«Режим самоизоляции»: что это было?

May 18, 2020 10:50

              Режим «обязательной самоизоляции», введенный властями большинства регионов РФ в связи с эпидемией коронавируса в конце марта, понемногу сворачивается с подачи федерального центра. Однако в обществе до сих пор нет внятного представления о том, зачем он вводился, какие результаты дал и почему завершается именно сейчас? Сигналы представителей власти разных уровней, как и оценки специалистов, сильно расходятся и часто противоречат друг другу в главном. А еще все старательно избегают графического отображения ситуации - увидите ниже почему.

Мы с экономистом Сергеем Гордеевым, в рамках подготовки научного доклада «СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДИНАМИКИ COVID-19 ПО РЕГИОНАМ РОССИИ», подвели и визуализировали промежуточные итоги «режима самоизоляции», основываясь на официальных данных по главному и наиболее достоверному показателю - динамике числа заболевших COVID-19. Надеемся, из нашего материала многим станет понятнее - что происходит на самом деле, чем объясняется и чего ждать дальше.

Два слова о методике работы, некоторые выводы из которой представлены ниже. Как уже было сказано, в целях максимальной корректности и наглядности, был рассмотрен один, но самый достоверный и информативный параметр - еженедельная (начиная с субботы 28 марта, когда режим «обязательной самоизоляции» был официально введен и по субботу 16 мая включительно) динамика заболеваемости COVID-19, особо выделив период после 18 апреля. Мы не рассматривали показатель смертности, поскольку вокруг него сейчас слишком много споров и спекуляций; из тех данных, которые имеются на сегодня, следует, что собственно от коронавируса в регионах почти не умирают - умирают с коронавирусом и это различие слишком деликатно: подождем, пока эта статистика станет менее политически чувствительной.

Для анализа и сопоставления мы рассмотрели четыре разных и по-своему показательных региона: индустриальные Челябинскую и Свердловскую области, где самоизоляция и все сопутствующие ограничения были введены (по крайне мере, на словах) в довольно жестком формате; индустриальную и одновременно туристическую Ярославскую область, где режим обязательной самоизоляции для всего населения вообще не вводился (эту область даже называют «русской Швецией»), а также центр международных коммуникаций Санкт-Петербург (наше «окно в Европу») и, конечно, данные по стране в целом (мы также вынесли за скобки регионального анализа супермегаполис Москву - это принципиально другая история).

Вот какую картину мы получили в итоге по трем разным, но  сопоставимым областям: Челябинской, Свердловской и Ярославской.



А вот так выглядит на 16 мая ситуация по РФ в целом.



Какие выводы можно сделать из этих, достаточно красноречивых графиков?

ГЛАВНОЕ. Режим «обязательной самоизоляции» завершается, не выполнив своей основной и единственной задачи: сглаживания динамики заболеваемости, выхода на «плато». Это очевидно: кривые количества заболевших никуда не «загибаются», а по-прежнему идут вверх.  Никакого «пика», никакого «плато» пока не видно.

Говоря проще, жесткие «карантинные меры» региональных властей (там, где они вводились) не сработали - да и не могли сработать. Москва сигнализирует о завершении этого режима именно потому, что он не дал положительного эпидемиологического результата, но при этом добивает и так подорванные экономику и семейные бюджеты. А это уже большая политика.

Разная политика - разные результаты

Еще раз посмотрим на начальный период эпидемии. В Ярославской области (этот регион значительно меньше уральских областей по числу населения, но находится рядом с Москвой и является ключевым звеном туристического «Золотого кольца России»), где режим обязательной самоизоляции для всего населения не вводился (хотя ограничительные меры, конечно, были), а также в огромном центре международных коммуникаций Петербурге динамика заболеваемости в начале периода была ожидаемо выше, чем в удаленных от международных путей и центров регионах Урала. Характерно, что эта динамика практически «один в один» совпадала с «жестко карантинной» Челябинской области и «свободной» Ярославской.

Но начиная с 18 апреля (см. график ниже) ситуация изменилась радикально: динамика Ярославской области и, особенно, Петербурга стала существенно лучше чем в Свердловской и Челябинской областях - к тому же, при значительно меньших потерях для экономики и благосостояния населения.

Говоря иначе, ничто не указывает на какую-либо связь снижения динамики числа заболевших со строгостью карантинных мер. В рассмотренных нами случаях ситуация скорее обратная.

В то же время, эти меры сыграли большую отрицательную роль, остановив на два месяца экономику, нанеся серьезный ущерб бизнесу и достатку людей. Особенно это очевидно для Челябинской области (как и соседней Свердловской), где, в силу индустриальной структуры экономики, карантин толком не работал ни одного дня (и не мог работать, так как 60% населения продолжало ходить на работу, не останавливалось ни одно крупное предприятие или стройка), зато малому и среднему бизнесу, всей сфере услуг, нанесен сокрушительный удар ( С.Гордеев отдельно анализировал эту проблему в материале «РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ И ЭФФЕКТ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»).

Правительство Челябинской области во всем пыталось копировать решения мэра столицы С.Собянина, однако отличие Южного Урала, где более половины населения живет в сравнительно изолированных небольших городах и сельской местности (а больше половины работников заняты в промышленности), от Москвы с ее сверхвысокой плотностью населения, совершенно иной структурой занятости (огромное число офисных работников, чиновников и самозанятых) и сложной транспортной логистикой, более чем очевидны. Поэтому карантинные меры по определению не могли сработать на Урале по аналогии с Москвой и дали весьма неоднозначный результат.

В итоге, сейчас, когда в правительстве РФ все увереннее говорят о переломе ситуации и остановке эпидемии, в Челябинской и Свердловской областях динамика заболеваемости продолжает быстро расти (на Южном Урале - самая высокая динамика к 18 апреля, когда резкий рост заболеваемости начался в большинстве регионов и их «кривые» стали расходиться).



Однако рост динамики заболеваемости - повод не требовать продолжения или ужесточения «режима самоизоляции», а задать вопрос властям: зачем их вообще вводили здесь в таком формате?

Почему была избрана неадекватная реакция на угрозу «ковида», результатом которой стало обрушение экономики региона (прежде всего - сферы услуг, малого и среднего бизнеса), новое падение доходов населения и многочисленные жертвы от других заболеваний, которые просто прекратили сейчас лечить и профилактировать, а также социальных эксцессов (преступлений и психозов на почве пьянства и домашнего насилия, самоубийств и проч.) - все это статистика обязательно покажет несколько позже.

Почему так произошло?

Аргументы типа «так делали во всем мире» не работают: в мире (да и в стране) все очень по-разному - не надо сознательно путать Нью-Йорк и Москву с Челябинском, Ашой или Каменск-Уральским. Именно такая постановка вопроса, кстати, изначально была задана федеральным центром.

Сентенции вроде «если бы не введенный вовремя карантин, жертв было бы намного больше» также не принимаются: это спекуляции, а мы говорим о фактах. Они свидетельствуют: динамика заболеваемости по регионам никак не связана со строгостью заявленных «карантинных мер» (об этом же говорит и мировой опыт, примеры Швеции и Белоруссии). Мы говорим здесь о документально подтвержденных цифрах - говорить о том, что было бы, «если бы да кабы», бессмысленно.

Да, могло заболеть больше людей, а могло и меньше (переболеть в любом случае придется большинству), но «обязательная строгая самоизоляция» тут ни при чем. Как и при всех других эпидемиях ОРВИ, когда болеет на порядки больше людей (а смертность бывает гораздо выше - как от пневмоний, например), но никто не останавливает из-за этого экономику и не разрушает жизнь сотен тысяч людей в огромных регионах.

И еще: главный прирост заболевших все это время давали «очаги», за которые полную ответственность несут именно власти: больницы, интернаты, казармы, места заключения - плюс эксцессы с проверками, облавами  и т.д. Также сильно сказалась Пасха - потому что власти не смогли договориться с церковью (разумные ограничения должны действовать в периоды любых вирусных эпидемий; при этом речь никогда ранее не шла о тотальных «карантинах», а справлялись гораздо лучше).

Получается, что региональные власти не только не снизили своими действиями заболеваемость COVID-19, но наоборот, часто подстегивали ее. Чего стоит одна только концентрация - подчас принудительная, всех подряд чихающих и сморкающихся в больших больницах, где не было никаких условий для настоящей изоляции и элементарного ухода - они и стали рассадками заболевания (см. истории с «очагами» в больницах Златоуста и Ревды).

Говоря проще, суть проблемы в том, что региону, для эффективного противостояния любой эпидемии нужно иметь и использовать возможности лечить больных, а не ломать бессмысленными запретами жизни здоровых.

К сожалению, областные власти, разрушив прежде целым рядом «оптимизаций» систему бюджетного здравоохранения (а ее многомиллиардная «модернизация» была просто разворована - см., например, «дело» министра Тесленко), оказались из-за этого не в состоянии на деле лечить больных и поэтому стали «решать проблему» отчетов перед Москвой за счет дурных запретов для всего общества.

Счет вырисовывается огромный, а настоящая проблема не решена.

Скоро конец. Что делать?

Разумеется, скоро динамика заболеваемости коронавирусом пойдет на спад. Но следует четко сознавать, что это будет вовсе не «наша победа» и уж точно не «эффект самоизоляции» - просто завершится «респираторный период» (вирусные эпидемии не длятся больше 3-3,5 месяцев, а летом их не бывает) плюс будет инфицировано уже достаточно много людей. Но осенью «ковид» обязательно вернется.

Такой прогноз - не «страшилка», скорее наоборот: не дай Бог власти начнут применять при новом сезонном всплеске прежние меры (хотя едва ли кто-то в мире, захочет снова наступать на грабли «эпидемии страха», а у нас просто нет денег на еще одну бессмысленную «самоизоляцию»). Все карантинные меры, ограничивающие работу частного бизнеса и мешающие нормально жить населению, нужно отменять «еще вчера» (разумеется, при соблюдении разумных норм дистанцирования, использовании масок и перчаток в отдельных местах и т.п.)

Многие губернаторы (А.Текслер в их числе) всячески затягивают сейчас снятие вредных для экономики - и даже для здоровья людей - ограничений, не имеющих ровно никакого противоэпидемического значения (например, запрет работы небольших магазинов, кафе и ресторанов, салонов, ателье и проч. - мы уже не говорим об абсурдном запрете посещать парки - благо, его давно никто не соблюдает) именно потому, что пытаются «дотянуть» до естественной летней паузы в эпидемии, выдав ее затем за победу своей «последовательной политики».

Отменять ограничения сейчас, при растущей (вне всякой связи с карантинами) заболеваемостью местные чиновники часто просто боятся, опасаясь «не угадать» настроения Кремля и попасть в «черный список». Однако в данном случае губернатор решает (как ему кажется) свои карьерные задачи в буквальном смысле за счет тысяч жителей области, которые в силу характера своей работы или бизнеса не могут игнорировать официальные запреты (адекватной обстановке представляется позиция губернатора Свердловской области Е.Куйвашева, уже 15 мая заявившего, что регион готов к снятию ограничений - и реально начавшего их снимать).

Что еще нам совершенно необходимо, с учетом неизбежности новой волны коронавируса, а также любых других подобных заболеваний впредь, так это восстановление разрушенных  «оптимизациями» резервных «мобилизационных мощностей» областного здравоохранения (в том числе - создание финансовых фондов, а также серьезных резервов масок и других СИЗ, аппаратов ИВЛ, оборудованного коечного фонда и проч.) и такие же серьезные планы их быстрого развертывания: то есть, повторимся, возможность полноценно и оперативно лечить больных, а не изолировать здоровых и трудоспособных.

И еще один ресурс, особенно важный в отсутствие мощного и качественного здравоохранения - доверие к местной власти, ее мерам и призывам. Здесь в Челябинской области дело тоже обстоит неважно: низкий уровень доверия населения к областной власти и ее методам сыграл немалую роль в том, что «режим самоизоляции» - в при всей его показушной строгости - соблюдался в регионе разве что первую неделю, а потом существовал только в инстаграме губернатора Текслера и его отчетах в Москву (что не отменяет того вреда, который он нанес людям и бизнесам, которые не могли обойти введенные запреты). А ведь иногда, точечно, карантины нужно будет и вводить и соблюдать.

Еще раз: мы имеем дело сейчас - и будем иметь еще долго - с тяжелыми последствиями не собственно вирусного заболевания для здоровья населения (они на порядки менее серьезны, чем людские потери от ежегодной пневмонии), а неадекватной реакции на него местных властей, которым центр в кои веки дал право самостоятельно определяться со стратегией и тактикой своих действий. Они ввели эпидемиологически бессмысленные запреты, которые нанесли жестокий удар по экономике, жизненному уровню и здоровью  населения.

Надо хорошенько усвоить: страны, мегаполисы и регионы - очень разные и копирование «передовых» практик часто не только не работает, но и сильно вредит. Карантины нужны были, наверное, в Ухани, Ломбардии, Нью-Йорке и Москве, но никак не в Челябинске, где достаточно было с первых дней взять под жесткий контроль аэропорт, быстро нарастить количество оборудованных коек в подготовленных больницах, а также своевременно обеспечить медиков, продавцов и некоторые другие категории работников средствами индивидуальной защиты. Ничего этого сделано вовремя не было.

Поэтому ни о какой «победе» над коронавирусом даже речи заводить не следует (у нас что, был шанс ему «проиграть» - то есть вымереть поголовно?) - скорее, мы видим серьезную угрозу, которая связана вовсе не только с «ковидом». Теперь ясно, что любое, далеко не самое грозное заболевание, грозит обрушить наши системы управления, здравоохранения и экономику. А потому вопрос слишком серьезен, чтобы доверять его чиновникам - мы вдоволь насмотрелись за последние два месяца на их профессионализм, честность и мужество.

Нужен по-настоящему независимый общественный и экспертный мониторинг ситуации -  дело политиков и избирателей его организовать (к сожалению, мы увидели в эти месяцы фиаско практически всех политических партий и предпринимательских объединений, которых просто не было на сцене).

Это жизненно необходимо, потому что если из случившегося не будут сделаны верные политические и управленческие выводы, ситуация легко может повториться - ведь новые штаммы появляются каждый год. А второй такой «победы» регионы точно не переживут.

P.S. Обновленные материалы аналитического обзора «СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДИНАМИКИ COVID-19 ПО РЕГИОНАМ РОССИИ» будут опубликованы здесь в следующий понедельник, чтобы все были в курсе реальной ситуации.

аналитика, итоги, Челябинская область, коронавирус, самоизоляция, Урал, динамика заболеваемости

Previous post Next post
Up