Многие поклонники автоспорта, думаю, ни раз задумывались о том, какие гоночные автомобили можно считать лучшими в истории. Уверен, что у каждого болельщика есть свой собственный список. Однако сегодня я предлагаю поговорить о лучших машинах самого сложного и престижного чемпионата - «Формылы-1». А критерий отбора автомобилей очень простой - соотношение количества побед к количеству стартов. И так, сегодня я расскажу о машинах, которые, если были на стартовой решётке, то имели шанс на победу выше 90%. Таких автомобилей за всю историю «Формулы-1» было всего три.
Alfa Romeo 158, эта машина по праву возглавляет рейтинг лучших из лучших. Если эта модель автомобиля была на старте гонки, то всегда побеждал гонщик именно на «Альфе», таким образом, шанс на победу был 100%. Это единственный гоночный автомобиль в истории, который побеждал во всех гонках, в которых принимал участие.
Alfa Romeo 158, 1950 год.
В «Формуле-1» эта машина была с самого создания чемпионата в 1950 году. В первой же гонке пилоты, выступавшие на Alfa Romeo 158 оккупировали подиум, заняв три первых места. Ещё в трёх гонках того сезона, пилоты «Альфы» оформляли дубль, занимая первое и второе место. А всего машины этой модели выходили на старт в шести гонках того сезона, и все шесть выиграли.
Ещё больше можно удивиться, если вспомнить о том, что Alfa Romeo 158 - это итальянская разработка 1938 года. Она разрабатывалась для гонок совершенно другого класса, но война помешала спортивному дебюту. Вспомнили про машину в конце 40х годов прошлого века, когда в поствоенном мире вновь набирал популярность автомобильный спорт. Фактически, машину оснастили новым двигателем в 350л.с., в то время как остальное устройство оставалось практически неизменным.
И именно эта машина в 1950 году просто не оставляла соперникам никаких шансов. Доминирование «Альфа Ромео» было феноменальным (это, кстати, к вопросу о том, что современные поклонники автоспорта жалуются на доминирование той или иной команды, но, если посмотреть на историю, то можно уверенно сказать - так было всегда, с самых первых дней).
McLaren MP4/4 олицетворяет собой «золотую эпоху» автоспорта, время непримиримых сражений Сенны и Проста, и является символом тотального доминирования одной команды над всеми остальными. В «Формуле-1» 1988 год прошёл под знаком «МакЛарен» и запомнился болельщикам ярким противостоянием двух «заклятый друзей» - Волшебника Сенны и Профессора Проста. Машина MP4/4 выиграла в том году 15ть гонок из 16и, и шанс на победу за рулём этого автомобиля составлял 94%.
McLaren MP4/4, 1988 год
Появление этого автомобиля открыло эру доминирования «МакЛарен-Хонды», и эру оной из самых известных гоночных дуэлей всех времён. По результатам всемирного опроса болельщиков, который был проведён в конце 2016 года, именно McLaren MP4/4 был признан лучшим автомобилем в истории автоспорта. В рейтинге же вероятности победы он занимает второе место.
Хотя, тут сложно сравнивать - между эпохами доминирования «Альфы» и «МакЛарен» прошло почти четыре десятка лет, и за это время изменилось многое, в том числе, и правила проведения соревнований. Если раньше команды могли выставлять много машин на старт, то в 1988 (как и сейчас) - только две. Соответственно, шанс на сход всех машин данной модели был намного выше, чем на заре чемпионата, что и произошло на гран-при Италии, когда у Проста отказал мотор, а Сенна попал в аварию за два круга до финиша, лидируя в гонке. Все же гонки, в которых этот автомобиль добирался до финиша, его пилот обязательно одерживал победу.
Mercedes W07 Hybrid - современные поклонники автоспорта хорошо знают эту машину, в 2016 году её пилоты выиграли 19 гонок, при том, что чемпионат включал в себя 21 гран-при. Таким образом, вероятность победить за рулём W07 составляла 90%.
Mercedes W07 Hybrid, 2016 год.
Многие болельщики не без оснований проводили исторические параллели и сравнивали противостояние пилотов «Мерседес» в 2016 году с историческим противостоянием пилотов «МакЛарен» в 1988 году. И правда, в какой-то степени это было похоже, присутствовало даже столкновение двух пилотов между собой на первом круге гран-при Испании.
Однако если в 1988 году чемпионом стал Сенна, в то время как Профессор Прост остался вторым, то в 2016 титул выиграл Нико Росберг, манера поведения которого в том году скорее напоминала расчётливые действия Профессора. В то время как Льюис, действующий на тот момент чемпион мира, не очень удачно начал сезон, и хотя к его середине британский пилот смотрелся в гонках сильнее напарника, но сгоревший на гран-при Малайзии мотор, в итоге, лишил его титула. В конце сезона ничего уже от Льюиса не зависело - Росбергу уже не надо было побеждать, а было достаточно прости приехать вторым в оставшихся 4х гонках, что он расчётливо и сделал. И хотя Льюис выиграл все эти гонки, но чемпионом стал Нико.
Однако, возвращаясь к машине, надо сказать, что доминирование Mercedes W07 Hybrid было, конечно, менее очевидным, чем доминирование «МакЛарен» в 1988 году или «Альфы» в 1950. По шансу на победу W07 едва прошёл по критерию «больше 90%». И, что бы там ни говорили аналитики про остальные машины «Мерседес» последних лет, они как раз не дотягивают до 90% вероятности на победу, так что не включены в этот список.
P.S.
Знающие историю автоспорта люди могут спросить, от чего я не упомянул в данном рейтинге знаменитый «автомобиль-вентилятор», но ответ очень прост - по одной гонке тяжело судить о реальном раскладе сил. Та машина стал следствием «дыры» в правилах и провела всего одну гонку, я же включил в рейтинг автомобили, которые проехали целый сезон.