Продолжаем чтение учебников истории для младших школьников межвоенным периодом (1922-1941 годы).
Предыдущие опусы:
Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.
Часть четвертая.
Часть пятая.
Часть шестая.
Современный учебник.
Уделяет данному периоду одну тему, в названии которой отражается неоднозначность оценки этого времени в истории: «Век бед и побед».
Войны кончились, «люди не могут бесконечно воевать и жить на пепелище. После страданий и бед народ, залечивая раны, с надеждой вступил на новый, неведомый путь».
Отмечается развитие науки, техники, промышленности.
Про коллективизацию сказано нейтрально и минимально: «Крестьяне стали применять в земледелии сельскохозяйственные машины и объединяться в коллективные хозяйства - колхозы».
Рассказывая о науке упоминаются русские ученые, продолжившие деятельность после революции: И.П. Павлов, К.А. Тимирязев (который правда умер в 1920 г.) и И.В. Мичурин.
Рассказывается про развитие образования (борьба с неграмотностью, создание системы всеобщего начального образования, фабрично-заводских училищ, школ крестьянской молодежи, техникумов, вузов и рабфаков при них, создание письменности для «более 40 народов России»). Отмечается доступность и бесплатность образования.
В приложении рассказывается об исследованиях в Арктике: постройка поселка на острове Врангеле в 1926 г., «Челюскин», спасение его экипажа и первые Герои Советского Союза, перелет Чкалова через Северный полюс.
Заканчивается тема описанием участия СССР (хотя в тексте написано «Россия») во Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Напомню, что ранее в учебнике описывалось участие в такой же выставке в 1900 году. Рассказывается про «Рабочего и колхозницу» и ее автора. В приложении сообщается о восстановлении скульптуры в 2009 году: «Рабочий и колхозница» вновь зовут нас вперед - к творческому созидательному труду на благо Отечества и для счастья каждого». Говорится об экспозиции, посвященной развитию Арктики (упоминается панорама «Провод ледоколом «Красин» каравана судов сквозь льды Арктики» и карта СССР из камней и самоцветов).
А напротив павильона СССР находился павильон Германии. «Оба здания стояли друг против друга, как два противника. Через четыре года символическое противостояние на выставке обернется самой кровопролитной войной в истории человечества».
В вопросах предлагается обсудить, «что знают в вашей семье о созидательной жизни в России до Великой Отечественной войны?», и подумать: «Почему рабочий и колхозница держат в руках серп и молот?» и «Для чего наши соотечественники в 20-30-х годах 20 века строили в первую очередь заводы, фабрики, электростанции?»
В выводах дается ответ на последний вопрос: «Это было необходимо. Ведь Первая мировая война показала, как хрупок мир на Земле, как сложны и напряженны отношения между разными странами и насколько сильной страной надо быть в таком мире».
Советский учебник
Освещает период более подробно.
«Ленин умер, но дело его живет!» лучше бы было наоборот. На полутора страницах описывается кончина и прощание с Ильичом. «Прощались с Лениным и трудящиеся всего мира. Рабочие многих стран тоже на 5 минут остановили работу. Впервые за всю историю человечества смерть одного человека потрясла миллионы людей во всех странах мира, на всех материках». Рассказывается про создание мавзолея.
Рассказывается о заветах Ленина: «завещал Коммунистической партии и народу построить социализм и коммунизм», … «постоянно укреплять союз рабочих и крестьян, дружбу между народами нашей страны и дружбу с рабочими и угнетенными народами всех стран мира», … «укреплять оборону нашей Родины, всегда заботиться о Красной армии», «завещал беречь и укреплять партию коммунистов». Говорится о вступлении в партию в 1924 году 240 тысяч «лучших рабочих», присвоении имени Ленина комсомола и переименовании Петрограда в Ленинград.
Заканчивается параграф мотивирующим абзацем: «Пионер! Твоя организация носит имя В.И. Ленина. Твой галстук - кусочек алого ленинского знамени. Жить, учиться, бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, - твой пионерский долг».
«Первые пятилетки». Рассказывается о восстановлении народного хозяйства, первых советских автомобилях, Волховской электростанции. Отмечаются трудности и преимущества в построении промышленной державы.
«Но создать социалистическую промышленность было очень нелегко. Нужны были специалисты: инженеры, техники, рабочие, а их было мало. Нужны были станки и машины, чтобы оборудовать новые заводы и фабрики, - их почти не было. Нужны были очень большие средства, чтобы начать строительство, - их не было у страны, которая только что вышла из страшной разрухи и голода. И ждать помощи было неоткуда. Наша Родина находилась в окружении враждебных капиталистических государств.
Но советские люди имели то, чего не было тогда ни в одном другом государстве. Рабочие и крестьяне Советского Союза сами были хозяевами своей страны и всех ее богатств. Нужно было организовать и направить волю и труд народа.
Это сделала Коммунистическая партия. Были разработаны пятилетние планы, знаменитые пятилетки».
Рассказывается про строительство отдельных известных объектов: Сталинградский тракторный завод (тут упоминаются капиталистические американские специалисты, которые определили сроки оборудования цехов в 163 и 132 дня, а советские люди выполнили работу за 28 и 45 дней соответственно), Горьковский автомобильный завод, Днепрогэс, Магнитогорск, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре, реконструкция Москвы.
Так же как и в советском учебнике уделяется внимание развитию образования, которое было обусловлено необходимостью обеспечения развития промышленности.
«Крестьяне строят новую жизнь». Рассказывается о причинах коллективизации: «Мелкие крестьянские хозяйства не могли дать стране достаточно хлеба, мяса, хлопка, кожи и других продуктов сельского хозяйства. Обеспечить население продуктами питания, а промышленность сырьем могло только крупное механизированное сельское хозяйство».
«Чтобы помочь крестьянам объединиться в колхозы, партия послала в деревню двадцать пять тысяч передовых рабочих». Красочно описывается собрание в деревне, обсуждающее создание колхоза: рабочий-агитатор, жалобы на кулаков («А куда же кулаков девать? В колхоз их, что-ли? - Ни в коем случае кулаков в колхоз не брать. Кулак - колхозной жизни враг»), выступления подкулачников («Не хотим колхоза! Не надо нам его!»), сомнения («Кто же будет управлять всем этим хозяйством? - Управлять будете вы сами»). Ну и итог: «Большинство крестьян решили вступить в колхоз».
Рассказывается о борьбе кулаков против колхозов (отравление воды в бочке, вывезенной для работающих в поле, попытка сожжения тракториста, Павлик Морозов). Но колхоз победил, потому что «кулаков выселяли из деревень в отдаленные места, а их машины, скот и постройки передавали колхозам».
«В СССР победил социализм». Алексей Стаханов и его стахановское движение. Успехи Советского Союза и их объяснение: «Мы смогли добиться больших успехов в такой короткий срок, потому что в результате победы Великого Октября всеми богатствами в нашей стране стал владеть трудовой народ, вся власть в Советском государстве стала принадлежать народу - рабочим, колхозникам, трудовой интеллигенции.
Борьбу советских людей за новую жизнь возглавила Коммунистическая партия.
За годы первых пятилеток социализм в СССР победил в городе и деревне. Наша Советская Родина стала социалистической страной. В ней теперь не было людей, живущих за счет труда других: ни помещиков, ни капиталистов, ни кулаков.
Все советские люди трудились на предприятиях, в колхозах, совхозах, государственных учреждениях. И каждый получал заработную плату в зависимости от того, как он работал. В советском обществе осуществлялось правило социализма: «от каждого - по способностям, каждому - по труду».
Выводы.
Несмотря на неоднозначность названия темы современного учебника «Век бед и побед» про беды там ни слова. Проводятся параллели между Российской империей и СССР (выставки в Париже), да и местами вместо «СССР» пишут «Россия». Признается влияние советских символов (творение Веры Мухиной) на современных людей.
В советском же упор делается на продолжение классовой борьбы как внутри страны (кулаки), так и во внешней политике (окружение капиталистических государств, несмотря на на наличие американских специалистов на СТЗ). Подчеркиваются успехи советского государства по сравнению с 1913 годом дореволюционным периодом, которые естественно объясняются руководящей ролью партии.
Одинаково положительно рассматриваются индустриализация и развитие образования. Про репрессии в современном учебники не говорится, в советском упоминается выселение кулаков. Про подробности внешней политики не рассказывается, но объясняется, что развитие промышленности нужно в том числе и для того чтобы государство было сильным.