Человек и имя. Часть4. Римское имя и гражданство св. апостола Павла

Dec 21, 2019 08:13



В Апокалипсисе Иоанна в знаменитом стихе 13-й главы о начертании антихриста есть указания «и свободным и рабам», т.е. указывается факт существования рабства и свободных граждан , как состояния определенного слоя  гражданского общества.

В последнее время о том, что мы живем по законам римского права пишут довольно много, но не многие раскрывают суть того, зачем нам раскрывают эту информацию, вернее лишь малую верхушку этого  айсберга. А суть в том, что для людей в ближайшем будущем готовится возможность вступления в права граждан  без обязанностей перед каким-либо государством, что в последствии позволит ликвидировать и сами государства. Ну а потом и создание единого государства, без членства в котором человек лишится связи с миром и самой возможности как-то участвовать в купле-продаже. Т.е. делается все, чтобы человеку  пришлось вынужденно вступить в это новое универсальное государство на условиях, которые не обязательно его устроят.

Апостол Павел - римский гражданин

При разговоре тысяченачальника с Павлом мы узнаем интересные моменты. Правосудие и наказание в Иудее могло   совершаться только от имени  Римской империи и ее ставленниками, но иудеи устроили свои «разборки» в отношении ап. Павла. Когда же появился римский тысяченачальник, то иудеи  прекратили побои в отношении Павла и предоставили тысяченачальнику право вершить правосудие.

Деян.21:37-39.  Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?



· Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу.

Этот же текст на церковнославянском:

· Хотя́ же вни́ти въ по́лкъ па́велъ глаго́ла ты́сящнику: а́ще лѣ́ть ми́ е́сть глаго́лати что́ тебѣ́? О́нъ же рече́: гре́чески умѣ́еши ли?

· не ты́ ли еси́ Египтянинъ, пре́жде си́хъ дні́й превѣща́вый и изведы́й въ пусты́ню четы́ри ты́сящы муже́й Сикаре́й?

· Рече́ же па́велъ: а́зъ человѣ́къ у́бо е́смь Иуде́анинъ, та́рсянинъ, сла́внаго гра́да въ киликі́и жи́тель: молю́ же тя́, повели́ ми глаго́лати къ лю́демъ.

В данном отрывке мы видим как Павел просит слова - как если бы по законам морского права обратился   к капитану другого судна для  получения разрешения на вход. Затем им  называется и уточняется свое гражданство и имя. Эти законы римского права о заявлении себя по имени и ныне действуют и называются законами морского права или адмиралтейского(как оно именовалось во времена Российской империи) права.

«Человек, Иудеянин, Тарсянин,  гражданин Киликийского города.»

В церковно-славянском  тексте, представленном выше  также присутствует немаловажное уточнение слов Павла, заявившего о том, что он - человек. Т.о. он заявляет о своем правовом статусе не раба , но гражданина и человека. В своем представлении он называет:

статус человека,

национальности\вероисповедания,

места рождения,

гражданство.

Но гражданство это Павел заявил именно представителям Римской власти. Перед удеями он не заявлял себя так, ибо :

1Кор.9:20  для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

Далее опять мы узнаем о заявлении  Павлом своего римского гражданства  сотнику, т.к. тысяченачальник не обратил внимание на заявление о римском гражданстве Павла :

Деян. 22:24-29.  тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него.

· Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?

· Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек - Римский гражданин.

· Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да.

· Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем.

· Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.

И далее тысяченачальник отрапортовал вышестоящему начальнику о том:

Деян. 23:26-28. «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу - радоваться.

· Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин.

· Потом, желая узнать, в чем обвиняли его, привел его в синедрион их

· и нашел, что его обвиняют в спорных мнениях, касающихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков.

Человек.

Замечу, что в русском переводе Евангелия слово «человек» не всегда применяется к понятию определенного правового ранга, как статуса человека и его прав, но иногда и в значении просто мужчины - мужа.

му́жа сего́ я́та от иуде́й и иму́ща убiе́на бы́ти от ни́хъ, присту́пль съ во́ины отъя́хъ его́, увѣ́дѣвъ, я́ко ри́млянинъ е́сть:

Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин.

Заметьте и то, что в предыдущих словах, где Павел заявляет свое гражданство слово «человек» употреблено не в понятии мужчины, но в другом,  правовом значении статуса прав по законам римского права.

Из славянского текста  слово человек, как правовое значение в переводе на русский язык просто исчезает, а  позже это слово -  «человек» используется в значении мужа\мужчины.

Т.е. в славянском переводе мы видим  ясное различие в понятиях и в разности их значения, как статуса правового отношения к личности и мужчины.

Позже, до выяснения обстоятельств обвинений, в отношении Павла как римского гражданина, не было применено грубой силы, но напротив,  ему были предоставлены определенные права:

Деян:24:22-23. Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении.

· А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.

Далее же,  по заявлению Павла о неправомочности суда над ним и по требовании суда Кесаря, он был отправлен послушным Фестом к Кесарю.

Деян25:9-12 . Фест, желая сделать угождение Иудеям, сказал в ответ Павлу: хочешь ли идти в Иерусалим, чтобы я там судил тебя в этом?

· Павел сказал: я стою́ перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.

· Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.

· Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.

До суда Павел прожил еще 2 года на своем иждивении, как гражданин Рима:

Деян. 28:30И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,

Т.е.  жил на обеспечении   своего рода социального пособия.

Имя апостола Павла.

Павел , до того носивший имя Савл, т.е. имя первого иудейского царя Савла из колена Вениаминова указывает на свое происхождение из этого колена в Послании к римлянам.:

Рим. 11:1. Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

Также на свое происхождение Павел указывает в послании к Филлипийцам:

Фил. 3:4-7.  обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,

· по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.

· Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

Т.е. все что для человека было привилегией : - произхождение, гражданство , приверженность к иудейскому учению , -  все теперь ничто по сравнению с именованием себя рабом ИисусаХриста.

Именно так и именует себя в начале каждого послания ап.Павел впредь:

Фил.1:1.  Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:

Тим. 1.1.  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,

Рим.1:1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,

Кор. 1:1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,

Гал. 1:1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,

Кол.1:1  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,

Тит. 1:1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,

Филимону 1:1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,

Фесс.1.1 Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Особенным в этом отношении является Послание к евреям.

В нем св.Павел не называет себя по имени, но лишь в конце послания обращается с благословением , о котором отдельно делал упоминания  в:

2 Фесс. 3:17-18 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:

·Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Именно это и пишется в конце послания к евреям - Благодать со всеми вами.

Евр. 13:24-25 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

Благодать со всеми вами. Аминь.

Прежде всего св.Павел называл себя апостолом язычников, а потому проповедь среди евреев от своего имени может и не смел вести. Ведь и сам он упоминает о том, что не желает, чтобы кто именовался «Павловым»:

· 1Кор.3:4-7 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

· Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

· Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;

· посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

В случае же проповеди к самим евреям сам Бог наш Иисус Христос и насадил и поливал своей проповедью. А потому возможно и не мог св.Павел проповедовать евреям  хоть и истинного Бога, но от своего имени, от имени иудея к иудеям или от  имени гражданина Рима, ибо для иудеев не было авторитетов среди иноплеменников, или от имени раба Христа, ибо тем более для «жестоковыйного» народа это «соблазн».  В итоге обращаться к евреям Павел смел лишь от имени пророков, боящихся Бога и Моисеева Завета.

Также на указание авторства св.Павла «послания к Евреям»  указывает  упоминание Тимофея в конце этого послания, имя которого часто присутствовало в приветствиях других посланий св. ап. Павла. В том же месте говорится об освобождении Тимофея и автора послания - Павла из пленения:

Евр.13:23. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

Умаление имени Павла

Первые ученики пророка Иоанна Предтечи тоже крестились крещением Иоанновым, но с появлением Христа и его проповеди св.пр.Иоанн уходит в пустынь со словами:

Ин.3:30  Ему должно расти, а мне умаляться.

И в послании к Евреям св.Павел лишь указывает на определенные моменты иудейского закона для раскрытия глаз веры среди иудеев. Ведь у них есть «Моисей и пророки»:

1. Лк.16:29  Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

2.  Ин.1:45  Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

В своих посланиях  св.Павел называл себя рабом или апостолом Иисуса Христа.

Если бы он начинал свое послание  к евреям так, как обычно -  со слов «Павел, раб Иисуса Христа», то стали бы его слушать после евреи?, - это еще вопрос.

Тогда же,  обращаясь к евреям для проповеди Христа св.Павел не называет своего имени, но обращается «мужи и братья»:Деян.13:16

· Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

Некоторые исследователи Священного писания ставят под сомнение авторство послания к евреям св.Павлу, уточняя то, что оно по каким-то странным обстоятельствам написано самым последним среди посланий. На это есть слова самого апостола:

Деян. 13:46….вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.

В 1Кор 9:20-21 Павел говорит о себе так: «и стал для Иудеев, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных, как подзаконный - не будучи сам под Законом, - чтобы приобрести подзаконных; для незнающих Закона, как незнающий Закона - не будучи без закона пред Богом, но под законом Христовым, - чтобы приобрести незнающих Закона».

Смена имени Савл на Павел.

Возвращаясь опять к  Посланию к Коринфянам, где  св.Павел говорит:

· 1Кор.1:12-16 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».

· Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

· Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

· дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

· Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

Из этих слов св.Павла нам открывается то, что св.Павел не крестил проконсула Сергия Павла, который уверовал во Христа именно благодаря чуду , сотворенному св.Павлом, после чего  Савл и стал именоваться Павлом.

Деян.13:6-10

· Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,

· который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

· А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

· Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,

· сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

2Кор.12:9  Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 

После таких слов от самого Господа Савл должен был сам себя умалить, ка некогда умалился Иоанн Креститель . Имя Павел по-гречески означает маленький или скромный. Это  новое имя сменяет иудеянин  Савл с момента посещения дома проконсула Сергия Павла.



Некоторые исследователи  ставят под сомнение наличие  civitas romana гражданства св. ап.Павла -тем фактом, что он много  раз подвергался  наказаниям.  Факт обладания человеком римского гражданства подтверждался не  свидетелями (которых могло и не быть рядом в нужный момент), но письменным декретом (decretum decuriorum, либо testatio).

Civitas romana предполагала несколько уровней. Если Павел  был гражданином Рима, у него, как у жителя провинции, мог быть plenum ius, т.е. полный юридический статус гражданина, освобождавшегося от налогов,  и от телесных наказаний(для жителей провинций). Данный письменный декрет мог быть получен св.ап.Павлом именно после посещения дома проконсула Сергия Павла, письменно подтвердившего гражданство Савла, после чего  ставшего именоваться Павлом.

Приведу некоторые отрывки в отношении гражданства ап.Павла из книги

профессора Н.Н. Глубоковского «Благовестие св. Апостола Павла и греко-римское право» Опубликовано: Христианское чтение. 1910. № 5-6. С. 591-614.

Благовестие св. Апостола Павла и греко-римское право

cyberleninka.ru






Т.е.  ап.Павел меняет свой статус гражданина  Рима на статус раба Господа. Это рабство Богу и становится тем умалением и немощью апостола Павла.

Но при этом заметим в тексте выше, что те, кто не является гражданами Рима, но находятся в пленении «варварских стран»(в современном понятии конституционных республик)  становятся умершими с момента своего пленения, т.е.  с момента признания власти варварского государства над собой через получение его документов раба с номером физического лица вместо имени. Т.е.  добровольное вписывание себя в книгу мертвых при жизни.



Акты церковного крещения, венчания, смерти во времена Российской империи считались юридическими документами , именно поэтому после революции они оказались под запретом у большивиков, после чего единственными законными юридическим актами признавались документы нового большевистского государства , а в последствии и самого СССР.

Также из этого вывода о римском праве некоторые исследователи жизни ап.Павла предполагают факт усыновления проконсулом Сергием Павлом Савла и дарования ему имени Павел и римского гражданства через акт усыновления. Но сам ап.Павел говорит о том, что родился а статусе гражданина Рима, потому этот вопрос до сих пор остается невыясненным до конца.



Т.о. акт крещения в Святой Церкви является юридическим документом, который хотя может и не признаваться в рамках конституции республик и государств, но  может и должен быть признан в рамках международного права, которое является первостепенным  над законами большинства конституционных  государств, у которых  прописан приоритет международного права в главном законе страны.

Человек и имя ( 1часть),( 2часть),( 3часть),( 4часть),( 5часть),( 6часть),( 7часть),( 8часть)

имя, история, паспорт, обезличивание, римское право, человек, персональные данные, апостол Павел, христианство

Previous post Next post
Up