Либавская крепость предназначалась для защиты строящейся новой военно-морской базы Балтийского флота. Её укрепления воздвигались одновременно с сооружениями порта имп. Александра III, активное строительство которого началось в 1894 году после окончания гидротехнических работ в акватории либавского порта и прокладки Портового канала с бассейнами для стоянки судов. Новый военный порт на Балтике был детищем царя Александра III - сильного и мудрого правителя Российской империи, укреплявшего влияние и авторитет России смелыми геополитическими решениями и инициативами. После его смерти в 1894 году царская власть ослабла. Русско-японская война и её последствия стали грозным вызовом для России, во многом предопределившими крах Российской империи.
27 июня 1907 года вышел указ императора Николая II о лишении Либавы статуса крепости, а в 1910 году - секретное «Девятнадцатое расписание», согласно которому с началом войны все укрепления Либавы и сооружения Порта Александра III подлежали уничтожению.
Вывоз орудий из крепости начался во второй половине 1908 года и закончился к концу 1911 года. В 1906-1914 годах на Либавский порт базировались суда Минной дивизии, Учебный отряд подводного плавания и Отряд гидроавиации (1913-1914).
К моменту ликвидации Либавской крепости большая часть фортификационных укреплений не была закончена в строительстве и не имеела артилерийского вооружения. С началом Первой мировой войны, согласно плану, форты либавской крепости должны были быть взорваны (но этого не случилось). Флот и боевые подразделения армии отведены вглубь страны. Через год, в мае 1915 беззащитная Либава была занята германскими войсками, и использовалась в дальнейшем, как база флота и плацдарм для подготовки десантной операции на Моонзундский архипелаг.
Тема трагической судьбы порта имп. Александра III до сих пор не изучена историками. Правильность или ошибочность его строительства в Либаве остаются на весах истории.
Форты либавской крепости не выполнили своей миссии. Либавская крепость не имеет истории, кроме истории строительства и своего разоружения. Сегодня мы начинаем обзор фортов крепости и того, что от них осталось. Крепость сама расскажет о себе.
Извините, но в начале хотелось бы обратиться к, так мило называемым городскими властями Лиепаи, «пачкунам», то есть, на либиральном языке - граффити. Или к тем, кто занимался их воспитанием или, как раз − не занимался. Когда их «искусство», молчаливо одобряемое современным обществом, покрывает поверхности домов городской застройки или заборов разрушенных промышленных предприятий - это вызывает негативные, но вполне устоявшееся чувства к авторам постмодернистских произведений и людям, попустительствующим этому явлению. Когда же руки этих жертв «свободного пеленания» дотягиваются до, представляющих культурное и историческое наследие, исторических объектов, кроме отвращения и ……. …………… ……… ……….
"Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего". Историк В. О. Ключевский.
P.S. Особенно эмоциональные сцены в "произведениях" граффити заретушированы.
Батарея №1
Батарея №1 предназначалась для отражения атак флота противника с северного напрвления. Вооружение батареи представлено на плане Либавской крепости.
Эрозия берега, вызванная южным течением вдоль лиепайского побережья, сталкивающимся с выступом гидротехнических сооружений порта - волноломами и молами, значительно разрушила береговую черту за северным молом, обрушив в море большую часть фортов батареи №1 и №3.
Батарея №2
Самая загадочная батарея Либавской крепости, остающаяся таковой до наших дней. Батарея была расположена в относительной дальности от береговой черты и скрыта для маскировки высоким бруствером-валом. На вооружении батареи стояли шестнадцать 11-ти дюймовых мортир, предназначенных для навесного огня.
Мортира − артиллерийское орудие с коротким для навесной стрельбы, предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений, в частности для пробивания палубы броненосцев и линейных кораблей.
11-ти дюймовая мортира
Сегодня территория бывшей батареи №2 усиленно охраняется латвийской армией. Можно только догадываться, что хранится в её казематах.
Материалы о батарее №2:
- Фрагмент книги
Исторические тайны великих побед и необъяснимых поражений: Записки участника Русско-Японской войны 1904- 1905 гг. (Из воспоминаний начальника штаба Либавской крепости полковника
Ф.П. Рерберга).
- Статья
Визит Царской семьи в Либаву и порт имп. Александра III 1903 г. Осмотр крепости. Посещение батареи №2 императором Николаем II
Батарея №3
Самый живописный объект Либавской крепости, излюбленный фотографами, туристами и лиепайчанами. Батарея №3 расположена надалеко от Северного мола, подверглась разрушению в 1914 году и сдала свои позиции морю под воздействием особо сильной эрозии берега в этом районе.
Вооружение батареи №3
Фотоальбом - Либавская крепость. Редан Фотоальбом - Либавская крепость. Левофланговый редут Фотоальбом - Либавская крепость. Среднее укрепление Фотоальбом - Либавская крепость. Правофланговый редут Фотоальбом - Либавская крепость. Южное укрепление Фотоальбом - Либавская крепость. Северное укрепление Фотоальбом - Либавская крепость. Батареи: №1, №2, №3 Фотоальбом - Либавская крепость. Пороховые склады Фотоальбом - Либавская крепость. Батарея №6