Как известно, гитлеровская Тайная полиция (Гестапо) считала крайне подозрительными И.А. Ильина и И.Л.Солоневича, хотя оба они всячески внешне поддерживали Гитлера, когда он триумфально пришел к власти в 1933 г. Так, например, Ильин в своей статье «Национал-социализм. Новый дух» (опубликованной в парижской газете «Возрождение» 17 мая 1933 г.) весьма восторженно пишет:
«…ЧТО СДЕЛАЛ ГИТЛЕР? ОН ОСТАНОВИЛ ПРОЦЕСС БОЛЬШЕВИЗАЦИИ В ГЕРМАНИИ И ОКАЗАЛ ЭТИМ ВЕЛИЧАЙШУЮ УСЛУГУ ВСЕЙ ЕВРОПЕ. Этот процесс в Европе далеко еще не кончился; червь будет и впредь глодать Европу изнутри. Но не по-прежнему. Не только потому, что МНОГИЕ ПРИТОНЫ КОММУНИЗМА В ГЕРМАНИИ РАЗРУШЕНЫ; не только потому, что волна детонации уже идет по Европе; но главным образом потому, что СБРОШЕН ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ НЕПРОТИВЛЕНЧЕСТВА. Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию - европейской культуре дается отсрочка. Поняла ли это Европа? Кажется мне, что нет... Поймет ли это она в самом скором времени? Боюсь, что не поймет... Гитлер взял эту отсрочку прежде всего для Германии. Он и его друзья сделают все, чтобы использовать ее для национально-духовного и социального обновления страны. Но взяв эту отсрочку, он дал ее и Европе…
По отношению к еврейству этой непримиримости нет: не только потому, что частное предпринимательство и торговля остаются для евреев открытыми; но и потому, что лица еврейской крови (принимают во внимание два деда и две бабки, из коих ни один не должен быть евреем), правомерно находившиеся на публичной службе 1 августа 1914 года; или участвовавшие с тех пор в военных операциях; потерявшие отца или сына в бою или вследствие ранения; или находящиеся на службе у религиозно-церковных организаций - не подлежат ограничению в правах публичной службы (указ от 8 мая с. г.). Психологически понятно, что такие ограниченные ограничения воспринимаются евреями очень болезненно: их оскорбляет самое введение презумпции не в их пользу - «ты неприемлем, пока не показал обратного»; и еще «важна не вера твоя, а кровь». Однако одна наличность этой презумпции заставляет признать, что НЕМЕЦКИЙ ЕВРЕЙ, ДОКАЗАВШИЙ НА ДЕЛЕ СВОЮ ЛОЯЛЬНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ ГЕРМАНСКОЙ РОДИНЕ, -- ПРАВОВЫМ ОГРАНИЧЕНИЯМ (НИ В ОБРАЗОВАНИИ, НИ ПО СЛУЖБЕ) НЕ ПОДВЕРГАЕТСЯ.
«Новый дух» национал-социализма имеет, конечно, и положительные определения: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, ЧУВСТВО ЧЕСТИ, ГОТОВНОСТЬ К ЖЕРТВЕННОМУ СЛУЖЕНИЮ (фашистское «sacrificio»), дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Этот дух составляет как бы субстанцию всего движения; у всякого искреннего национал-социалиста он горит в сердце, напрягает его мускулы, звучит в его словах и сверкает в глазах. ДОСТАТОЧНО ВИДЕТЬ ЭТИ ВЕРУЮЩИЕ, ИМЕННО ВЕРУЮЩИЕ ЛИЦА; ДОСТАТОЧНО УВИДЕТЬ ЭТУ ДИСЦИПЛИНУ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЗНАЧЕНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО И СПРОСИТЬ СЕБЯ: «ДА ЕСТЬ ЛИ НА СВЕТЕ НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ ЗАХОТЕЛ БЫ СОЗДАТЬ У СЕБЯ ДВИЖЕНИЕ ТАКОГО ПОДЪЕМА И ТАКОГО ДУХА?...» Словом - этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с ДУХОМ РУССКОГО БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ.
…Дело прежде всего в том, чтобы МЫ САМИ ВЕРНО ПОНЯЛИ, ПРОДУМАЛИ И ПРОЧУВСТВОВАЛИ ДУХ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. НЕСПРАВЕДЛИВОЕ ОЧЕРНЕНИЕ И ОКЛЕВЕТАНИЕ ЕГО МЕШАЕТ ВЕРНОМУ ПОНИМАНИЮ, ГРЕШИТ ПРОТИВ ИСТИНЫ И ВРЕДИТ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. Травля против него естественна, когда она идет от коминтерна; и противоестественна, когда она идет из небольшевистских стран.
Дух национал-социализма не сводится к «расизму». Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать путей к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи - НЕУМНО И НЕБЛАГОРОДНО. И РАЗВЕ НЕ КЛЕВЕТАЛИ НА БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ? РАЗВЕ НЕ ОБВИНЯЛИ ЕГО В «ПОГРОМАХ»? Разве не клеветали на Муссолини? И что же, РАЗВЕ ВРАНГЕЛЬ И МУССОЛИНИ СТАЛИ ОТ ЭТОГО МЕНЬШЕ? Или, быть может, европейское общественное мнение чувствует себя призванным мешать всякой РЕАЛЬНОЙ БОРЬБЕ С КОММУНИЗМОМ, И ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ, И ТВОРЧЕСКОЙ, - и ищет для этого только удобного предлога? Но тогда нам надо иметь это в виду...»
Тем не менее, все подобные публикации не помешали Гестапо запретить на территории Третьего Рейха всякую политическую деятельность и для Ильина и для Солоневича. Очевидно, их сочли очень похожими на чекистских агентов, специально выпущенными из СССР для разложения настоящих русских белогвардейских организаций, начиная с РОВС, на который Солоневич остервенело нападал снаружи, а Ильин разлагал его изнутри, втершись в доверие к барону П.Н. Врангелю и дезинформируя его о том, что «Буденный еще будет служить Царю» и т.п. Однако, Ильин, будучи потомственным русским дворянином, очень отличался в своем изощренном провокаторском стиле от чрезмерно вульгарного Солоневича и даже резко выступал против него. Весьма вероятно, что противостояние Ильина с Солоневичем было тоже изначально задумано чекистами, не желавшими все свои провокаторские «яйца класть в одну корзину» и предусмотрительно запускавших провокаторов самого разнообразного типа для «обработки» различных групп антикоммунистов в зависимости от их интеллектуально-культурного, вероисповедного и нравственного уровня.
Здесь публикуются только некоторые особо яркие выдержки из писем И.А. Ильина против Солоневича.
Из письма Н. В. Борзову от 20 августа 1949 г.:
«Мое воззрение: о М<онархии> надо не шуметь, а келейно готовить новую идеологию (ибо люди никогда не умели быть м<онархистами>, а теперь разучились вовсе, тому пример ГАДОСТНЫЕ ПИСАНИЯ И. Солоневича)».
Из письма Н. В. Борзову, весна 1951 г.(?):
«С тоской читаю БОРМОТНЮ «Русской Мысли» (Париж); со скукою не читаю аффектированную «агитацию» в умственной пустоте, печатаемую в «России» (Нью-Йорк). Иногда просматриваю вечно двусмысленные «простыни» «Нового Русского Слова» и ДАЖЕ НЕ РАСПЕЧАТЫВАЮ ГАЗЕТКУ СОЛОНЕВИЧА, КОЕЙ КАБАЦКОГО ТОНА НЕ ПЕРЕНОШУ».
Из письма В. Ф. Баумгартену от 7 октября 1953 г.:
«Мы должны считаться и с «антиподами», ВУЛЬГАРИЗАТОРАМИ И РАЗВРАТИТЕЛЯМИ ПРАВОСОЗНАНИЯ. ТАКОВЫ СОЛОНЕВИЧ, ЯКОБИЙ «С ТОВАРИЩИ» И ЧУХНОВ С ПРИВЕРЖЕНЦАМИ (ПОДРОБНЕЕ О ПРОВОКАТОРЕ ЧУХНОВЕ И Ко МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:
http://procvetitel.livejournal.com/50008.html http://procvetitel.livejournal.com/50376.html http://procvetitel.livejournal.com/50476.html http://procvetitel.livejournal.com/50702.html http://procvetitel.livejournal.com/51044.html ) ИХ АТМОСФЕРА ОБРАТНАЯ ТОМУ, ЧЕГО ИЩУ Я. В частности, И. СОЛОНЕВИЧ ПОЛЬЗОВАЛСЯ У НАС САМОЙ ДУРНОЙ РЕПУТАЦИЕЙ. ЦЕЛЫЙ РЯД НИЗКИХ ПОСТУПКОВ И НАГЛЫХ ВЫХОДОК В ПЕЧАТИ ПОКАЗАЛИ НАМ ЕГО ВО ВЕСЬ РОСТ. Брошюра Н. А. Цурикова о нем, за которую Н<иколай> А<лександрович> сидел в тюрьме и подвергался пытке в Гестапо, содержит точную правду об этом человеке. ГАЗЕТА СОЛОНЕВИЧА, издававшаяся В ТОНЕ ТРАКТИРНОЙ ДЕМАГОГИИ и писавшаяся этим БЕССОВЕСТНЫМ АЛКОГОЛИКОМ, ВРЕДИЛА ДЕЛУ МОНАРХИИ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ. НА ЭТОМ УРОВНЕ МОНАРХИЮ В РОССИИ МОЖНО ТОЛЬКО СКОМПРОМЕТИРОВАТЬ И ПОГУБИТЬ. По-видимому, его три тысячи «тиражников» совсем не понимали этого и те, которые к нему отбирались, потеряны для ответственного Дела. Мое служение России ни в каком виде и ни в каком отношении не может быть вложено или использовано для органа, называемого и ныне «нашей страной». Между соблазно-словием Солоневича и моей концепцией русского монарха, вынашивающейся с 1909 года - пропасть. Причем я имею в виду не только его невежество (Иоанн Грозный «убил митрополита Филарета») и не только его лживость (Россия-де издревле привыкла к тоталитарному строю - писалось при Хитлере), но именно ЕГО ДЕМАГОГИЧЕСКОЕ И БЕСЧЕСТНОЕ ПОНИМАНИЕ МОНАРХИИ. Словом, С<олоневич> ИГРАЛ В ЭМИГРАЦИИ РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАСПУТИНА И Я НИ В КАКИЕ СВЯЗИ НЕ ВОЙДУ С «НАШЕЙ СТРАНОЙ» - ни в именные, ни в анонимные, ни в псевдонимные - ПОКА ЭТА ГАЗЕТА БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ЭТИМ ОПОРОЧЕННЫМ ИМЕНЕМ».
«Башилова я тоже не знаю, и доколе он называет свою газету «наша страна» - я ни на какие его желания согласия не дам. ЭТА ГАЗЕТА ЗАЕХАЛА В ТУПИК БЕСЧЕСТИЯ И ДЕМАГОГИИ; И Я ИМ НЕ СОДЕЙСТВОВАТЕЛЬ (ДОПОЛНИТЕЛЬНО О «НАШЕЙ СТРАНЕ» И ЕЕ РЬЯНОМ СОДЕЙСТВИИ ПРОВОКАТОРСКОМУ «ОБЩЕСТВУ МИРЯН» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:
http://procvetitel.livejournal.com/48133.html ;
http://procvetitel.livejournal.com/48437.html ;
http://procvetitel.livejournal.com/48717.html ) . После смерти С<олоневича> я газету перестал получать (я ее никогда не выписывал) и совсем не знаю ничего о ее новом направлении. СВЯЗЬ С НЕЮ ПОВРЕДИТ и Делу, и РОВСу, и МНЕ ЛИЧНО».