При планировании поездки в столицу нашего северного соседа Финляндии, я по традиции, наметил посещение локального автомобильного музея. Однако, незнание финского и, видимо, расположение звезд на небе в тот день, не позволило Вашему покорному слуге проникнуть в него - музей был закрыт, а на его окнах покоились надежно закрепленные решетки.
Однако, главное, как известно, всегда иметь запасной план, поэтому, ничтоже сумняшеся, мы направились в не менее колоритный по содержанию музей трамваев. О нем наш сегодняшний репортаж.
Так как Хельсинки - в принципе город маленький, музей находится относительно недалеко от центра. Где он находится, лучше подскажет карта, расположенная на
сайте музея. Рассчитать маршрут следования из отеля можно
здесь.
Само здание музея представляет из себя бывшее депо, кстати, первое в Хельсинки, пребывает в отличном состоянии и помимо самого музея, располагает ещё кафе и актовым залом. Судя по афишам, там периодически проходят концерты. Европейский функционализм в действии. Вход бесплатный, однако, если захотите его посетить, заранее обратите внимание на график работы: музеи в Хельсинки работают несколько необычно. Лучше продумывать посещения заранее.
Сама экспозиция состоит из шести образцов трамваев (исключая самые последние модели), формы одежды работников транспорта, витрин с документами и интерактивными экранами, рассказывающими о той или иной модели. Сразу отмечу, в железнодорожной тематике я не силен, однако очаровательные зелено-кремовые свидетели более чем столетней истории влюбляют в себя с первого взгляда. Давайте посмотрим на них по-ближе.
1. Несмотря на неоднократные попытки наладить в Хельсинки трамвайное сообщение ещё с 1970 ых гг, сделать это удалось лишь к 1888 году, когда в опытную эксплуатацию пошла конка компании HRO. Несмотря на предложение компании сделать вагон электрофицированным, давление со стороны городских властей отложило на некоторое время принятие привычного нам электрического трамвая. Впрочем, для тех времен конка была вполне стандартным транспортным средством.
1. Конка HRO 11 1890 года. Обратите внимание на название Helsingfors - именно так название города звучит по-шведски. В Финляндии большинство названий продублировано на двух языках.
Интерьер роскошен. Интересно, как вся эта красота выживала в условиях плотного пассажиропотока. Обращают на себя внимания ручки дверей и стекла в крыше.
Детали.
Марка с изображением конки была найдена мною на просторах сети во время подготовки данного поста.
2. В 1897 году компания HRO получает право электрифицировать трамвайную сеть, попутно перейдя на следующий этап развития популярного вида транспорта. В 1900-ом году первый электро-трамвай конструкции немецкого вагоностроителя Каммера (O.L.Kummer) выходит на маршрут.
Салон, снятый через окно
3. Трамвай образца 1908 года шведской фирмы ASEA. Всего с 1908 по 1918 гг. было поставлено 67 вагонов этой модели. К сожалению, интерьер не доступен для осмотра. Видимо, из-за соседства с кафе.
4. Американский трамвай компании General Electric и J.G. Brill поставлялись в 1920-ых годах. Обратите внимание на необычно широкие для тех лет четырехстворчатые двери.
5. Открытый вагон HRO243 был выведен из эксплуатации в 1940 году по соображениям безопасности, однако в 1952 году аккурат к Олимпийским играм вновь введен в строй. В настоящий момент вагоны такого типа используются как открытые вагоны-музеи для туристов.
6. Самый современный из представленных образцов - это финский трамвай HKL 169 1941 года постройки.
Его интерьер уже более привычен нашему глазу, хотя и здесь полным-полно изящных деталей ушедшей эпохи.
Кто из нас в детстве не мечтал об этом? Я не удержался :-)
Ну и напоследок немного фотографий современных финских трамваев. Основные перевозки выполняют модели двух видов:
Это Valmet Nrl и Bombardier Variotram
Трехзвенный модернизированный трамвай Valmet Nrl II+ с низкопольной средней секцией.
Кстати отличный пример того, как старую технику можно с максимальной экономической эффективностью подогнать под современные эргономические стандарты. Я был весьма удивлен, когда, стоя на остановке, увидел маму с ребенком, спокойно закатывающую каляску в распахнутую дверь средней секции трамвая. Салон, кстати, оборудован вполне современными сиденьями, поручнями и ридерами для смарт-карт. Поездка стоит 2.20 евро, билет действует в течение часа и распространяется на все виды транспорта.
Это двухзвенный NrI
Valmet Nr II (1987 года, отличается расположением поворотников) и уходящий Nr I+ (между 1993 и 2004 годами все трамваи прошли модернизацию и получили "+" в названии)
Гораздо более современная модель - Bombardier Variotram, поставлялся в 1998 - 2003 годах в количестве 40 штук.
Так же в городе работает один опытный хорватский CROTRAM, но его увидеть воочию не удалось.
Желаю Вам приятных поездок в Финляндию и обязательно рекомендую посетить трамвайный музей. Вне зависимости от пола, возраста и увлечений, прикосновение к живой истории всегда несет в себе большой позитивный заряд. ))
Материалы по теме:
Музей
Горьковского Автомобильного ЗаводаМузей
Шкоды в Младо-БолеславеМузей
Autoville в МосквеМузей Паровозов в
Нижнем НовгородеМузей
Михаила Красинца Использованы материалы из жж
alexx_off, за что ему большое спасибо!
Для тех, кто заинтересовался финскими трамваями, рекомендую:
http://www.hel.fi/hki/hkl/en/HKL+Tram