С лодками я знаком давно, ещё со школьных лет у меня были гребные лодки, а будучи ихтиологом по профессии, с 2003 года я начал ходить и под мотором. Но вот возникла задача - купить собственный бюджетный комплект для рыбалки и несложных сплавов. Перелопатив множество информации и пообщавшись с единомышленниками (в том числе, и на форуме
http://www.rusfishing.ru/forum/ ), я пришёл к выводу - взять лодку «Фрегат» 300Е и мотор HDX 2,6 cbms. В декабре 2017 года комплект обошёлся мне в 33 000р. И вот, проведя первичную обкатку мотора и проверив комплект в действии, спешу поделиться впечатлениями с читателями моего блога.
И так, изучив теорию вопроса, я пришёл к выводу, что именно эта лодка и мотор подойдут мне лучше всего, при том, их стоимость будет минимальной из возможного. Но прежде, чем говорить о первых впечатлениях, скажу пару слов, почему выбрал именно этот вариант.
С мотором, собственно, здесь особых вопросов не возникает. Если не брать в расчёт моторы комбинированного охлаждения (которые, хоть и стоят немного, но, судя по отзывам, имеют множество нареканий в эксплуатации), то именно HDX 2,6 cbms является самым доступным по цене из моторов водяного охлаждения. Фактически, это китайский клон японского мотора «Ямаха», от того, его конструкция вполне проработана и надёжна. Качество сборки HDX, среди китайских производителей, считается если ни лучшим, то одним из лучших точно. И хотя все китайские «дети» оригинальной «Ямахи» имеют примерно равную цену и характеристики, выбор пал именно на HDX, благодаря его надёжности (что подтверждается множеством положительных отзывов пользователей). Да, мощность всего 2,6 л.с., но более мощные моторы и стоят намного дороже. Например, мотор той же китайской фирмы с мощностью 3,6л.с. стоит уже в два раза дороже, а бюджет у меня был сильно ограничен. Есть, конечно, уже упомянутые моторы комбинированного охлаждения, которые имеют номинальную мощность выше 3л.с. при более низкой цене, но по результатам измерения мощности, сразу несколько независимых источников пришли к выводу, что данный показатель существенно завышен.
Ещё одним плюсом в пользу HDX 2,6 cbms являлась исключительная простота конструкции, ведь чем меньше сложных узлов, тем меньше вероятность поломки. Для китайской техники это правило работает на 100%
Так что с мотором было решено довольно быстро, сложнее было с лодкой - в сфере возможного выбора фигурировало сразу несколько моделей от разных производителей (основной критерий выбора - длина не меньше 3х метров и при внутренней длине не меньше 2 метров, и жёсткое дно). В пользу «Фрегата» было то, что эта лодка имеет более широкий кокпит и самую лучшую полезную длину относительно длины общей. Ещё один плюс этой лодки - паянные швы, в то время, как у других вариантов швы были клеёные. Но зато «Фрегат» имел несколько меньшую общую длину (что должно было ухудшить его ходовые качества) и несколько более высокую стоимость (что было важно при моём бюджете).
Но, в итоге, выбор лодки решила политика скидок - один магазин предложил скидку 10% при покупке лодки и мотора одновременно, и при таком раскладе, покупка «Фрегата» становилась не просто выгодной, а оптимальной (в этом магазине других приглянувшихся мне лодок не было).
В итоге, стал я счастливым обладателем этого комплекта. Прежде всего, проверил всё в квартире - надул, установил мотор.
Снаряжённая лодка в моей комнате
В целом, лодка производила приятное впечатление. На знаю, почему в некоторых отзывах по «Фрегатам» писали о тонком ПВХ, но мне оно показалось довольно прочным (сопоставимым по этому показателю со служебной лодкой класса «риб» из далеко не самого бюджетного сегмента). Многие пугали меня сложностями при установке пайол (специально выбирал лодку с жёстким дном, поскольку планировал рыбачить на спиннинг стоя), но на практике всё оказалось намного проще. Просто, как это часто бывает - не нужно следовать инструкции, а надо включать голову!
В инструкции русским по белому написано, что пол лодки надо устанавливать после полного надутия баллонов, но, как говорится, «ежу понятно», что при этом борта будут мешать поставить пайол, да ещё и возрастает риск их повредить, впихивая его насильно. Но вот если не накачивать лодку полностью, а лишь слегка подкачать борта, так, чтобы они держали форму лодки, но при этом легок проминались, то установка пола не вызывает проблем, даже если делать это одному.
Борта надуваются на половину, пайол ставится примерно на центр лодки, после чего устанавливается как некий аналог «лесенки» на байдарке - его кормовая и носовая части раскладываются, а по центру остаётся горка с переломом. Когда обе разложенные части вставлены в нужное место (за этим надо следить, ибо на дне довольно узкая защитная полоска, и если пайол пойдёт не по ней, а по основному ПВХ корпуса, то, думаю, есть шанс повредить лодку при эпизодических «проходах» по одному месту), то нужно начать распрямлять выступ. При этом разложенные части будут распрямляться и вставать на нужные места (по аналогии с уже упомянутой лесенкой на байдарках типа «Таймень» или «Салют»). В итоге, установка пола в лодке занимает не так много времени и не требует «танцев с бубном» (забегая вперёд скажу, что это полностью подтвердилось при сборке лодки на открытом воздухе, при температуре +3 градуса, когда ПВХ становится относительно жёстким).
Ну а когда дно установлено, давление в баллонах доводится до рабочего и лодка готова, остаётся только поставит банки и мотор.
Из минусов, которые я отметил в лодке на этом этапе, было несколько белёсых загибов, которые, вероятно, возникли при транспортировке со склада в магазин. Впрочем, это минус не самой лодки, а претензия к тому, как её транспортировали.
Теперь что касается первых впечатления от мотора. Первое, на что обращаешь внимание - это его буквально игрушечный вес. По крайней мере для меня, человека, привыкшего работать с «пятнашками» и «сороковками», этот мотор показался почти игрушкой, с которой можно легко справится одному и, при необходимости, одной рукой.
Однако более детальное изучение мотора вывялило и иные его особенности. Прежде всего, я обратил внимание на то, что хотя газ и расположен на румпеле, но выполнен он не по классической схеме. У данного двигателя регулировка сектора газа осуществляется не поворотом всей рукоятки румпеля (как на других моторах или мотоцикле), а поворотом только части рукоятки. При том, она снабжена трещоткой, которая, возможно, выполнена из пластика (не уверен, но по звуку похоже), что внушает некоторые опасения относительно надёжности данного элемента.
Привод акселератора на румпеле мотора
Вообще, ручка газа - это единственное внешне заметное нововведение в конструкции исходной «Ямахи», с которой был скопирован двигатель (у японского мотора газ был на корпусе). Понятно, что перенесение управление газом на румпель - это очень хорошо и удобно. Но вот реализация вызывает вопросы. Как мне кажется, куда проще было бы скопировать решение со старших моделей и сделать управление газом по аналогии с более мощными моторами. А если уж производители решили оставить такую ручку, то можно было бы, как минимум, максимально реализовать возможности такого решения, сделав возможным перестановку румпеля с одной стороны мотора на другу (конструктивно, в HDX 2,6 cbms для этого нахватает только соответствующего крепления ручки на противоположной стороне, которое, в принципе, мог бы легко добавить производитель).
Впрочем, возможно, это вопрос привычки. Если вы впервые садитесь за румпель, то вам и не особо важно, как именно реализовано управление дросселем, главное, что оно на румпеле, и это удобно. Но для меня, привыкшего работать с более мощными моторами, такой подход был непривычным, от того, доставлял некоторые неудобства.
Ещё одна странность управление газом - довольно большая мёртвая зона в начале сектора. При повороте рукоятки где-то до 15% от хода, привод акселератора не работает. Зато, максимальное значение поворота лежит за гранью максимальной отметки.
Максимальное значение «газа» за гранью максимальной отметки на румпеле
Я даже, грешным делом, подумал, что рукоятка акселератора не позволяет полностью открыть заслонку и дать реально полный газ, но последующие проверки на воде опровергли это предположение - сектор газа даёт работать мотору во всех режимах, просто его индикация немного не совпадает с реальностью.
Ещё одна особенность мотора, о которой говорят на форумах и в отзывах - это отсутствие топливного фильтра. Зная об этом, я решил проверить - ну неужели китайцы, в след за японцами, сделали мотор без фильтра? Ведь это явный риск - малейшая попавшая в бак грязь могла бы «наделать делов»…
Но на топливной магистрали фильтра действительно не было, и я уже было начал думать, как и какой фильтр лучше поставить, когда вспомнил об устройстве простой газонокосилки, у которой фильтр расположен в баке. И правда - заглянул в бак, и увидел там топливный фильтр на заборном шланге (эта конструктивная особенность, кстати, не позволяет вырабатывать весь бензин из бака «под ноль», о чём надо помнить перед консервацией мотора). Ввиду неудобного угла обзора, фото сделать не удалось, но поверьте на слово - фильтр там есть. А значит, все те, кто ставит дополнительный фильтр в топливную магистраль, только снижают и без того небольшую мощность мотора, ограничивая подачу топлива в карбюратор.
Ну, собственно, на сим первичное знакомство с лодкой и мотором было закончено. Но, не смотря на декабрь месяц, на следующий день я наметил обкатку и ходовые испытания. Благо, в Подмосковье есть множество рек, не замерзающих зимой, да и погода планировалась благоприятная - порядка +3 градусов и без осадков. Что ещё надо для обкатки мотора? Правильно - хорошая компания!
Кинул я клич моим друзьями, но почти все они, как и я, заняты в научной или околонаучной деятельности, а конец года - это время авралов. В итоге, на апробацию лодки отправились вдвоём с бывшей однокурсницей, у которой, по случайному стечению обстоятельств, этот день был свободен.
Подготовил я всё с вечера, даже взял тару и отмерил уровни для заливки топлива и масла.
Тара под бензин и масло с уровнями, по которым следует наливать жидкости
Стартовали из Москвы в самом начале восьмого утра и взяли курс на Гжель, где планировалось прихватить с дачи некоторый инвентарь и канистру (в пластик на АЗС топливо не наливают, так что, для начала, пришлось лить его в железную канистру, а только потом переливать в мерную тару).
В итоге, прибыли на место обкатки, бывшую паромную переправу в районе деревни Фаустово (это место посоветовал Гарик82 с «Русфишинага») вполне по графику, но потом начались приключения….
Для начала, разложили лодку на берегу и решили накачивать. Качаем 5 минут, 10, 15, а толку нет. Посмотрели на шланг лягушки - он был закручен не по резьбе. Азкрутили нормальбно, качаем дальше - 5, 10, 15… Эффект аналогичный, то есть нулевой. Посмотрели внимательнее на «лягушку» и поняли, что вставили шланг не в то отверстие - вместо того, чтобы накачивать, мы сдували лодку!!!
Лодка не хочет надуваться, а мы не можем понять, в чём дело…
Однако поняв причину неудачи, начали «набивать» баллоны. Надо сказать, что дело это оказалось не из лёгких. Конечно, не в смысле физических усилий (давить лягушки сил не надо), а в смысле потраченного времени и, как говориться, «задолба». На самом деле, это было понятно ещё в квартире, но там было теплее, и лягушка быстрее возвращалась в исходное положение, а на холоде её ПВХ задубело, и скорость надува лодки упала до неудовлетворительной. Усугубляло ситуацию, судя по всему, то, что воздух травит из-под хомутов насоса (это мы заметили по пузырям, поскольку при накачке лягушка находилась на краю лужи и была мокрая). Решить проблему методом утяжки не получилось - винтовые соединения хомутов содержат пластиковые компоненты, и если они на морозе треснут от избыточного усилия, то можно забыть о спуске лодки на воду.
В итоге, с грехом пополам, лодку накачали, но были сделаны выводы - идущая в комплекте лягушка никуда не годится. Как минимум, её надо заменить на более объёмную и менее подверженную температурным колебаниям (таковая у меня есть в хозяйстве), а ещё лучше - использовать электрический насос. Так что уже на этом этапе поставил себе заметку - к сезону обзавестись насосом, работающим от аккумулятора автомобиля или имеющим свой аккумулятор.
Но, в итоге, лодку накачали и стали грузит в неё хабар.
Накаченная лодка перед погрузкой
Загрузились, от берега отошли на вёслах, после чего я запустил мотор. Завёлся он со второго раза без проблем. Далее пошли вверх по реке, сначала на холостых оборотах, ибо обкатка. Скорость составила 3,5км/ч (здесь и далее, если не оговорено иное, скорость измерялась с двумя людьми на борту и полным набором рыболовного снаряжения).
Скорость на холостых оборотах
Надо учесть, что скорость течения колебалась от 0,2 до 0,5км/ч, и в среднем составляла 0,35км/ч, так что ко всем дальнейшим измерениям скорости, на зависимо от направления течения, стоит применять погрешность в 0,35км/ч.
Минимальная и максимальная скорость течения
После положенных 10 минут на холостом ходу, дал половину газа, скорость возросла до 6 км/ч
Скорость при половине газа
В ходе дальнейшей обкатки, пробовали ловить на троллинг - воблер шёл хорошо, по опыту рыбалки на нижней Волге могу сказать, что на такую проводку можно было бы успешно ловить рыбу, однако в этот день рыба не клевала (почти у всех рыбаков). Впрочем, рыбалка была не самоцелью - главная задача заключалась в обкатке мотора.
Тролление на реке Москве
Когда можно было дать полный газ, то замерил основную рабочую скорость. Она составила 10км/ч, что даже превышало изначальную расчётную.
Скорость при рабочей нагрузке на полном газу
Далее шла плановая обкатка, от рыбалки, ввиду высоких скоростей, практически отказались (только иногда останавливались около перспективных мест, однако это не принесло успеха).
Вид на реку с борта лодки
В итоге, когда была израсходована половина запаса горючего, мы прошли примерно половину пути от места старта до моста под Бронницами, после чего, легли на обратный курс.
Крайняя точка, до которой мы дошли, и место старта (всего на воде провели, без малого, 3 часа)
В конце, высадив пассажира и выгрузив все тяжёлые вещи, решил испытать лодку на скорость. Результат - 14,4км/ч (против течения) и выход на глиссирующий режим.
Максимальная скорость по GPS (снимок получился смазанным, но цифры видно)
След на воде за лодкой в этот момент
В итоге, провели первые 3 часа обкатки, и вовремя вернулись на точку, ибо лёг плотный туман и начинало смеркаться.
Вид на реку сразу после завершения ходовых испытаний.
Таким образом, могу сказать, что приобретённым комплектом полностью доволен и он оправдал все ожидания. Рабочая скорость составила 10км/ч, а максимальная - 14,4км/ч (против течения). И я думаю, что если поставить удлинитель румпеля, то можно добиться и большей скорости. Таким образом, достигнутые реальные показатели скорости даже превосходят расчётные. Ну а данный комплект я смело могу рекомендовать к покупке.
Из возможных ожиданий и «подводных камней» следует отметить некоторые моменты:
По мотору, думаю, что ничего плохого быть не должно. После обкатки, притирки, замены масле в редукторе и свечи, он должен ещё немного прибавить, возможно, в районе 1км/ч, так что следует ожидать ещё большего увеличения скорости. Правда, скорость на ХХ я думаю снизить, дабы открыть больше возможностей для троллинга (благо, снижение скорости холостого хода достигается простейшей регулировкой карбюратора).
Единственное, что изначально напрягло в поведении мотора - это контрольная струя охлаждения. Она не текла плотным потоком, как на других моторах, а брызгала, смешиваясь с отработанными газами. Впрочем, я думаю, что это конструктивная особенность мотора, а то, что во всех описаниях пишут «удаление отработанных газов через винт» - так это просто авторы описаний не знают технических особенностей мотора. По крайней мере, другой ближайший клон «Ямахи» от компании Sea Pro совершенно точно использует комбинированный отвод газов и воды из системы охлаждения, а тот мотор называют 100% клоном «японца».
И да, ещё иногда можно встретить в сети описание, согласно которому, у HDX 2,6 cbms есть коробка передач. Так вот - это чистой воды ложь. Нет никаких передач на этом моторе - только прямой ход. Впрочем, может это и к лучшему - меньше деталей, значит, больше надёжность, да и цена ниже.
А вот по лодке вопросов несколько больше, но и они, в целом, не изменяют позитивного впечатления, а, скорее, являются придирками и «рассмотрением под лупой».
Прежде всего, на ходу пайолы довольно ощутимо «играют», особенно на волне (под конец обкатки мы попали в волнение, так что удалось оценить лодку и в этом компоненте). Есть опасение, что при таком положении дел, со временем фанера способна протереть дырку в ПВХ. Впрочем, для этого, в любом случаи, нужен не один год интенсивной эксплуатации.
Потом, немного огорчило крепление банок, вернее, конкретно кормовой банки. Сама по себе система передвижного крепления очень хороша, и на рабочем «рибе» стоит аналогичная. Но именно на моей лодке кормовая банка, где-то за полтора часа хода, сползла назад примерно на 5см. Мелочь, конечно, но всё же, можно ведь и забыть её вовремя поправить… При этом, гребная банка стояла как вкопанная всю дорогу.
Но, повторись, что всё это уже придирки. В целом, очень хорошее сочетание лодки и мотора за минимальную цену. Если честно, то проведя «разведу боем» и имея выбор, что купить, я бы вновь остановился на «Фрегат» 300Е и HDX 2,6 cbms
Надеюсь, мой обзор был полезен. Всем удачи! НХНЧ! И до встречи на воде!