2. АГИТАТОР - БОГОХУЛЬНИК
В п. Климентьево поджидали школьного контролера Степанова. Он имел большие полномочия из центра по делам просвещения и культуры. Это был ярый атеист. При отправлении своих обязанностей он пользовался всяким случаем, чтобы высмеять религиозное чувство, поиздеваться над религиозными верованиями и поругать Самого Бога. ЗА НИМ УСТАНОВИЛАСЬ ПРОЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ БОГОХУЛЬНИКА. При объездах просветительных пунктов он нередко устраивал специальные митинги, на которых выступал с резко кощунственными речами против религии. Как полновластный представитель комиссариата народного прочвещения, он считал своим первейшим долгом, по собственному его определению, «выводить народ из мрака суеверий, освобождать его из оков религии, этого страшного буржуазного плена, и вести его к свету - научным знаниям, делающим человека совершенно свободным и счастливым». Степанов привык говорить увлекательно и ядовито. Он был беспощаден и неразборчив в своих нападках на религию. ОСОБЕННО НЕНАВИДЕЛ ХРИСТИАНСТВО И САМОГО ХРИСТА. Не раз он оскорблял язвительной бранью Святой Лик бесконечно любящего Господа. ВЕРУЮЩЕМУ ХРИСТИАНИНУ НЕСТЕРПИМО БЫЛО СЛУШАТЬ БРАНЬ СТЕПАНОВА. ОНА ПРЕТИЛА И РАВНОДУШНЫМ СЛУШАТЕЛЯМ: ДО ТОГО ОНА БЫЛА РАЗНУЗДАНА И ГАДКА.
В Климентьево он ехал впервые. Он знал, что этот посад населен исключительно старообрядцами и что учитель Уральцев мил им своей религиозностью. Атеизм не свил себе гнезда в старообрядческом посаде. Раньше проникали сюда семена неверия, но не находя для себя подходящей почвы, БЫСТРО ПОГИБАЛИ. С ТОГО ЖЕ ВРЕМЕНИ, КАК ПРИНЯЛСЯ ЗА УЧИТЕЛЬСТВО Онисим Васильевич Уральцев, НИКАКИХ ДАЖЕ НАМЕКОВ НА АТЕИЗМ УЖЕ НЕ БЫЛО ВО ВСЕМ ОГРОМНОМ ПОСАДЕ.
Прибыл Степанов в Климентьево не один, а с целой свитой товарищей, привезших с собою всевозможнейшую школьную литературу и целыми тюками атеистическую литературу, которая, впрочем, и раньше уже присылалась по почте, и с которой учитель Уральцев довольно основательно ознакомил интересовавшееся население, дав ему нужное объяснение. Старообрядцы с большим любопытством ждали к себе Степанова. Любопытно было лично видеть этого богохульника, о котором они уже много слыхали. Любопытнее же всего было послушать его разговор о религии с Онисимом Васильевичем. Они знали, что Уральцев НЕ СТЕРПИТ ЕГО НАПАДОК НА РЕЛИГИЮ И ДАСТ ЕМУ ГОРЯЧИЙ ОТПОР. Они лишь опасались, как бы не угнали куда-нибудь их любимого учителя, как бы совсем не отправили его на тот свет. Они насчет этого предупреждали Онисима Васильевича. Тот спокойно отвечал: «Бог милостив. Он не выдаст - свинья не съест». Уральцев ВСЕ ЖЕ ЖДАЛ ВСЯКИХ НЕПРИЯТНОСТЕЙ И ПРИГОТОВИЛСЯ К НИМ.
Прибывшему контролеру учитель представил подробный отчет о всех школьных делах. Блестяще прошли опросы учеников. Согласно школьной программе, Степанов не мог спросить их хоть что-либо по вопросам религии (1). Не было решительно никаких поводов придраться к Уральцеву. Сам учитель весьма понравился ему своей деловитостью, предусмотрительностью и НЕОБЫЧАЙНЫМИ ПОЗНАНИЯМИ. Он даже сначала подумал, что до него доходили неверные слухи об учителе, что он человек религиозный.
1. Это было до 1928 года, когда в советских школах было безрелигиозное преподавание. С указанного же года введено антирелигиозное преподавание.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/224414.html