Пояснение про Аввакума и старообрядцев

Feb 22, 2011 00:39



Некоторые френды обиделись на меня, что в предыдущем посте я как бы отождествил мусульман с нашими старообрядцами. Прямого тождества я все же не делал, но много общего между ними найти, бесспорно, можно.

У нас есть тенденция романтизировать старообрядцев, что, мол, они что-то защищали против «адской государственной машины». Надо хорошо знать наше ( Read more... )

старообрядцы, традиция

Leave a comment

triponaciy February 21 2011, 23:37:43 UTC
Данная точка зрения является копией версии официальных церковных и государственных историков, отличавшихся однобокостью о ограниченностью подхода ( ... )

Reply

pessimist_v February 21 2011, 23:59:29 UTC
Я не являюсь последователем ни официальных церковных, ни каких-нибудь других историков. Это лично моя точка зрения.
1 пункт. Очень может быть, что и царь придерживался, и Никон. И вообще между ними и раскольниками на тот момент разница была невелика. Это была лишь первая трещина, благодаря которой много лет спустя мы стали тем, чем стали. (А уж это каждый может оценивать, как хочет.)
2 пункт. У большевиков тоже были отдельные пункты, напоминающие евангельские.
3 пункт. За ним пошли, когда он стал неким знаменем, превратился в эмблему (в основном - после смерти). Это не были его прихожане. Крошку Цахеса тоже любили. Чем меньше знаешь, тем больше любишь.
Не хочешь принимать - и не принимай. Я мало сомневался, что ты примешь.

Reply

triponaciy February 22 2011, 07:19:54 UTC
Да, я понимаю что ты не последователь. Просто очень похоже получилось ( ... )

Reply

pessimist_v February 22 2011, 19:00:06 UTC
Он не Переверзев, а Перевезенцев, ты второй раз путаешь.
1. Не вижу, в чем он перегибает.
2. Кальвин - это не Лютер. В протестантизме куча направлений, более либеральных или менее и даже весьма жестких. Он предоставляет широкий спектр услуг. В отличие от старообрядчества. Всяких религиозных толков на Руси с тех пор стало много, но все они консервативны по своей природе и утверждают не Открытое, а Закрытое общество.
Раскол не был срывом русской реформации - это и была русская реформация.
3. Стал эмблемой - для небольшой кучки. Человек десять, двадцать? Царица вот ему сочувствовала. Да и царь одно время.
Я не знаю политической и идеологической позиции разинских казаков, да и сомневаюсь, что она у них была. Что они воевали на чьей-то стороне? Ну, а часть белогвардейцев воевала или идейно поддерживала Гитлера, и что? Воюют очень часто не за общие идеи, а против общего врага. Разинские же идеи как таковые гроша ломанного не стоят. Бандит он и есть бандит.

Reply

triponaciy February 22 2011, 19:22:14 UTC
Прошу прощения, опечаток у меня много ( ... )

Reply

pessimist_v February 22 2011, 20:09:18 UTC
1. Ты так ничего конкретно не сказал. Общие слова.
2. Где «закрытость» в 95 тезисах?
В 19 веке их «открытость» («неораскольников») уже никому не была нужна. Все и без них было открыто. Хотя многим и не нравилось.
Сам раскол - был следствием реформации. Но реформация была сверху. А не со стороны раскольников.
3. Я говорил про его взаимоотношение с народом в качестве попа. Он был ненавидим, а не любим. В отличие, кстати, от любви со стороны царя и части бояр. До того, как стал «эмблемой».

Reply

triponaciy February 22 2011, 20:43:33 UTC
1. Конкретно не сказал не я, а твой П., представив позицию лишь одной из сторон и приписав ей то, чему подвержены были все.Яснее некуда.
2.Я не говорю. что А. был на уровне 95 тезисов, да православие не католичество, тут слишком много разницы, дабы "обобщать". Есть схожесть в позиции староверов и протестантов, есть и серьёзные различия.
"Но реформация была сверху. А не со стороны раскольников. "
????? Классс! И в чём же она заключалась, может к возврату к первохристианским общинам ? или подчинение церкви тотальной власти государя ты называешь "реформацией"?

3. Судить не могу, данных слишком мало, а слухов и домыслов много,но то, чтоон стал гиперпопулярной фигурой в народе ещё при жизни( находясь в заточении) - факт, иначе старообрядчество не состоялось бы.

Reply

pessimist_v February 22 2011, 20:58:10 UTC
1. Все то же.
2. Реформации разные бывают. Была бы Россия в Германии - была бы другой. Для нас она (реформация) заключалась к обращению к опыту католиков. Которые несли в Россию модернизацию. И именно это вызвало ненависть раскольников.
Церковь и так была подчинена, и Аввакума это совершенно не беспокоило. Повторю для тебя Перевезенцева: «Однако необходимо иметь в виду, что Аввакум, да и все старообрядцы, не обличали принцип самодержавного правления как таковой. Более того, все они исходили из идеи божественного происхождения царской власти, а самого царя рассматривали как истинного Помазанника Божиего. И не случайно в спорах царя и патр. Никона о праве «царства» и «священства» Аввакум всегда и последовательно занимал сторону царя».

3. И я про то, что его популярность была плодом слухов и мифов (например, про бесконечное количество чудес, происходящих с ним и его последователями).

Reply

triponaciy February 22 2011, 21:19:02 UTC
1 - отсекаем за взаимонепониманием ( если ты не против), 3 - теоретически может быть, я не писал, что А. приятный и спокойный человек, из тех, кто всем нравится . Так что в этом пункте условно сошлись .
Осталось 2:
Безусловно, А. был монархистом, но он был за "старину"( во многом. идиализируемую им), т.е за отношения, когда , худо-бедно, царь (князь) отвечал перед церковью, когда духовник мог отлучить Рюриковича от причастия за откровенный разбой , например, т.е. за систему, хоть как-то сдерживающую абсолютную власть. Когда А. не нравится"окатоличивание", то он описывает ( весьма смачно) , что видит, как происходит и к чему приводит эта "реформация" - ему не нравится "ожирение" высшего духовенства, его отрыв от народа и полное беспринципное подчинение власти.
". Для нас она (реформация) заключалась к обращению к опыту католиков. Которые несли в Россию модернизацию..."
- Предположим, фамилии этих несущих нам "модернизацию" католиков, двойной агент Лигарид не в счёт, по понятным причинам.

Reply

pessimist_v February 22 2011, 21:38:05 UTC
Ты хочешь пребывать в мифах. Если уж говорить о том, кто защищал церковь от власти, то этим кем-то прежде всего и был Никон! Вот тебе из Вики ( ... )

Reply

triponaciy February 22 2011, 22:13:07 UTC
Католиков, несших нам модернизацию, ты так и не назвал, и после этого ты пишешь о том, что я прибываю в мифах. Ты выдвинул тезис и ни одним фактом не можешь подтвердить его.

Спасибо за цитату из Вики, видно какой-то рьяный "никониянин" писал, наверняка там и альтернативная версия есть. Вообще забавно наблюдать тебя на стороне консервативнейших церковных историков)))
В твоей цитате не сказано, что Никон хотел быть ВЫШЕ царя, о чм и писал открыто царю, в этом и была суть конфликта, опять же . я это у себя описывал всё, базируясь на информации различных историков, а не на "Вике"

Если бы А. поддерживал "вертикаль", то не пострадал бы , это очевидно, так что твоё "резюме" , прости, грешит однобокостью и несоответствием логике.

Reply

pessimist_v February 22 2011, 23:31:56 UTC
Перечти свой текст. Ты не просил меня называть фамилии католиков, поэтому претензии непонятны ( ... )

Reply

Перечти свой текст. triponaciy February 23 2011, 10:29:12 UTC
Цитирую ( ... )

Reply

Re: Перечти свой текст. pessimist_v February 23 2011, 12:31:32 UTC
- Куда ты не вставил слово «напиши»? Куда бы ты ни вставил, яснее бы не стало. Ты сперва нормально формулируй, а потом придирайся.
- Я прекрасно знаю, что формально они были православные. Я уже стал специалистом по расколу и той эпохе. Они были мостом между католичеством и русским православием, и только в таком виде это (католическое, западное) влияние могло осуществиться.
Симеон Полоцкий не только учился, но и был Греко-католиком, к твоему сведению.
А вот про Петра Могилу. Прот. Георгий Флоровский: «Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем… Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры. <…> И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома. Рутский считал, что он вполне „расположен“ к Унии. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы ( ... )

Reply

Re: Перечти свой текст. triponaciy February 23 2011, 14:25:09 UTC
"прекрасно знаю, что формально они были православные. Я уже стал специалистом по расколу и той эпохе ( ... )

Reply

Re: Перечти свой текст. pessimist_v February 23 2011, 15:53:57 UTC
- Мне кажется, я пишу все же точнее и внятнее тебя ( ... )

Reply


Leave a comment

Up