МОНОДРАМА: техники психодрамы в монодраме

Aug 24, 2017 13:45

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
У. Шекспир

Начало
Немного о МОНОДРАМЕ
Монодрама: психодраматическая концепция личности
Монодрама: отличие монодрамы от психодрамы
Монодрама: возможности и ограничения монодрамы
Монодрама: подготовка к монодраматической игре
Монодрама: переход к игре
Монодрама: построение сцены. Назначение на роль
Монодрама: техники психодрамы в монодраме

ТЕХНИКИ ПСИХОДРАМЫ В МОНОДРАМЕ
Внутренний монолог



Уже при дублировании может осознаваться так много материала, что клиент более не в состоянии войти в сцену. Клиент сидит или стоит в ожидании, погруженный в свои мысли. Здесь помогает приглашение к внутреннему монологу: приглашение высказать то, что происходит именно в мыслях или чувствах клиента. [2]

Клиент, так же, как и актер в театре, делают вид, что здесь никого нет - только он один. Клиент способен поделиться чувствами благодаря этому псевдоуединению. Оно также повышает осознание клиентом своих чувств, поскольку переживается как "здесь и сейчас". Множество обыденных сцен-монологов произносится в машине, в постели, на стуле, на работе, на пляже или на лесной тропинке. Важно, чтобы клиент произносил монолог, как будто он в данный момент времени находится в сцене. [1]

Клиент высказывает свои мысли и чувства, отвернувшись преимущественно в сторону, чтобы это не воспринималось как прямая речь. Высказанные в монологе мысли являются ключом к пониманию конфликтов и к решению человеческих проблем» (Yablonski, 1992). [2]

Многократные вхождения в роль также могут, например, иметь целью положения внутреннего диалога. Монодрамотерапевт может предложить для этого помощь: «Если все нормально, то я выскажу сейчас вам пару предложений» и дублирует, стоя рядом с клиентом, например - слева, если речь идет о чувствах, или справа, если речь идет о рациональных рассуждениях.

Если же клиент направлен на присутствующего с помощью вспомогательного объекта человека, то необходимо следить за тем, чтобы это происходило в форме прямой речи. В основном достаточно одного-двух требований, чтобы клиент прекратил описательное повествование, а начал придерживаться прямой речи. Таким образом, в монодраме возможно непосредственное достижение обучающего эффекта в понимании поведенческого тренинга. Внутренний монолог также может в этом смысле служить помощью по «наведению мостов». Вначале производится сбор и упорядочение мыслей, чтобы затем сохранить содержание в форме прямой речи там, где положено. Следующим шагом будет шаг в жизненную реальность вне сеанса терапии.

Реплики в сторону



Реплики в сторону - другая техника, заимствованная из драмы. Они похожи на монолог, но часто менее продолжительны. Например, если во время конфронтации клиента с персонажем обозначенным пустым стулом, терапевт добивается от клиента точности в выражении его чувств, терапевт может сказать: "Джерри, поверни на минуточку голову в сторону и скажи то, что ты не говоришь твоей матери. Представим, что она не может тебя услышать". Реплики в сторону помогают клиенту прекратить контролировать выражение тех чувств, которые есть, но остаются невыраженными. [1]

Смена ролей является половинным обменом ролями, так, например, протагонист в монодраме чередует свою роль со вспомогательным объектом; ведь объекты со своей стороны произвести смену ролей не могут, поэтому здесь говорить об обмене ролями нельзя. Смена ролей имеет по отношению к сопротивлению и защите исследовательский характер. Посредством чередования с соматической ролью (например, внезапно возникшей головной болью) или с психической ролью (например, смущение, подавленность) можно изучить трансцендентность роли, которая препятствует конфронтации с собственно проблемой или конфликтом. [2]

При ОБМЕНЕ РОЛЯМИ



происходит обмен с социальной ролью (отец, возлюбленный, начальник). Благодаря этому обмен ролями наряду с терапевтическим и диагностическим значением приобретает дополнительный, социальный аспект. Части Я могут познаваться и через обмен ролями (например, сочувствие). При индивидуальной методике в соответствующие чужие роли могут вводиться стулья, другие объекты или ограниченные площади в помещении.

В роли другого лица можно рассматривать и определять относительный характер переживания этого лица из другой перспективы. «Вчувствование в роль другого лица или принятие на себя его роли создает ядро всей человеческой интеракции. Этот процесс, физически и эмоционально разворачивающийся в психодраме, совершенствует восприятие самого себя и других людей и облегчает осмысленную коммуникацию». Это имеет диагностическое и терапевтическое значение, особенно при неврозах навязчивых состояний. Это может дать представление о переживании социальных и семейных ситуаций и о поведении в данных ситуациях. [2]
Через обмен ролями клиент оказывается в силах переживать чувства и мысли других, прочувствовать, как он сам выглядит в глазах других и поделиться с терапевтом своим восприятием других людей.(Moreno,1969). Нередко именно в роли значимого другого клиент узнает существенную для себя правду об отношениях с этим человеком. [1]

КОНКРЕТИЗАЦИЯ представляет собой процесс превращения в видимые тех невидимых и часто неуловимых свойств динамического слияния, которое случается между человеком и другими людьми, животными, предметами и с ним самим.

Она привносит в жизнь идеи, чувства, и понятия, придавая им осязаемость (вещественность - substance ).(Moreno,1969 ). Наш язык богат красочными выражениями типа "Я чувствую себя предателем", "Ты меня всегда обесцениваешь", "Меня тянет на сторону", "Слазь с моего хребта", или "Между нами - стена." Слова и фразы, подобные этим, приобретут большую осязаемость. если попросить клиента найти в комнате что-то, что представляет его вину, подавленность, чувство юмора и т.п.

Конкретизация нередко выгодна в ситуациях когда клиент запутывается в смутной интеллектуализации. Когда клиент пытается объяснить смутное, но все же болезненное чувство вины, у терапевта есть такой выбор, как конкретизация вины. Клиент выбирает нечто, что представляет вину. Теперь она становится видимой и клиент способен лучше изучить ее и вместе с тем она привнесена извне им самим.В процессе конкретизации очень важен обмен ролями. Становясь чувством вины через обмен ролями, клиент может более полно поделиться тем, что представляет собой вина, чем если бы он сам описывал ее, находясь в своей собственной роли. Могут быть необходимы несколько обменов ролями, если проблема смутная и неуловимая. [1]
Терапевт должен обладать особым слухом, который способен переводить вербальные и невербальные коммуникации клиента в потенциально конкретизируемые картинки и образы. Многие аспекты психодрамы фактически представляют собой конкретизации.

Зеркало



Этот метод проводит «очную ставку» пациента с теми реалиями, которые для него почти что непереносимы. Здесь работа ведется не с реальным зеркалом. «Пациент как зритель видит в игре... манеру выражать себя своей психики... Такие зеркальные «очные ставки» с собственной манерой вести себя могут поразить наблюдающего протагониста так глубоко, что часто он по собственной воле модифицирует свое поведение». [2]
На монодраматическом сеансе роль зеркала берет на себя терапевт. Терапевт - в роли клиента - ведет, например, внутренние монолог и/или зеркально отражает его поведение. Отличие от дублирования формально состоит в том, что при зеркальном отражении терапевт берет на себя роль клиента, который продолжает за ним наблюдать, тогда как при дублировании клиент остается в своей роли и терапевт помогает ему при самовербализации.

Насколько дозировано используется эта техника, зависит от настоящей ситуации клиента, поскольку техника эта может вызвать очень сильные эмоции. «В этом заключается опасность техник «очной ставки»... При правильном использовании зеркало дает крайне конструктивный опыт. Оно может показать пациенту, что в его поведении является больным и нуждается в изменениях, и продемонстрировать ему, поскольку он видит себя словно «со стороны», перспективы, которые он на самом себе не смог воспринять». Благодаря этому можно получить возможность ориентирования и представление о своем поведении в особой ситуации. [2]

психодрама

Previous post Next post
Up