Недавно попалась мне на глаза очередная «умная» статья, автор которой направо и налево советует, что зимой с автомобилем делать можно, а что - нет. Вот эта статья -
https://autorambler.ru/advice/chto-nelzya-delat-s-mashinoi-zimoi-10-glavnykh-oshibok-voditelei.htm Как бывалый автомоделист, могу сказать, что часть написанного и правда можно считать верным, но есть в статье и полный бред. Вероятно, автор материала использовал только опосредованные доныне в виде мнения коллег по редакции, которые получили права «без дня год назад». Что ж, в этой связи сегодня предлагаю пройтись по пунктам той самой статьи и раскрыть, что есть правда, а что - вымысел.
Прогрев стёкол череват трещинами. Если честно, не знаю, при каких условиях можно получить трещину от прогрева - за всё время эксплуатации разных машин с таковым не сталкивался. Правда, я всегда включаю обогрев стёкол сразу, как только заведу машину. Алгоритм простой - завёл, включил на полную мощность обогрев стёкол и сидений, а сам в это время иду счищать снег. Как со снегом будет покончено, машина уже станет тёплой, а стекла оттают. Но при этом прогрев идёт постепенно, так что, никаких предпосылок для трещин нет.
Автор же рассматривает, скорее, гипотетическую ситуацию, при которой водитель сначала прогреет мотор до положенных 80 градусов, а потом резко обрушит тепло «печки» на стёкла. Теоретически, конечно, при таком подходе стекло может треснуть, но практически так ведь никто не делает - куда рациональнее включать подогрев раньше. Да и до 80 градусов никто не прогревает мотор - упадут обороты ниже 1000 (а это происходит примерно при 40 градусах) и можно ехать.
Отогрев замёрзшей двери кипятком может повредить краску. Вот это полная чушь! Много раз поливал из чайника замок своих машин, и ни разу никаких проблем с краской не было! Если, конечно, на стекло ливануть, то может и треснет оно, только вот зачем стекло поливать? Там замков нет. А вот именно на замок полить кипятком вполне можно, и это поможет открыть машину.
Правда, я бы не стел этого делать по совсем другой причине - если потом предполагается недолгая поездка, после которой будет стоянка на морозе, то вода не успеет вытечь из замка, и он замёрзнет намного крепче, чем до купания в кипятке. Так что «горячая ванна» применима только если планируется потом на машине ездить несколько часов.
Однако есть куда более простой способ. Если замок двери замёрз не сильно, то можно его просто нагреть зажигалкой. Правда, чаще всего, этого недостаточно. Тогда можно взять лист бумаги (газету, пачку от сигарет и т.д.), свернуть из него трубку и поджечь с одного конца. И огнём, соответственно, отогреть замок. Для дверей это прекрасно работает, что неоднократно подтверждено на личном опыте. Хотя, конечно, замок бензобака таким способом отогревать не стоит:)
А вот то, что не стоит пытаться открыть примёрзшую дверь с силой - это да. Уплотнитель, конечно, порвать будет проблематично (обычно он довольно прочный и скорее отойдёт клей, на котором он держится), но вот сломать ручку - «как два пальца», что называется. Был у меня такой неприятный опыт - привык, что на «Волге» можно было едва ли не ломом дверь открывать, и аналогично, со всей дури, потянул примёрзшую дверь на «Гранте». Результат - ручка осталась в руках…
Опасность малого уровня стеклоомывателя. Оно, конечно, понятно - лучше заранее посмотреть и долить. Но ничего очень опасного в том, что жидкость кончится в пути, я не вижу. Обычно водитель пытается помыть стекло не тогда, когда уже ничего не видно, а тогда, когда видимость перестаёт быть комфортной. Соответственно, поняв, что незамерзайка кончилась, всегда можно спокойно перестроится на обочину и долить жидкость - для такого манёвра запаса видимости хватит. Да и не кончается жидкость внезапно - опытный водитель понимает, что бачок почти пуст, за несколько «брызгов» до полного опустошения.
Другое дело, что запас незамерзайки всегда должен быть в машине. Конечно, снегом на стекло посыпать можно, но это в экстренном случае. И, кстати, раз уж зашла речь о незамерзайке, то не верьте тому, что написано на упаковке. Там могут указать температуру замерзания и -40, но на деле она хорошо, если окажется -20. Как говориться в таких случаях - «на заборе тоже написано».
Понятно, что если вы берёте стеклоомыватель в фирменном магазине или на нормальной АЗС, то там, чаще всего, реальная температура замерзания будет более-менее соответствовать заявленной. Но стоят такие незамерзайки совсем не демократично, особенно учитывая, что в плохую погоду расход жидкости довольно большой. Большинство водителей предпочитает покупать стеклоомыватель «с рук» или в местечковых магазинах, где бутылка 5л стоит 100р (по состоянию на декабрь 2017 года). И здесь может быть как вполне честная «бодяга», так и откровенная халтура. Я покупаю в проверенном месте, на упаковке написано -30, на деле где-то -25 держит, чего вполне достаточно для большинства случаев. Но бывает и такое, что купленная у неизвестного продавца южной внешности «незамерзайка» замерзает уже при -15, а это может стать очень неприятным сюрпризом.
Так что если есть сомнения в реальных характеристиках купленного омывателя стёкол, то совет простой - проверьте в морозилке. Налейте немного в пластиковую бутылку и оставьте. Температура в современном морозильнике -18, если при такой температуре жидкость полностью сохраняет текучесть и не кристаллизуется, то вероятно, до -20 она точно не замёрзнет. Можно проверить и на меньшую температуру - включить режим суперзаморозки, который обычно охлаждает морозилку до -26. Это будет уже экстрим-тест незамерзайки, по которому будет 100% уверенность в том, что на морозе вы не останетесь с замёрзшим бачком и грязным стеклом.
Опасность изношенных шин и старого аккумулятора. Тут понятно - лучше всего к зиме купить новые шины с большим количеством шипов и новый аккумулятор, желательно повышенной ёмкости. Однако, как говориться, «знал бы прикуп - жил бы в Сочи». Все эти, казалось, очевидные вещи, накладываются на суровую действительность. В стране кризис, денег у людей не то, что мало - подчас их вообще нет. И часто речь идёт даже не о том, купить или не купить новые шины, а то том, что возможности покупать просто нет. Автомобиль же, в условиях просторов нашей необъятной Родины, многим людям просто необходим. Вот и приходится выкручиваться, как умеем.
Скажем, из аккумулятора у нас выжимают буквально «все соки». Порой это и правда приводит к тому, что машина, в особо морозное утро, отказывается заводится. Если денег на новый аккумулятор нет, то я бы посоветовал эпизодически снимать АКБ и подзаряжать дома, от специального ЗУ (есть много как заводских, так и самодельных вариантов). Особенно это важно, когда на утро одновременно выпадают мороз и важный выезд. Тогда без вопросов - с вечера «батарейку» в тепло и на зарядку.
С шинами чуть сложнее, ведь от этого уже может зависеть безопасность, при том, третьих лиц, а не только самого водителя и его пассажиров. Но тут я бы сказал, что определяющим фактором должно быть умение водителя. Если человек не уверен в своих навыках вождения, то тогда да - либо не выезжать в плохую погоду (снег, гололёд), либо найти возможность и купить хоть самые дешёвые, но новые зимние шины. Если же водитель опытный, что такое управляемый занос и как из него выходить, знает на личном опыте, если он прекрасно понимает, как парировать те или иные нежелательные явления в управляемости автомобилем, если он уверен, что банально не растеряется в непредвиденной ситуации - то вполне можно ездить и на шинах не первой свежести. Единственное, что это должны быть именно зимние шины (ездить зимой на летних шинах категорически не рекомендую - они имеют слишком твёрдый состав, в итоге, даже новая летняя покрышка обеспечивает куда худшее сцепление зимой, чем видавшая виды зимняя).
Коммунальщики могут закопать машину. Да, могут… к сожалению. Такие случаи были, порой приходилось выяснять отношения едва ли не на кулаках (ведь видят, что машина, но, блин, засыпают снегом, как клумбу). Но чаще всего виновных застать уже не удаётся (работают они обычно тогда, когда лично я ещё сплю), а от того, совет может быть один - имейте в машине лопату. Она и на бездорожье может пригодиться, и от снега откопаться можно, если что.
А вообще, если оставляете машину на долго во дворе зимой - не плохо бы иногда чистить с неё снег. И кузов целее будет, и пьяный тракторист за сугроб не примет. Ведь смеяться можно сколько угодно, но про один реальный случай я знаю - стояла машина всю зиму во дворе, классический «подснежник». За это время вырос на ней сугроб такой, что машины видно не было. А тут поехал тракторист с заданием снег убрать, ну и зарядил ковшом со всего хода по этому «сугробу».
Ручник может замёрзнуть. И опять здесь прав автор статьи - может. И если на машине с задним или полным приводом это ещё «не смертельно», ибо мощность двигателя легко сорвёт примёрзшие колодки, то вот на переднеприводной машине это действительно неприятная ситуация.
Вообще, во избежания подобного, я бы советовал просто не использовать ручник зимой, во время длительной стоянки автомобиля. На горочке, дабы не скатиться назад - пожалуйста (если не хватает навыков сцеплением отыграть, то не грех и ручник использовать). Но вот приехали домой, запарковались, и не надо ставить ручник. Хватит воткнутой передачи (как правило - первой). Машина с подключённой трансмиссией никуда не покатится, а ручник при этом не замёрзнет.
Опасность «напортачить» при прикуривании. Да, есть таковая. Вообще, ЭБУ современных машин очень не любит прикуривания, и всегда есть шанс, пусть и не большой, на отказ этого жизненно важного блока при проведении подобного рода операции. Но на деле, если сделать всё аккуратно, то шанс нанести вред машине будет минимален. Но, конечно, искры допускать нельзя ни при каких обстоятельствах.
И про прогрев двигателя согласен - греть надо.
Ну, на сим «разбор полётов», а точнее, «разбор советов», вредных и не очень, завершён.