Originally posted by
runo_lj at
Собака на сене (6) Собака на сене (1) Собака на сене (2) Собака на сене (3) Собака на сене (4)
Собака на сене (5)
Вопросы о реформах Петра и о значении православия в русской культуре хотя и важные, но частные. Важнее понять положение России в мире в целом - этот вопрос сегодня наиболее актуален. И здесь тоже осмысление особенностей русской культуры сможет кое-что прояснить.
Мы уже отмечали, что особенность России и русского народа состоит в том, что это единственная страна и единственный народ, которые, помимо европейцев, потенциально были способны переварить античность и создать на ее основе свою собственную культуру общечеловеческого значения. Но приобщение к античности в России произошло много позже, чем в Европе, и через все ту же европейскую культуру. То есть фактически это поставило Россию в положение учеников Европы. Но это фактически было так, и это никак не отменяет потенциальную способность России производить свою собственную культуру, сопоставимую по классу с европейской - и к концу 19-го века такая культура у России уже была.
Более того, здесь у России и русских даже есть некоторое преимущество перед Европой. Ведь православие гораздо более аутентично античности, чем западный католицизм. Подлинным и наиболее гармоничным вхождением античности в новую эру варварских народов (германцев и кельтов в западной Европе, и славян - в восточной) было все-таки православие, а не католицизм. То есть именно православная культура позволяла более полно и качественно впитать в себя культуру Древнего мира. И в этом смысле русские были не просто европейцами, а даже более европейцами, чем сами западные европейцы.
Правда, опять-таки, только потенциально. И это несоответствие между чисто европейскими культурными запросами и ожиданиями русских и той историей и культурой, которая была дана нам в действительности, на протяжении всей нашей истории порождало постоянное смутное недовольство и напряжение, которое в наиболее острых и болезненных своих формах приводило даже к чему-то вроде самоненависти. "Как сладостно Отчизну ненавидеть," - это ведь русский написал о России, а не еврей какой-нибудь приблудный. И это недовольство своей историей и культурой переживалось очень остро и оно очень заметно. Кто-то говорил при этом о каком-то проклятии русской культуры (как Чаадаев), кто-то впадал в какие-то мечтания и чуть ли не мессионизм (как Федоров и многие другие), но нужно понимать, что все это есть результат указанного несоответствия между чисто европейскими ожиданиями русских и европейской по своей сути русской культуры - и той далекой от европейских представлений действительности, которую русские наблюдали в России в своей истории и культуре. То есть понимание, что русские - это европейцы, только инаковые, в чем-то отличные от западных и даже более качественные - такое понимание было всегда. Но не было понимания того, что именно позволило западным европейцам все-таки стать европейцами, и чего не хватало русским, чтобы актуализировать свою потенциальную европейскость.
И такое понимание есть не только у русских, но и у самих европейцев - вот что важно. Ведь образ "русских варваров", который формировался в Европе на протяжении столетий, он во многом идеологичен и карикатурен. Европейцы никогда так предвзято не писали о действительно варварских и азиатских народах, только о русских. И невозможно себе представить, что это постоянное желание европейцев вытолкнуть русских в Азию - то есть в неевропейский мир, в мир, заведомо неспособный создать мировую культуру - было связано с тем, что европейцы не могли отличить белых русских христиан от каких-нибудь монголов, арабов или китайцев, исповедующих ислам или конфуцианство. Конечно, нет. Дело совсем в другом: европейцы отчетливо понимали, что русские - это такие же европейцы, как и они, но инаковые, и эти инаковые европейцы были единственными, кто потенциально мог создать культуру, отличную от западноевропейской, но столь же мощную и универсальную. Ну, а кода Россия постепенно из периферийного Московского царства превратилась в громадину Российской империи, с огромными территориями и ресурсами, с более чем дееспособной армией и культурой мирового класса, отношение европейцев к русским из опасливого и наигранного пренебрежения переросло уже в настоящий панический страх.
То есть дело именно в этом. Европейцы прекрасно осознают, что они и только они являются носителями мировой культуры. А значит, и миром править могут только европейцы (американцев и прочих австралийцев я, понятное дело, включаю в число европейских культур). За одним исключением - России и русских. Россия и русские были, есть и остаются единственным историческим субъектом, который потенциально может создать нечто столь же универсальное, что создали сами европейцы, а значит - могут бросить вызов и всей гегемонии западноевропейской культуры и западного мира. И поэтому русских никогда не примут в западноевропейских мир на равных. Ведь стоит дать русским хоть чуток нормальной и свободной жизни, как они тут же к культуре потянутся. А там, глядишь, и сотворят чего-нибудь такого, что задвинуть будет уже трудно. И поэтому русских будут гнобить, как в свое время европейцы, уже в рамках чисто внутриевропейских разборок, загнобили и задвинули немцев.
Таким образом, трезвая оценка положения русских и России в мире позволяет нам избавиться от множества иллюзий. Бессмысленно искать признания России у Европы и Запада - этого никогда не будет. Но и впадать в изоляцию и какой-то буйный антиевропеизм или антиамериканизм - тоже глупо. Большевики вот уже один раз вытолкнули Россию в изоляцию от культурного мира, попутно уничтожив и русскую культуру в самой России. И мы последствия большевизма и советчины еще долго будем расхлебывать. То есть стратегия России должна быть избавлена от крайностей изоляционизма (под какими бы лозунгами нас не тащили в изоляцию) и идиотского самоубийственного западничества. России нужно интегрироваться в мир (а этот мир сегодня весь западноцентричен), но при этом понимать, что спасение России находится в самой России - то есть в ее способности создавать свою собственную культуру.
И понятно, что политика нынешнего режима - это откровенное уничтожение России. Ведь суть этой политики и сводится к ликвидации России как сколько-нибудь дееспособного исторического субъекта, потенциально способного к творчеству и культуре, при интеграции правящего класса в западную элиту. Понятно, что никуда все это говно не пустят, но условие, которое выдвинуто россиянской блядве со стороны Запада, вполне ясное, и блядва эта условие реализовывает по мере возможности, выступая по сути командой ликвидаторов России. Но после смены этой блядвы вектор русской политики ни в коем случае не должен стать изоляционистским - ведь нет сомнений, что после смены режима Россию попытаются снова вытолкнуть в изоляцию. И этого надо избежать всеми возможными способами. Мы должны оставаться в рамках мировой культуры - ровно до тех пор, пока сами не сможем стать этой культурой и пока мы не сможем предложить миру более мощную и привлекательную альтернативу, чем предлагает Запад.
Ну а пока...Пока нужно делать все, чтобы в России открылись возможности для создания своей культуры. При нынешнем режиме, понятное дело, это сделать будет невозможно.