Собака на сене (5)

May 25, 2011 02:47

Собака на сене (1)
Собака на сене (2)
Собака на сене (3)
Собака на сене (4)

Или взять такой вопрос, как православие в России. Боже ж ты мой! Чего только не услышишь про историю православия на Руси! И что князь Владимир тысячи людей погубил, насаждая православие и искореняя язычество, и что науки и искусства в Европе от католицизма завелись, и если бы были русские не православными, а католиками, то и у нас бы наверняка что выросло и т.д. и т.п. В общем, русское православие давно уже стало той любимой грушей, на которой упражняются в русофобии жиды пархатые и сами русские в своей самоненависти.

То есть есть проблемка, есть. Но зачем же стулья ломать и горшками кидаться? Надо разобраться и просто понимать, что здесь к чему.  ПОНИМАТЬ НАДО. А суть проблемки я уже изложил кратенько ранее - византийцы передали нам православие в сильно обедненном виде, вне всякого контекста с античной культурой и греческой мыслью. А дальше смотрите, что происходит.

Сидит какой-нибудь юнец Ванька, грамоту постигает. А грамоту тогда как учили? Вот по церковным книгам и учили. Четьи-Минеи почитывали, Апостола или еще что. То есть молитвы Ванька уже знает, жития святых постиг, в церковном календаре и литургии сечет. А дальше берет Ванька чего посложнее, где основы православной веры излагаются  - ну, Иоанна Дамаскина, например, - и нифига не врубается. Там космология изложена, догмат о Троице Единосущной, о соотношении человеческой и Божественной природы в Христе поведано. То есть изложено все то, о чем в самой Византии, как говорят, чуть ли не на каждом углу и на рынках в свое время спорили, и по поводу чего даже войны и восстания случались. И вот нифига Ванька во всем этом понять не может.

"Бааать! - обращается Ванька, отвлекшись на минутку от чтения, к своему отцу,  - А что такое сущность Триипостасная? И правду, что ль, пишут, что все, что существует, из огня, воды, земли и воздуха сотворено?"

"Да не бери в голову всю эту мудрость греческую, сынок,  - отвечает отец, - греки языком болтать всегда горазды были. Вон этот наш митрополит, который прошлым летом из Византий к нам прибыл, до сих пор по-нашему не бельмеса сказать не может. А все по-своему, как баба на базаре, лопочет, без перерыва. И уже весь конюшенный и суконный двор к своим рукам прибрал, бес лукавый. Держись, сынок, веры православной, а на греческие сказки не западай".

Ванька не унимается - чтение продолжает: интересно же знать, как мир сотворен и как звезды по небосклону твердому движутся. Отец подошел тихонько сзади  - и каааак треснет Ваньке по затылку:

"Я тебе что сказал, бес окаяннный! А ну положь эту книгу, и больше не трожь. Читай молитвослов лучше, а эти премудрости чтобы и открывать не смел!"

И батя-то не может сказать сыну, что и сам не бельмеса во всей этой греческой науке не сечет. И что поэтому всегда испытывал что-то вроде страха и недоверия к этим греческим книгам. И что в юности, когда он сам точно так же эту книгу открыл и тот же примерно вопрос своему отцу задал, получил от своего отца такого же тумака.

Вот и все. В Византии о сущностях на каждом углу спорили. Потому что не только православных авторов читали, но и греческих философов тоже. И любили это дело. И в Европе, где уже знали Аристотеля и Платона, если юнец такой вопрос задавал, какой Ванька своему отцу задал, батя призадумался бы, а не отправить ли сына в школу ордена францисканцев -  богословскую науку постигать, если у него к этому интерес такой есть. Стал бы священником, получил бы приход и должность, разбогател бы со временем.

А наш русский Ванька за такие вопросы от отца пиздюлей получил. И теперь осознал на всю оставшуюся жизнь всем затылком, что в науках ничего хорошего нету, а нужно больше молитв выучить и "держаться крепко за веру".

"А во что ты веруешь, матушка?" - можно было бы спросить прихожанку на Руси.

"А хуй его знает, батюшка. В Господа нашего Иисуса Христа верую! По воде-то как ходииил, как ходиииил! И как он нас, сирот бедных и вдов, любил-то! А жиды его за это гвоздями к кресту прибили. Вот".

Нет культуры. Аристотеля и Платона нет. А если нет культуры, то и богословия нет. А если нет богословия и мысли как части культуры, то тогда уже любая мысль и каждое лишнее слово ересью и отступлением от веры покажутся. А если так - то держаться надо всеми силами за каждое слово и запятую, и гнать все новшества поганой метлой. То есть если в Европе и Византии философия всегда шла рядом с богословием, то на Руси рядом с "богословием" шло безмыслие и вера в обряды. А отсюда  - и раскол, и недоверие к наукам, и нежелание учиться. Нет, не от лени умственной все это шло. Наш-то Ванютка не глупее Франса какого был, и к знаниям точно так же тянулся - ибо это любопытство и дерзость познания в любом пацане есть. Но Франс пошел дальше учиться, и ему мозги так хорошо поставили, что он мог часами рассуждать о том, сколько чертей на конце иглы поместиться может. А наш Ванютка подзатыльников получил - и вся наука.

Вот так и получилось, что православие на Руси оказалось в особой области, оторванное и от светских наук, и от светских интересов.  И Франс этот в какой-то момент мог уже нашего Ванютку как щенка по всем вопросам переплюнуть. Франс - человек культуры и цивилизации, а Ванютка  - варвар московский. Но Ванютка-то знал и сердцем чувствовал, что его русская вера много лучше латинской, не говоря уже о бусурманской или жидовской. И все русские люди это чувствовали и понимали. А сказать почему лучше  - не умели.

И в какой-то момент возникла на Руси мысль, особенно начиная с Петра, что наше православие - это есть невежество и мракобесие, и все зло в нем, да в русском народе, который этого православия держится. А наука и все прочие красоты Европы от ихнего католицизма и протестантизма завелись. А стало быть, чтобы зажить по-человечески, надо с этим самым нашим православием покончить. Вот откуда этот нигилизм и это безбожие пошло, который так сильно разлился среди нашей интеллигенции, и который особенно ярко проявился в большевиках. И что ни говори, а гниленьким и слабым оказалось православие на Руси - к концу 20 века это было уже очень заметно.

Но дело-то не в православии как таковом, а в особенностях русской культуры и истории. И главная особенность этой культуры в том именно и состояла, что античность мимо русских прошла. А само по себе православие - это бездна. Вершина человеческой культуры, в каком-то смысле. И Аристотеля и многое другое европейцы с греческого на латынь переводили, а не наоборот. Просто все должно находиться на своем месте, и в полном комплекте. А Россия свое православие получила недоукомплектованным, и в неполноценном виде. И начались проблемки.            

Вопросы истории

Previous post Next post
Up