пять опытных трамвайных вагонов, построенных украинским заводом «Лугансктепловоз». К этому времени депо обслуживало 10 трамвайных маршрутов на юге и юго-западе Москвы, а также единственную сохранившуюся трамвайную линию в центре города - по Бульварному кольцу до станции метро «Чистые пруды», перевозя в день около 400 тысяч пассажиров.
В конце 2003 года начали появляться слухи о планах по переводу трамвайного депо им. Апакова на новую площадку в Бирюлёво, однако по сути предполагалось простое закрытие трамвайного депо со сносом исторических зданий (аналогично судьбе комплекса зданий 5-го троллейбусного парка им. Артамонова) с распределением подвижного состава по другим трём депо, и лишь в долгосрочной перспективе планировалось строительство нового трамвайного депо в Бирюлёво (в конечном итоге конкретные проекты этого депо появились лишь в 2019 г.). На территории бывшего депо предполагалось построить элитный жилой комплекс. Распоряжение Правительства Москвы № 607-РП от 7 апреля 2004 года поставило под угрозу не только само депо, но и существование в Москве трамвая как вида транспорта. Выпуск этого распоряжения совпал со 105-м днём рождения московского трамвая. Трамвайную линию по ул. Шаболовка также предполагалось закрыть, т.к. трамвайное кольцо за депо также попадало в зону застройки.
Закрытие и снос депо был отложен к 2005 году в связи с массовыми протестами населения, неготовностью проекта депо в Бирюлёво, а также неготовностью закрытого ремонтного пункта на кольце «Улица Академика Янгеля», где предполагалось проводить технический осмотр и ремонт трамваев после закрытия депо. Лишь 5 сентября 2011 года новым руководством города было принято решение о полном отказе от строительства жилого комплекса на месте трамвайного депо им. Апакова. Даже в эти сложные годы коллектив депо не прекращал осваивать новую технику: на 26-м маршруте началась регулярная эксплуатация двухвагонных поездов из трамваев КТМ-19К, освоены вагоны КТМ-19А с современным асинхронным приводом, в сотрудничестве с Трамвайно-ремонтным заводом г. Москвы создана новая модификация вагонов «Татра-3» - «Татра-3 МТТЧ».
30 ноября 2015 г. в связи с изменением структуры ГУП «Мосгортранс» трамвайное депо № 1 им. П. Л. Апакова вошло в состав Краснопресненского трамвайного депо как площадка № 1, а уже в марте 2016 г. объединённое предприятие было реорганизовано в Трамвайное управления ГУП «Мосгортранс», филиалом которого стало и бывшее депо им. Апакова. В начале 2017 г. в Москву начались массовые поставки нового сочленённого трамвайного вагона 71-931 «Витязь». Депо им. П.Л. Апакова, которое капитально не реконструировалось с момента постройки в 1909 г., уже не могло принимать и обслуживать столь длинные вагоны, в связи с чем в этот период появилась информация о необходимости реконструкции депо, что полностью опровергло заявления времён Юрия Лужкова о невозможности модернизации данного депо.
9. С 19 июля 2020 г. началась постепенная передача трамвайных маршрутов депо им. Апакова на другие площадки. К этому времени был построен новый трамвайный треугольник на пл. Павелецкого вокзала (в единственном месте соединения сети Апаковского депо с остальной сетью), а также построены новые съезды на Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской ул., что позволило распределить подвижной состав на время реконструкции. Трамвайные маршруты № А, 1, 39, 47 и 49 были переданы на обслуживание в Октябрьское трамвайное депо и на площадку бывшего ТРЗ на Волочаевской ул. С 5 октября 2020 года депо было полностью закрыто на реконструкцию.
10. На момент начала передачи подвижного состава а другие площадки в 2020-м году депо обслуживало следующие трамвайные маршруты:
№ А - Станция метро «Октябрьская» - Станция метро «Чистые пруды»;
№ 1 - Ул. Академика Янгеля - Москворецкий рынок;
№ 3 - Балаклавский просп. - Станция метро «Чистые Пруды»;
№ 14 - Станция метро «Университет» - Станция метро «Октябрьская»;
№ 16 - Ул. Академика Янгеля - Новоданиловский пр.;
№ 26 - Станция метро «Университет» - Станция метро «Октябрьская»;
№ 38 - Черёмушки - 3-я Владимирская ул.;
№ 39 - Станция метро «Университет» - Станция метро «Чистые пруды»;
№ 47 - Нагатино - Станция метро «Октябрьская»;
№ 47к - Нагатино - Нижние Котлы;
№ 49 - Нагатино - Новоданиловский пр.
11. Само депо по плану теперь вновь откроется лишь в IV квартале 2023-го года, ну, а трамвайчики наконец вернулись на Шаболовку. В том числе и всеми нежно любимые старые добрые "Татры", которых в Москве остаётся всё меньше и меньше. Причём, не по причине полной выработки их ресурса, а потому что Москва щедро раздаёт их в другие регионы, закупая новый ПС. Прогресс - вещь, конечно, далеко не всегда плохая, а иногда и вовсе полезная, но "Татры" жалко. Спешите ловить и кататься на них пока они ещё бороздят просторы нашей столицы.
12. Просто вид в сторону улицы Орджоникидзе. Надо сказать, что такие линии снимать гораздо сложнее полностью обособленных от проезжей части. По путям не шибко-то погуляешь, а с тротуара снимать - постоянно мешают машины. Но что поделать...
13. И вид в сторону кольца.
14.
15. Храм Троицы Живоначальной на Шаболовке. Известен с 1691 г., когда на землях Данилова монастыря, в деревне Шаболово, была основана деревянная церковь Троицы Живоначальной. С годами селение росло, увеличивался приход, и к 1722 г. к церкви был пристроен Покровский придел.
Новый каменный храм заложили 27 мая 1745 г., а освятили 15 февраля 1747 г. Поставил его «секретарь» Василий Прокопьевич Булыгин. В 1840-1852 гг. была пристроена трапезная, в 1885-1896 гг. на старом основании построен новый храм в русско-византийском стиле (архитектор Н.В. Никитин).
В 1930 г. церковь закрыли и начали разбирать: колокольню сломали до первого яруса, снесли шатёр храма, внутри всё перестроили, пытаясь приспособить здание собора под гражданские нужды. Впоследствии внутри помещался клуб московской шпульно-катушечной фабрики им. Дзержинского (клуб «Шпулька»). Возвращён церкви в 1992 г. Объект культурного наследия регионального значения.
В доме слева, к слову, расположился бар с приятным названием "Трамвай". Но что там внутри сказать не могу, не было настроения в тот день ходить по барам. Как-нибудь потом.
16. Рядом с остановкой «Фабрика „Ударница”».
17.
18. "Татрочка" на фоне симпатичного дореволюционного здания.
19. Застройка улицы, конечно, очень хаотичная и сильно пострадала в советское время. Но улица всё равно весьма уютная за счёт трамвая и большого количества деревьев.
20.
21.
22. Красивое дореволюционное здание бывшей Богадельни московского дворянства им. С. Д. Нечаева с домовой церковью архидиакона Стефана. Построено в 1901-1906 гг. по проекту великого русского архитектора Р.И. Клейна. На заднем плане торчит жутковатое недостроенное здание телевизионного комплекса Телецентра на Шаболовке.
23. Во время первой мировой войны в здании богадельни им. С.Д. Нечаева был устроен лазарет для воинов, потерявших зрение. Дворянская богадельня просуществовала до 1919 г. Официально она была упразднена в 1922 г. Домовый храм закрыли ещё раньше.
В 1930-х годах территория сада была присоединена к соседнему владению бывшего Варваринского приюта, в котором с 1920-х гг. размещался Радиоцентр, а затем - Телецентр. Здание дворянской богадельни приспособили под размещение государственных учреждений и контор. В 1980 г. здание было передано Министерству просвещения СССР, переименованному в 1990 г. в Госкомитет по народному образованию. В настоящее время пользователем является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Объект культурного наследия регионального значения, который явно нуждается в реставрации.
24. Две эпохи.
25. У метро «Шаболовская».
26. Строительство этого четырнадцатиэтажного здания было начато аж в 1986 году. Изначально оно предназначалось для ведомства военно-космических сил СССР. В 1992 году недостроенный комплекс был передан на баланс Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) для завершения работ и переоборудования под телевизионный комплекс. Однако закончить строительство компания не смогла. Возникли и проблемы и с собственностью, которые так и не были решены.
В московском Музее Архитектуры хранятся несколько разных бумажных проектов этого здания, в том числе и весьма экстравагантный, с боковой башней, увенчанной золотистым шатром. Территория, на которой расположен объект, входит в состав участка Телецентра. Тем не менее, со стороны Телецентра она отгорожена капитальным забором с мощной колючей проволокой. Так и стоит этот монстр заброшенным уже долгие годы.
27. На территории телецентра на Шаболовке (бывшая Шаболовская радиостанция) расположен главный дом бывшего «Варваринского сиротского приюта» (XVIII-XIX вв.). Я не буду сейчас подробно останавливаться на истории строений по Шаболовке, ограничимся лишь общими сведениями, главное у нас сегодня - трамвай.
28. Но, разумеется, нельзя не упомянуть многострадальную красавицу - Шаболовскую телебашню (изначально - радиобашня Шухова), которая была сооружена в 1919-1922 гг. по проекту великого русского инженера В. Г. Шухова (1853-1939). Высота башни 148 м, вес - 220 т. Башня была построена «для обеспечения надёжной и постоянной связи центра республики с западными государствами и окраинами». Наверху башни были смонтированы две траверсы (поперечины) и флагшток. К траверсам крепились собственно излучающие элементы - тросы, ведущие к радиопередатчикам. В настоящее время - в аварийном состоянии. Но, пожалуй, истории радиоцентра следует посвятить вообще отдельную прогулку.
29. Поэтому вернёмся к трамваям.
30. Всё-таки, как я уже говорил, снимать их на полностью выделенных линиях куда лучше, но таких у нас в столице, к сожалению, меньшинство.
31. Улица Шухова. Ранее называлась Сиротским или Варваринским переулком по Варваринскому сиротскому дому. Варваринский сиротский дом девочек, оставшихся без родителей после холеры 1848 г., основан почётным гражданином А. И. Лобковым и назван по имени его умершей дочери Варвары. В 1922 г. из-за одноимённости с улицей Варваркой был назван Сиротским переулком - по тому же приюту. Современное название дано в 1963 г. в честь построившего башню Владимира Григорьевича Шухова.
32. Фото с путей получаются ничего, но снимать так не слишком безопасно.
33. "Морковочка" 71-623.
34. И очередные "Витязи", которых в столице становится всё больше и больше.
35. На фоне заброшки.
36. А вот и "Татрочка".
37.
38.
39. Потихоньку приближаемся к перекрёстку с улицей Орджоникидзе, улицей Серпуховский Вал и 1-м Рощинским проездом.
40. На этом пятачке располагается трамвайная развязка «Кинотеатр „Алмаз”».
41. Ещё одна "Морковка".
42. И очередной "Витязь".
43.
44. Развязка «Кинотеатр „Алмаз”» является одной из сложнейших трамвайных развязок в Москве, она образована пересечением трамвайных линий с четырёх примыкающих улиц. В современном виде организована в 1954 году. Данная развязка предоставляет возможность разворота трамваев со стороны ул. Серпуховский Вал, сквозного двухпутного проезда крест-накрест с 1-го Рощинского пр. на ул. Шаболовка и с ул. Серпуховский Вал на ул. Орджоникидзе, а также двухпутного поворота трамваев со всех четырёх примыкающих линий на все остальные направления, кроме одного: с 1-го Рощинского пр. на ул. Орджоникидзе и обратно.
В этом месте пересекаются маршруты:
На ул. Шаболовка:
№ 14 - Станция метро «Университет» - станция метро «Октябрьская»;
№ 26 - Станция метро «Университет» - станция метро «Октябрьская»;
№ 47 - Нагатино - станция метро «Октябрьская»;
На ул. Орджоникидзе:
№ 14 - Станция метро «Октябрьская» - станция метро «Университет»;
№ 39 - Станция метро «Чистые пруды» - станция метро «Университет».
На ул. Серпуховский Вал:
№ 39 - Станция метро «Университет» - станция метро «Чистые пруды»;
№ 47 - Станция метро «Октябрьская» - Нагатино;
А - Черёмушки - станция метро «Чистые пруды».
На 1-й Рощинский пр:
А - Станция метро «Октябрьская» - Черёмушки;
№ 26 - Станция метро «Октябрьская» - станция метро «Университет».
45. И на этом на сегодня завершим трамвайную рубрику до новых походов, которые, обещаю, не за горами. Потихоньку возвращаются трамваи на свои обычные маршруты после затянувшихся из-за раздолбайства чиновников ремонтов. А ещё, если кто вдруг забыл, трамвай теперь подчиняется метрополитену и, думаю, уже скоро мы увидим насколько этот факт будет способствовать прогрессу в его развитии.
На этом всё. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!