В одном из предыдущих отчетов я рассказывал про странный городишко
Нусайбин, поделенный пополам между Турцией и Сирией. Как вы помните, с раннего утра, посетив ассирийские церкви и сфотографировав забор на границе, я выехал далее по маршруту. И путь мой лежал в Мидьят, небольшой старинный город в 50 километрах севернее. Дорога петляет вверх по серпантину, и равнины Сирии остаются позади, где-то в дымке. Высота начинает ощущаться, ибо изнуряющая жара в 50 градусов в тени (отнюдь не шучу!), которая привычна для Нусайбина, сменилась на приятную прохладу. Мидьят оказался еще более странным, чем увиденный накануне Нусайбин. Музей под открытым небом, чьи жители в наши дни, не имеют никакого отношения к его коренным обитателям. Достаточно сказать, что еще в 1900-ом году 90% жителей города были христианами-ассирийцами, армянами и езидами. Сегодня христиан осталось всего лишь 100 семей, из 55 тысячного населения.
Формально, турецкие власти игнорируют массовый исход некогда крупных христианских общин. Игнорируют в той же степени, как и геноцид армян в начале XX века. Сегодня 99,2% населения Турции составляют мусульмане-сунниты, будь то, собственно турки, или курды. Хозяин моего отеля в Мидьяте, общительный курд, ответил весьма пространно на мой вопрос, почему в городе так много закрытых церквей. Он сказал, что все христиане уехали временно поработать в Германию. Помнится, я спросил с плохо скрытым сарказмом "То есть ассирийцы и армяне уехали временно и скоро вернулся?". Хозяин отеля тяжело вздохнул, почесал затылок "Нет, они никогда не вернутся. Их никто не ждет". Кто бы сомневался. Изгнание иноверцев, начавшееся в Турции в начале XX века с уничтожения полутора миллионов армян, продолжалось и далее десятилетиями. Разве что из кровавой фазы перешло в тихое выдавливание, достигшее пика, что примечательно, уже после Второй мировой войны. Казалось бы, Турция стала союзником США, вступила в НАТО. И мир закрыл глаза на творящееся.
Город Мидьят упоминается в истории в 8 веке до Н.Э, когда был взят ассирийским царем Ашур-Насиром II. Потом здесь побывали монголы, турки, курды, арабы. Сейчас город, по сути, разделился надвое: старая часть, населенная исключительно курдами (занявшими нишу, высвободившуюся после исхода ассирийцев) и арабами, живущими в новой части города. Собственно, турок в Мидьяте от силы 1 из 10. Две части города разделяет длинная аллея в несколько километров длиной. Пустыри активно застраиваются, и обе части города уже почти соединились.
В городке прекрасно сохранилась необычная средневековая застройка, которую не отнести к привычным нам городам Ближнего Востока. Гуляя по узким улочкам Мидьята, странное ощущение, что это некий гибрид Иерусалима и старинных городов Европы. Уж не знаю, от чего у меня возникли такие ассоциации -
Другие отчеты из путешествия по Турции, Греции, Ираку, Болгарии и Румынии в сентябре 2010:
День в Салониках по пути из Болгарии на Ближний Восток Хасанкеф: вторая турецкая Кападокия, которой грозит затопление Дворец Чаушеску в Бухаресте: второе по величине здание мира Как я ездил из Румынии в Болгарию паровозы смотреть Иракский Курдистан, часть третья - городские парки Иракский Курдистан, часть вторая - Эрбиль Иракский Курдистан, часть первая - путеводитель На поезде из Болгарии в Грецию Нусайбин: город, разделенный пополам между Сирией и Турцией На восточном экспрессе из Турции в Болгарию На желтом фургоне по Болгарии и за рогами в Грецию