История в 4 классе. Часть вторая. Русь ("Древняя", "Киевская", "Владимиро-Суздальская")

Jun 25, 2022 21:25



Продолжим сравнение современного и советского учебников. Начало здесь.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая "Окружающий мир"; 4 класс, часть 2, 2020 год


против
Т.С. Голубева, Л.С. Геллерштейн "Рассказы по истории СССР"; 4 класс, 1986 год.




Вторую часть посвятим периоду до 1237 года. В современном учебникке ему уделено 4 темы, в советском - 2 параграфа.

[Spoiler (click to open)]Современный учебник

Начинается с темы «По страницам летописи». Посвящена она племенам, жившие на Восточно-Европейское равнине в конце 1-го тысячелетия Основываясь на «Повести временных лет» авторы перечисляют племена,: как славянские (поляне, древляне, дреговичи, полочане, северяне, словене, кривичи, радимичи, вятичи), так и балтские и финно-угорские (голядь, весь, чудь, корсь, мурома, мещера, меря, мордва, литва). Тут же вводится понятие «исторической карты», на которой показано размещение славянских племен (к упомянутым в тексте добавлены волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты). На иллюстрациях приведены женские украшения - височные кольца, найденные археологами на территории разных племен.

Отмечается, опять же со ссылкой на Нестора, что «жили все славянские племена между собой мирно». От себя авторы добавляют, что мирно жили и с соседями, отмечая факты чересполосицы славянских и неславянских племен в междуречье Волги и Оки. В результате смешения племен к 11-12 века образовалась «древнерусская народность». Сообщается, что «она в дальнейшем, к 16-17 векам, дала начало трем братским народам - русскому, украинскому и белорусскому».

Вторая тема «Истоки Древней Руси» посвящена объединению вышеперечисленных племен в единое государство. Причиной образования оного названа необходимость контроля торговых путей из Балтийского моря в Черное («из варяг в греки») и в Каспийское. В качестве товаров упомянуты меха, мед, воск. Указаны города, вставшие на торговом пути: Старая Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев. Приведены сведения о росте количества городов (в 10 веке - не менее 25 городов, а к 12 веку - более 300). На карте (это, почему-то, вторая и последняя карта, имеющаяся в учебнике) указаны кроме вышеперечисленных Белоозеро, Псков, Торжок, Ярославль, Ростов. Суздаль. Владимир, Полоцк, Чернигов, Переяславль, Владимир-Волынский, Перемышль, Белая Вежа, Тмутаракань.

Отмечено, что в городах жили люди разных племен и города оказывали влияние на сельское окружение. Говорится о грамотности городского населения, в качестве доказательства чего приводятся берестяные грамоты, про обнаружение которых более подробно описано в приложении. Там, в частности, отмечается, что «язык берестяных грамот показал, что русский народ - это единство славянских и финно-угорских племен, живших вместе на одной земле».

Про Новгород сказано что его жители пригласили в 862 году «скандинавского князя Рюрика с дружиной», который и положил начало княжеской династии. В честь чего в 1862 году в Новгороде был поставлен памятник «Тысячелетие России». В приложении рассказывается про разрушение этого памятника, как и всего города, во время Великой Отечественной войны, их восстановление, переименование в 1999 году Новгорода в Великий Новгород и присвоение в 2008 году звания «Город воинской славы». В учебнике 2013 года было еще сказано, что Новгород был «свободолюбивым городом», важные дела, в том числе выбор правителя в нем решали сообща на вече. В 2020 году этого пассажа нет.



Про Киев сказано, что в 882 году «новгородский князь Олег, преемник Рюрика, захватил Киев и объединил южный и северный центры Руси». Приводится известная фраза про «мать городов русских» и высказывается предположение, что сведения об этом летописец почерпнул из греческих источников, так как выражение соответствует греческому слову «метрополия». Так и появилось единое «Древнерусское государство, которое еще называют Киевской Русью». В приложениях приводится легенда про «Кия, Щека, Хорива и сестру их Лыбедь».



Третья тема называется «Мудрый выбор» и посвящена она, как не трудно догадаться, принятию христианства. Князь Владимир «мечтал видеть свое государство единым, сильным, независимым» и «чтобы Древняя Русь встала вровень с соседними странами, князь решил просветить народ через веру». Известная история послов рассказывается без подробностей о преимуществах (многоженство) и недостатках (запрет винопития) других религий, а сразу констатируется итог. В качестве доводов послов приведены «красота церковного богослужения в Царьграде», которая «свидетельствует о добре и правде» и авторитет бабки Ольги, про принятие христианства которой описано тут же. Про кончину первого в российской истории неудачного сборщика налогов князя Игоря не сказано.

Отмечается, что Владимир принял христианство в Крыму, в Херсонесе. Что он делал с этим Херсонесом перед тем, как греки согласились его крестить, авторы умалчивают. Затем Владимир крестил двенадцать сыновей, рассадил их по городам Руси, где те стали ставить церкви вместо языческих идолов и крестить людей, откуда и пошло слово крестьяне. Что сыновья устроили после смерти Владимира опять же не сообщается.

Позднее сын Владимира Ярослав Мудрый повелел в память о крещении Руси построить в Киеве собор Святой Софии, как в Константинополе. В заданиях предлагается по фотографии сравнить три Софийских собора - в Константинополе, Киеве и Новгороде.







В этой же теме рассказывается о Кирилле и Мефодии, как создателях славянской азбуки и переводчиках Евангелия на славянский язык. То, что они жили более чем за сто лет до описываемых событий не упоминается.

Четвертой темой идет «Владимиро-Суздальская Русь» (в учебнике 2013 года название было «Наследница Киевской Руси»). Последовательно (по абзацу) рассказывается о мудрой политике, включавшей защиту и расширение границ, основание новых городов, торговлю с соседями, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого (в приложениях рассказывается про его политику браков с правителями различных государств и приведена фотка французского памятника «Ярославне, королеве Франции»), Владимира Мономаха (в приложении - отрывок из его «Поучения» детям, отмечается, что в былинном образе Владимира Красного Солнышка объединены Владимир Святой и Владимир Мономах), Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского. Последний, приняв титул великого князя, забил на Киев и остался жить во Владимире, сделав его фактически великокняжеским городом. «После него все князья по старшинству занимали великий стол уже не в Киеве, а во Владимире».



Указывается на преемственность «Владимиро-Суздальской Руси» от «Киевской Руси», в качестве примеров чего приводятся название города Переславля-Залесского в честь Переславля на Днепре, наличие Золотых ворот и Успенского собора и в Киеве, и во Владимире (опять же предлагается сравнит фотки).

Отмечается, что русские князья «старались ладить со степными кочевыми народами». В качестве примера приводится женитьба Юрия Долгорукого на дочери половецкого князя Аепы.

Указано, что потомки Владимира Мономаха, «киевские князья» положили начало «Золотому кольцу древних русских городов» (туристический бренд второй половины XX века).

Перейдем к советскому учебнику

Первым идет параграф «Славянский поселок». Вначале сообщается, что на территории Восточной Европы, «там где находятся большая часть Российской Республики, Украина и Белоруссия, с незапамятных времен жили восточные славяне», которые были предками русского, украинского и белорусского народов. Какие именно времена описываются не указано.

Далее идет красочное описание этого самого славянского поселка и его окрестностей («Вот с шумом и треском, ломая ветви промчалось стадо диких кабанов»). Из особенностей указано расположение поселка на холме у реки, наличие частокола, дома из бревен с деревянной или соломенной крышей, очаг без трубы, простое убранство, хозяйственные постройки - хлев, загородки для скота, землянки для хранения зерна и других запасов.

Описываются занятия жителей: подсечно-огневое земледелие (без использования этого мудреного термина), рыболовство, скотоводство (коровы, лошади, овцы, козы), охота. К женскому труду отнесены приготовление пищи, дойка коров, помол зерна с помощью жерновов, прядение и ткачество льна и шерсти, шитье одежды, лепка глиняной посуды.



Описывается внешний вид жителей: «стройные светловолосые люди. Мужчины одеты в широкие рубахи и штаны из грубого холста. За поясом - кремень для высечения огня и нож. На ногах лапти. Одежда женщин наряднее - платья украшены цветной вышивкой».

Руководит поселком старейшина - самый опытный в поселке человек. Он, однако, не только руководит, но «и сам работает вместе со всеми». Описывается сходка жителей для решения вопроса об отпоре кочевникам, напавшим на соседний поселок: «Степняки далеко не ушли. Они могут в любой момент вернуться. Лучше не ждать этого, а самим идти на них» (как ополчение одного поселка будет искать кочевников в степи не объясняется). Тут же выбирают предводителя. Им оказывается (какая неожиданность :)) сын старейшины. Он «собирает отряд из самых смелых и хорошо вооруженных людей. Это его дружина».

В резюме сказано, что у славян «в то время не было ни богатых, ни бедных. Они трудились сообща, у них были общими земля и скот».

Второй параграф назван «Киевская Русь». Сообщается, что с течением веков совершенствовались орудия труда. «Каждая семья теперь работала на своем поле, самостоятельно вела свое хозяйство».
Поселки разрослись и превратились в города. Из конкретных городов названы самые крупные: Киев и Новгород.
Возникла письменность (про Кирилла и Мефодия ни слова), хотя грамотными были немногие.
«Постепенно исчезло прежнее равенство. Появились богатые и бедные, знатные и простые. Богатые и знатные люди - князья и бояре - захватили землю и власть».
Дальше описывается Киев в 11 веке. Из князей упомянут только Ярослав Мудрый, к которому приезжали послы иностранных государств, стремясь к союзу с ним. Сообщается, что сохранились здания времен Ярослава Мудрого: Софийский собор (который «был сооружен на месте кровавой битвы со степными кочевниками»), Золотые ворота (они были восстановлены к 1982 году, «когда Киев отмечал свое 1500-летие»). Приводится выражение про «мать городов русских», но без указания первоисточника.

Описывается «полюдье» - сбор дани князем, торговля (трудный выбор крестьянина, желающего купить и серп, и глиняную птичку-свистульку для ребенка), сравнивается жизнь «простого народа» и «княжеского двора».

Отмечается «реакционная сущность» церковников: «Огромные богатства имели церкви и монастыри…. Служители церкви - священники и монахи - помогали богатым и знатным, держали народ в повиновении». Откуда эта церковь появилась не сообщается.

Ну и куда уж без борьбы: «Трудовой народ Киева не мирился со своим тяжелым положением. Не раз крестьяне и ремесленники убивали княжеских слуг, поджигали боярские дома. Бывали в Киевской Руси и народные восстания. Тогда ремесленники и крестьяне громили княжеские и боярские хоромы, захватывали и делили богатства князей, бояр и купцов. Такое восстание в Киеве было в начале 12 века».

Что можно отметить

Современный учебник во многом основывается на «Повести временных лет», повторяя классическую версию про Рюрика и истории отдельных князей. Версия советского учебника пересказывает для детей и переносит на славянскую почву процесс образования феодального государства на основе первобытно-общинного строя, изложенное на примере германцев в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Соответственно внимание обращается на способы ведения хозяйства.

В современном учебнике делается упор на смешении славянских, финно-угорских и балтских племен при образовании древнерусской народности, указывается на стремление к мирным отношениям с кочевниками. В советском учебнике говорится только о славянских племенах, а степняки представлены исключительно как враги. В обоих учебниках говорится о «братских русском, украинском и белорусском народах».

В современном учебнике много внимания уделено принятию христианства, отмечается большое положительное влияние этого события на развитие государства. В советском учебнике, естественно, упоминается лишь о богатствах церкви и ее помощи «богатым и знатным».

В современном учебнике говорится о перемещении центра государства из Киева во Владимир. В советском учебнике говорится только о «Киевской Руси». Про княжеские распри в учебниках почти не говорится, лишь в следующей теме, посвященной монгольскому нашествию, раздробленность Руси названа причиной поражения.
Previous post Next post
Up