Серия постов о монодраме.
Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
У. Шекспир
Начало
Немного о МОНОДРАМЕ Монодрама: психодраматическая концепция личности Монодрама: Отличие монодрамы от психодрамы Монодрама: Возможности и ограничения монодрамы Подготовка к монодраматической игре
Организационные моменты
Для монодрамы важен учет времени как психического измерения. При 50-минутном сеансе:
- начало монодрамы не позже, чем через 15 мин после начала сеанса;
- максимум 10 мин игрового времени с выбором ролей, вхождением в роль и протеканием игры с возможными внутренним диалогом, дублированием и т.д.;
- 20 мин для последующего обсуждения при, например, пяти вспомогательных объектах относительно обоснования выбора ролей, ролевой обратной связи из смены ролей, возможно - из обмена ролями с терапевтом, далее относительно идентификационной ответной реакции и шеринг;
- 5 мин на завершение сеанса.
Полностью оправдывает себя золотое правило: этап последующего обсуждения длиннее этапа игры. [2]
Разогрев
Понятие "разогрев" - просто другое слово для описания того, что большинство терапевтов так или иначе делает в первые моменты сеанса. Назначение этой фазы - распознать, что беспокоит клиента, выяснить, какие чувства он испытывает, и определить, к какому результату будет стремиться работа в данной сессии. [1]
Пока клиент рассказывает о себе, прежде всего - о собственных чувствах, монодрамотерапевт не должен прерывать его предложением начинать игру, он лишь внимательно слушает. При этом важно помечать для себя характерные, примечательные для клиента предложения и содержательные моменты, чтобы иметь возможность в ходе монодрамы к ним обращаться. Если клиент приглашен на монодраматическую игру впервые, следует, чтобы она происходила по возможности в условиях конкретного изображения внешней и внутренней ситуации.
Если монодрамотерапевту ситуация кажется подходящей в аспекте:
- содержания, т.е. сообщение характерно для только что изображенной проблематики («...Я постоянно сталкиваюсь с такими ситуациями...»);
- формы, т.е. сообщение благодаря своей конкретности и четкости подходит для вступления в ситуацию монодраматической игры («...Мне больше ничего не приходит в голову. Ощущаю себя дураком набитым»).
Тогда может происходить приглашение к монодраме. Только тогда, когда заложена база доверия между клиентом и терапевтом и клиент располагает достаточным для решения самосознанием, следует ставить вопрос - играть или рассказывать дальше. [2]
Ясное понимание хода разогрева будет помогать психотерапевту, когда он решает, какая процедура (intervention) годится для данного клиента. Процесс разогрева активно используется от начала терапии до последней встречи с клиентом. [1]
Сопротивление
Если клиент в ходе своего описания вообще не дает себя перебить или хотел бы просто рассказывать дальше или считает, в качестве одолжения своему терапевту, что не должен отвлекать его, то предложение в течение этого часа терапии повторять не следует. В противном же случае существует опасность того, что клиент согласится только для того, чтобы приспособиться, а не для того, чтобы следовать собственным потребностям.
Если клиент не принимает предложение встать и начать двигаться, такой клиент действительно не разогрет. Он двигается механически, и ждет, когда все это закончится, так как будто он считает указания очень скучными и глупыми. Полезно в таких случаях указывать клиенту на эту его сложность. Иногда, простое объяснение клиенту смысла разогрева, позволяет разогреву сработать немного лучше и мы можем достичь высокой степени телесной разогретости и легкости, и в конечном счете эффективности работы клиента. [3]
По мнению Розы Кукиер (Rosa Cukier), целесообразно начинать работу с телесных, общедвигательных разогревов:
«Я обычно говорю, что эти упражнения позволяют найти контакт со своим собственным телом, которое люди обычно носят с собой на протяжении всего дня как одежду которую надели утром одеваясь, но которому обычно не уделяют внимания на протяжении дня. Я говорю также, о важности ощущений в теле - таких как боль или напряжение - потому что это особый язык в котором важно все». [3]
Разогрев терапевта также очень важен.
Какие события происходят в его жизни в данный момент?
Что он чувствует по отношений к клиенту?
Как терапевт воспринимает чувства клиента по отношению к себе? Терапевта что-то отвлекает, ему скучно, он расстроен предыдущим клиентом?
Все эти факторы оказывают влияние на способность терапевта разогреться под потребности данного клиента.
«Лично я воспринимаю эти физические разогревы очень серьезно, и я реально пытаюсь почувствовать мое собственное тело в эти моменты. Я верю в то, что это также помогает мне лучше понимать сложности моих клиентов и чувствовать, какие указания мне лучше давать им, для того чтобы способствовать их контакту с собственным телом» (Rosa Cukier). [3]
Продолжение
Монодрама: Переход к игре. Построение сцены. Назначение на роль