МОНОДРАМА: выведение из роли, обратная связь, шеринг

Aug 28, 2017 11:30

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
У. Шекспир

Начало
Немного о МОНОДРАМЕ
Монодрама: психодраматическая концепция личности
Монодрама: отличие монодрамы от психодрамы
Монодрама: возможности и ограничения монодрамы
Монодрама: подготовка к монодраматической игре
Монодрама: переход к игре
Монодрама: построение сцены. Назначение на роль
Монодрама: техники психодрамы в монодраме
Монодрама: техники психодрамы в монодраме

Выведение из роли, снятие роли


Вначале монодрамотерапевт выводит из роли («разворачивает») клиента, затем - самого себя. Только после этого от клиента требуют, чтобы он «разворачивал» сами вспомогательные объекты.
Выход из роли происходит точно в порядке вхождения в роль при выборе ролей. Первый вспомогательный объект разворачивается первым. Пропущенным объектам при последующем обсуждении уделяется особое внимание для выявления возможного импульса сопротивления.

Не произведенный или не завершенный выход из роли вспомогательных объектов является сигналом общего слепого пятна на основе возможного теле между клиентом и терапевтом. Здесь срочно проводится супервизия. Руководитель монодрамы должен не позже, чем на следующем сеансе под темой «Оставшееся» указать на забытый им выход из роли. [2]

Молчание


Молчание на психотерапевтическом сеансе является важным элементом терапевтической работы. Этап проработки в монодраме начинается с молчания. Прерывание игры - совместное возвращение в «здесь и сейчас» из «там и тогда».

В монодраме терапевт начинает говорить, когда клиент со своей стороны отвечает взглядом или молчание слишком затягивается; оно, следовательно, становится выражением замалчивания, а не покоя. Восприятие момента «Как Вы сейчас?», «Как вы себя чувствуете?» также касается момента «здесь и сейчас».

Лишь после этого в монодраме, как и в психодраме в группе, происходят:
ролевая обратная связь;
идентификационная обратная связь;
обратная связь выбора роли;
шеринг. [2]

Ролевая обратная связь
В ролевой обратной связи вновь в соответствии с порядком выбора ролей вспомогательных объектов происходит выражение чувств протагониста, а именно:
из роли самого вспомогательного объекта;
из роли вспомогательного объекта по отношению к другим вспомогательным объектам, если их было выбрано несколько;
из роли вспомогательного объекта к собственной личности, для которой также был выбран вспомогательный объект.

Соблюдение временного порядка выбора ролей при ролевой обратной связи во время последующего обсуждения помогает также сохранить процесс проработки в монодраме со многими вспомогательными объектами или частой сменой сцен. Благодаря этому при последующем обсуждении также удается сохранить логику темы, выраженную в очередности сцен. Ролевая обратная связь к обмену ролями происходит только тогда, когда монодрамотерапевт и клиент обменялись ролями. [2]

Идентификационная обратная связь

В монодраматической игре все вспомогательные объекты проявляют части Я. Отсюда постановку вопроса следует варьировать следующим образом: «С каким объектом идентификация была наиболее возможна, а с каким наименее?». Идентификация протагониста может находить свое выражение во время игры в различных ролях.

Идентификационная обратная связь в монодраме через различные вспомогательные объекты способствует дифференцированному пониманию представленной ситуации. Если монодрамотерапевт при обмене ролями предлагает расширить роли клиента, то при идентификационной обратной связи необходимо выяснить, смогла ли на этом этапе произойти идентификация протагониста с высказываниями монодрамотерапевта в роли протагониста или нет.
Исследуя искажения того, как каждый из участников представил другого, полезно обратиться к теме переноса и контрпереноса. [1]

Обратная связь выбора роли

В монодраме обратная связь выбора роли является обоснованием выбора ролей предметов в качестве вспомогательных объектов. В связи с последующим обсуждением относительно ролевой и идентификационной обратных связей снова и снова звучат обоснования, почему именно этот предмет был избран в качестве вспомогательного объекта.

Обоснование выбора ролей в монодраме занимает основную часть последующего обсуждения. Часто уже при самом выборе роли, когда клиент берет в руки выбранный предмет, спонтанно высказывается обоснование этого, будь то согласие или критическое мнение, если соответствующего предмета в помещении найти не удается. В монодраме еще в большей степени, чем в психодраме в группе, становится понятным, что игра только поставляет материал для терапевтического выигрыша последующего обсуждения. [2]

Шеринг


Шеринг означает «разделение с кем-либо чего-либо». В монодраме же, кроме монодрамотерапевта, нет никого другого, кто мог бы разделить с протагонистом его переживание. Поэтому монодрамотерапевт должен сам взять на себя эту часть. В шеринге оба опять становятся людьми на одинаковом уровне. При исцеляющей встрече не должно быть никаких субъект-объектных перепадов. [2] Завершение может быть поначалу сделано из позиции терапевта, когда он делится примерами и ситуациями из своей жизни, в которых он сталкивался с подобными проблемами. Для индивидуальной психодрамы обмен чувствами необязателен, однако в иных случаях клиенту полезно осознать, что у других есть похожие проблемы и ситуации.

Интегративная (обобщающая, сборочная) часть этой фазы осуществляется через обсуждение того, что возникло (или не возникло) в действии и какие специфические открытия можно ввести в действие в повседневной жизни за дверью кабинета психотерапевта. Клиент может получить пользу от некоторых размышлений о новых подходах к ситуациям и способах поведения. Поскольку фаза сборки и обмена чувствами является частью работы над завершением, новые проблемы, коль скоро они возникают, откладываются до следующего сеанса. [1]

психодрама

Previous post Next post
Up