Посещение музея Шкоды в чешском городе Младо-Болеславе было важной и ожидаемой составляющей частью моей поездки в Чехию. Маленький городок со скромным историческим центром и сотнями советских типовых панельных домов особенного впечатления не прозвел - в глаза бросались разве что непривычно хорошие дороги и начавшиеся Рождественские ярмарки.
Само по себе здание музея аккуратное, выполнено в классическом стиле, разумеется, в отличном состоянии, разумеется, внутри идеальная чистота. Наша экскурсия состояла из трех этапов: музей, депозитарий музея, непосредственно завод (там любая фото и видео-съемка запрещена). Нужно сказать, что чехи подошли к экскурсионно-просветительскому направлению с немецкой (а Шкодой владеют именно немцы) педантичностью - каждому экскурсанту выдается мини-приемник с наушником, для того что бы гид не перекрикивал шум конвейера на заводе, а экскурсант мог получать информацию, находясь в любой точке музея. Кроме того, в "комплект поставки" так же входил отменно снятый сорока-пяти минутный ролик о становлении марки, озвученный русским дубляжом.
Музей произвел самые положительные впечатления - чувствуется, что к "автобабушкам" и "дедушкам" чехи относятся с большим пиететом. Единственный обнаруженный минус - предельно сжатая экспозиция - часть автомобилей находились "на хранении" из-за ремонта в основном здании.
Забегая немного вперед скажу, что Шкода для Чехии - это не только автомобили, но и поезда, трамваи, грузовики и даже канализационные люки. Иными словами, гигантский промышленный консорциум, ядром которого является автомобильное направление. Своей маркой чехи чрезвычайно гордятся - словами гида меня не удивишь, но преобладание в транспортном потоке автомобилей с зеленой стрелой говорит само за себя. На Шкодах ездят практически все виденные мною службы, они используются в качестве таксомоторов, полицейских автомобилей и т.д. Думаю, не ошибусь, сказав, что 50-60 процентов автопарка (а возможно, и гораздо больше) принадлежит именно этому производителю.
А теперь начнем нашу виртуальную экскурсию.
Skoda Popular
Перед входом в первый зал экспозиции расположены застекленные шкафчики с масштабными моделями автомобилей начала века. Выполнены очень качественно, экспонаты одного из шкафчиков можно даже приобрести. Цены, конечно, кусаются, зато "из первых рук".
Шкода начиналась с велосипедов и мотоциклов. В 1895 году два Вацлава (и, "по совместительству", любителя велогонок) - механик Лаурин и букинист Клемент организовали мастерскую по сборке и ремонту велосипедов Славия, а спустя три года, вмонтировав в рамку велосипеда одноцилиндровый моторчик, приступили к выпуску мотоциклов уже под маркой Лаурин и Клемент. Таким образом, если за отправную точку взять год организации Славии, Шкоде уже 117 лет.
Автомобильный первенец и настоящая гордость - премьера 1905 года, Laurin and Klement Voiturette. Автомобиль ожидал коммерческий успех, производство исчислялось сотнями (для начала века это очень большие цифры), появлялись новые модификации, в 1907 году Лаурин и Клемент открыли свое представительство в Санкт - Петербурге.
Laurin and Klement Landaulet SG - 1913 год
Skoda 430 (1929)
Laurin & Klement 200, 1924 год. В этом году фабрика осваивает производство грузовых автомобилей и претерпевает несчастье - сильный пожар, что, в совокупности с исчерпавшими себя возможностями расширения, приводит Вацлавов к необходимости поиска нового стратегического партнера для развития своего бизнеса. В 1925 году Акционерное Общество Лаурин и Клемент поглощается компанией Pilsen Skoda Co., которая и дает название будущим автомобилям новой марки. Интересна легенда создания теперь уже всемирно известной зеленой стрелы. Эмиль Шкода, основатель компании, после поездки в США привез оттуда нарисованный профиль верного индейца - провожатого и повесил на стене в кабинете. Полагают, что именно этот профиль и лег в основу стилизованного изображения. Ну а стрела - это символ скорости и стремительности, который, кстати, впервые появился на локомотивах Шкода.
Справа - Laurin & Klement Faeton 120, 1925 год, слева - Mf fire engine, 1925 год
Skoda 110 (1929 год)
Концепт-кар Skoda Roomster, 2003 год
Skoda 110 Super Sport Ferat - концептуальный автомобиль, сыгравший главную роль в мистическом триллере 1981 года "Вамир из Ферата". По сюжету ленты, автомобиль питался не обычным бензином, а человеческой кровью. Оригинальный прототип был построен в 1971 году и обладал целым рядом новаторских на тот момент решений.
"Спортивный уголок". Skoda MTX1-01 (1971), на заднем плане "заслуженная" Skoda 130 RS - многократный участник и победитель ралли Кубка Дружбы Социалистических Стран. На гоночных трассах в шестидесятые-семидесятые годы дружбой с этой моделью и не пахло. Легкие, приземистые, "заточенные" Шкоды разделывали неповоротливые и конструктивно слабо подготовленные Лады 2101/2105 "под орех". Спортивную модель в кузове купе СССР, конечно, в производстве не освоил, зато машины для ралли теперь строило прибалтийское ателье VTFS, с такими машинами уже можно было и побороться. Кроме того, с окончанием производства 130 RS, чешский производитель так и не сумел создать достойного преемника.
Skoda Favorit 1600 H, 1992 год.
Skoda Rapid (1937 год) На мой вкус, один из самых элегантных автомобилей во всей экспозиции
Skoda Favorit. Вообще известные нам всем названия семейств вроде Octavia, Favorit, Superb появились отнюдь не в девяностых, и даже не в двухтысячных годах. Некоторым из них уже по 70-80 лет. Преемственность.
Skoda 633 (1933)
Зеленоватый автомобиль на переднем плане - Skoda 422 (1931 год)
Продукция социалистического периода развития. Skoda 440 Spartak (1958 год) Боковина автомобиля слева - Skoda 1201 STW (1956 год)
Национализация Шкоды была начата в 1946 году, когда предприятие было преобразовано в AZNP - монопольного государственного производителя пассажирских автомобилей. Несмотря на издержки плановой экономики, Шкоде удавалось "держаться на плаву" и предлагать популярные и достойные модели - Тюдор, Спартак, Октавия, Фабия. Однако, с середины семидесятых разрыв между круглобокими заднемоторными и заднеприводными Шкодами и современными западноевропейскими автомобилями увеличивался, а "запас прочности" предприятия таял. В 1987 Шкода выпустила "спасительную" и революционную для себя модель Favorit. Переднеприводный, переднемоторны автомобиль со стайлингом от ателье Бертоне сыграл немаловажную роль в решении концерна Фольксваген о вхождении Чешской марки в свою империю в 1991 году. На этом коммунистический этап в развитии предприятия был завершен.
Skoda Octavia Combi, 1964 год. Очень ладненький и приятный глазу автомобильчик. Слева - версия в кузове купе.
К сожалению, современная часть экспозиции, равно как и автомобили семидесятых - восьмидесятых представлены не были ( как уже ранее упоминалось, из-за переезда ), однако, и представленные модели произвели на меня очень благосклонное впечатление, по-новому открыв известную марку. Чешский производитель является, пожалуй, самым успешным автомобильным производственным предприятием на территории бывшего социалистического блока. Ему удалось найти крепкого партнера, уйти от выпуска морально устаревших моделей и зарекомендовать себя, как создателя недорогих, надежных семейных автомобилей (именно такое место немецкий концерн отводит данному подразделению).
Современная Шкода - это 26 тысяч человек персонала, несколько сборочных производств, в том числе и в Калуге и даже завод в Индии. Коме того, Шкода сама взращивает молодых специалистов в техническом училище и Университете Шкоды Авто.
Производственная линия завода в Младо-Болеславе приятно поражает чистотой, современным оборудованием и зарплатой сборщиков. По словам гида, это около 1200 евро. Откровенно говоря, подобная цифра вызвала у меня приступ скепсиса, но даже если он и приврал, сумма, думаю, все равно внушительная. Кроме того, для всех сотрудников действуют весьма интересные скидочные предложения при покупке "своего" автомобиля. Кстати, Президент Чехии Вацлав Клаус передвигается в пространстве на отечественной Шкоде Суперб.
P.S. Так как это мой крайний "автомобильно-музейный" пост в этом году, хочется заранее поздравить всех фанатов старинной автомобильной техники и просто любознательных людей, блоггеров, фотографов, всех, кто читал, писал и дискутировал в уходящем году. Пусть новый 2012 приносит вам только pos1t1v ное настроение, а двойки принесут вам вдвое больше удачи и счастья. С Наступающим!
Музей Горьковского Автомобильного Завода Музей Autoville Военно-технический музей