Некоторые френды обиделись на меня, что в предыдущем посте я как бы отождествил мусульман с нашими старообрядцами. Прямого тождества я все же не делал, но много общего между ними найти, бесспорно, можно.
У нас есть тенденция романтизировать старообрядцев, что, мол, они что-то защищали против «адской государственной машины». Надо хорошо знать наше
(
Read more... )
Comments 52
Reply
Reply
А как же насчёт реабилитации ссудного процента?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
1 пункт. Очень может быть, что и царь придерживался, и Никон. И вообще между ними и раскольниками на тот момент разница была невелика. Это была лишь первая трещина, благодаря которой много лет спустя мы стали тем, чем стали. (А уж это каждый может оценивать, как хочет.)
2 пункт. У большевиков тоже были отдельные пункты, напоминающие евангельские.
3 пункт. За ним пошли, когда он стал неким знаменем, превратился в эмблему (в основном - после смерти). Это не были его прихожане. Крошку Цахеса тоже любили. Чем меньше знаешь, тем больше любишь.
Не хочешь принимать - и не принимай. Я мало сомневался, что ты примешь.
Reply
Reply
1. Не вижу, в чем он перегибает.
2. Кальвин - это не Лютер. В протестантизме куча направлений, более либеральных или менее и даже весьма жестких. Он предоставляет широкий спектр услуг. В отличие от старообрядчества. Всяких религиозных толков на Руси с тех пор стало много, но все они консервативны по своей природе и утверждают не Открытое, а Закрытое общество.
Раскол не был срывом русской реформации - это и была русская реформация.
3. Стал эмблемой - для небольшой кучки. Человек десять, двадцать? Царица вот ему сочувствовала. Да и царь одно время.
Я не знаю политической и идеологической позиции разинских казаков, да и сомневаюсь, что она у них была. Что они воевали на чьей-то стороне? Ну, а часть белогвардейцев воевала или идейно поддерживала Гитлера, и что? Воюют очень часто не за общие идеи, а против общего врага. Разинские же идеи как таковые гроша ломанного не стоят. Бандит он и есть бандит.
Reply
Leave a comment