Суждения и заключения ученых людей о верованиях диких племен и о причинах этих верований представляют чрезвычайно любопытное явление. Сначала они утверждали, что религию выдумали цари и жрецы, чтобы народ держать в повиновении. Когда же было открыто, что очень многие племена не имеют ни царей, ни жрецов, однако содержат религию, то пришлось оставить эту НЕЛЕПУЮ ТЕОРИЮ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ. Изучив более основательно верования диких народов, ученые исследователи создали новую теорию возникновения религии: первобытные люди уж очень страшились всяких явлений природы, особенно грома, молнии, бури, и стали видеть в них таинственную силу. Отсюда и возникло обоготворение сил природы. Страх перед ними породил у первобытного человека религию. Эта теория, довольно солидно обоснованная, долго держалась в истории религии, и теперь еще некоторые историки разделяют ее. Но она ужеИЗЖИВАЕТ СЕБЯ, несмотря даже на то, что ВОШЛА КАК ДОГМАТ В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ, СОЗДАННОЕ ТВОРЦАМИ СОЦИАЛИЗМА - Марксом и Энгельсом. САМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПИСАТЕЛИ НАЗЫВАЮТ ЭТУ ТЕОРИЮ «МИФОЛОГИЧЕСКОЙ», «ПУСТОЙ, НИЧЕМ НЕ ПОДТВЕРЖДАЕМОЙ ДОГАДКОЙ». Ложность ее доказывается уже тем фактом, что культ природы не наблюдается у примитивных народов, «как обычны ни были в обитаемой ими области подавляющие явления природы: огнедышащие кратеры, ливни, ураганы, наводнения и т.п.» (Кунов Г. Возникновение религии и веры в Бога. С. 154). Это говорит рекомендованный нашим докладчиком Генрих Кунов. - Дайте мне, пожалуйста, его книгу, -- обратился Уральцев к Степанову. Тот подал просимую книгу. Перелистывая ее, Уральцев продолжал:
-- На смену этой теории - культа природы - вступает новая теория возникновения религии, она утверждает, что первобытные люди сначала обоготворяли своих предков, считали богами их души, а потом, когда стало развиваться земледелие и первобытные люди попали в зависимость от сил природы: солнца, дождя, грома, погоды - они стали обоготворять эти силы. Экономическое развитие влияет на религию, создает тот или иной культ религии. Этой новой экономической теории держится и наш докладчик. Но она, по моему мнению, МЕНЕЕ ОСНОВАТЕЛЬНА, ЧЕМ ПРЕДЫДУЩАЯ ТЕОРИЯ, ПРИЗНАННАЯ УЖЕ ПУСТОЙ, НЕЛЕПОЙ И ЛОЖНОЙ. ВОТ ЯРКИЙ ПРИМЕР НЕОСНОВАТЕЛЬНОСТИ ЕЕ.
Известный социалистический писатель Каутский написал книгу: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА», в которой проводит эту экономическую теорию. Ему нужно было, между прочим, объяснить, какие экономические условия породили в иудействе монотеизм (единобожие). Народ этот был земледельческим, но сил природы не обоготворял. Отчего же у него возникла вера в Единого Бога? Что за причина, заставившая его веровать только в Одного Творца неба и земли? Да, видите ли, -- объясняет Каутский, -- у евреев приобрела величайшее значение торговля, а в ней первое и единственное место занимает стоимость. Она, как Бог, все покрывает, перед ней, как перед величайшей силой, все стушевывается. Она - единая, всеобъемлющая, великая сила. Она именно и послужила причиной возникновения у евреев веры в Единого Бога. ТАКОЕ КОМИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ КАУТСКОГО ДАЖЕ ВОТ ЭТА КНИГА (Уральцев указал публике на книгу Кунова) НАЗЫВАЕТ НАТЯЖКОЙ: «…его НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ ИНАЧЕ, КАК НАТЯНУТОЙ АНАЛОГИЕЙ», -- читаем мы здесь (там же. С. 10).
ДА И ВСЯ ЭТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЕСТЬ СПЛОШНАЯ НАТЯЖКА. ОНА, НЕСОМНЕННО, ТАК ЖЕ ПОГИБНЕТ, КАК И ЕЕ ПРЕДШЕСТВЕННИЦЫ. ТЕОРИИ ЭТИ, ЛОПАЮЩИЕСЯ, КАК ДОЖДЕВЫЕ ПУЗЫРИ, ДОЛЖНЫ НАС МАЛО ИНТЕРЕСОВАТЬ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/224414.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/225005.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/225417.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/225633.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/226536.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/226714.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/227127.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/218073.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/228441.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/229192.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/230312.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/230464.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/230704.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/231287.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/232259.html Часть 16:
http://procvetitel.livejournal.com/232824.html Часть 17:
http://procvetitel.livejournal.com/233648.html Часть 18:
http://procvetitel.livejournal.com/234742.html Часть 19:
http://procvetitel.livejournal.com/235084.html Часть 20:
http://procvetitel.livejournal.com/235711.html