Мало по мало добрались в чтении учебников истории для младших школьников до революционного периода (1917-1922 годы).
Предыдущие опусы:
Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.
Часть четвертая.
Часть пятая.
Современный учебник.
Ответ на поставленный в заголовке вопрос дает современный учебник. Опять процитирую полностью, благо там немного. Закончили мы в прошлый раз на тяготах Первой мировой: «Терпение народа было на исходе».
«В феврале 1917 года началась Великая российская революция. В Петрограде (так назывался тогда Санкт-Петербург) рабочие, солдаты и матросы вышли на улицы с требованием: «Долой самодержавие!»
В марте император Николай II отрекся от престола. После отречения императора в стране, по сути, было две власти - Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. В октябре 1917 года Временное правительство потерпело поражение. Возглавили страну Советы рабочих и солдатских депутатов. Поэтому и власть стала называться советской. Советы обещали людям, что впредь все будет по справедливости. Были изданы Декреты о мире и земле, отвечавшие первейшим требованиям народа.
После революции в стране произошел раскол. Он перерос в Гражданскую войну. Люди, которые хотели жить в советской республике, сражались в рядах Красной армии. Им противостояла Белая армия. Каждая сторона считала, что именно она знает, как построить справедливое общество. Каждый хотел силой навязать другому свою правду.
Три страшных года воевали между собой соотечественники - сосед с соседом, отец с сыном, брат с братом. В борьбе за свою правду гибли и красные, и белые. Разрушались города, пустели села. Голод, холод, разруха уничтожали людей. Множество детей потеряли родителей и стали беспризорниками. Верх в борьбе одержали красные. Часть побежденных покинула родину, других победители высылали на чужбину, расстреляли, лишили свободы. Соловецкий монастырь - духовная святыня России - на десятилетия стал тюрьмой и каторгой для тысяч людей. Замечательный ученый, исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачев в юности также был узником в лагере на Соловках.
После революции и Гражданской войны изменилось лицо родной земли, уничтожалась историческая память народа: разрушали храмы и памятники, переименовывали города и улицы.
В поисках справедливости Россия среди страданий и бед перестала быть империей, стала республикой. В переводе с латинского языка «республика» значит «общее дело». С этих пор народ должен был сам управлять своей страной. Изменилось и имя нашего Отечества. Союз Советских Социалистических Республик (сокращенно СССР), Советский Союз - так с 1922 года стала называться страна, населенная множеством народов, прошедших вместе большой и трудный путь».
В приложении рассказывается о расстреле Николая II и его семьи, а также перечисляются 15 союзных республик. О том, что изначально их было четыре - не упоминается.
Текст относительно учебника 2013 года претерпел некоторые изменения. Раньше не было ни слова про Временное правительство, советы обозваны «советами солдатских и крестьянских депутатов» (рабочих куда-то забыли), не рассказывалось о значении слова "республика".
Малосодержательность текста учебника контрастирует с вопросам, которые задаются четвероклассникам: «В чем разница между Гражданской войной и Отечественной войной?», «Можно ли события Смутного времени назвать гражданской войной?», «Можно ли было предотвратить революцию и Гражданскую войну?». Вряд ли на эти вопросы можно ответить, пользуясь исключительно учебником, но они определенно стимулируют к дальнейшим поискам информации.
Советский учебник
продолжает изложение Краткого курса ВКП(б) для самых маленьких.
«Народ свергает царя». Февральская революция в Петрограде. Забастовки в феврале. Подчеркивается роль большевиков: «Ждать и молчать больше нельзя. Настало время открытой борьбы. Завтра мы выступаем. Надо захватить склады с оружием, разоружить полицейских» - решают большевики». Переход Волынского полка «на сторону народа». Разгром тюрем. Арест царя. «Самодержавие рухнуло как гнилое дерево. Вторая революция в России победила в течение нескольких дней».
«Большевики в борьбе за социалистическую революцию». Коварное «Временное правительство капиталистов и помещиков» не выполняет требования народа. Приезд Ленина. Речь с броневичка. Агитация большевиков. Увеличение партийных рядов в десять раз за полгода. Приказ Временного правительства арестовать Ленина. Ленин в Разливе, а затем в Финляндии. Подготовка восстания. Создание отрядов Красной гвардии. Агитация в армии и на флоте. Возвращение Ленина на паровозе под видом кочегара. Заседание ЦК с решением о начале вооруженного восстания.
«Великая Октябрьская социалистическая революция». Смольный - штаб революции. Прибытие туда Ленина («Редкие прохожие не подозревали, что идущий им навстречу невысокий человек в рабочей кепке - вождь уже начавшейся Великой социалистической революции»). Захват мостов, телеграфа, телефонной станции, вокзалов, электростанций. Штурм Зимнего дворца. Выстрел «Авроры». «Восставшие с боем занимают этаж за этажом». Арест Временного правительства.
Съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Установление Советской власти по всей стране. Трудности новой власти: «Многие чиновники не хотели служить новой власти. Они либо не являлись в свои учреждения, либо так запутывали дела, что разобраться неопытному человеку было очень трудно». Национализация промышленности. «Уничтожение угнетения народов». Отстранение «церковников от всякого участия в управлении государством и воспитании детей в школах». «Победа Великого Октября - главное событие 20 века».
«Начало иностранной интервенции и гражданской войны». «Свергнутые революцией помещики и капиталисты, бывшие царские чиновники и генералы не хотели мириться с потерей своей власти и богатства. Уже в 1917 году они несколько раз пытались свергнуть Советскую власть, но этом им не удалось. Тогда с помощью иностранных капиталистов они создали свою армию (белую гвардию) и развернули вооруженную борьбу против Советской власти, против трудящихся. Это была гражданская война. Свои армии на Советскую страну двинули и иностранные капиталисты. Началось их вооруженное вторжение - интервенция».
Создание Красной Армии. «Социалистическое отечество в опасности!» «Отряды красноармейцев, получив оружие, отправлялись на фронт. Враг (немцы) был остановлен».
Советская Россия в «огненном кольце». Захват немцами Украины и Белоруссии. Высадка англичан и американцев в Архангельске и Мурманске, французов - в Одессе и Севастополе (они там только в 1919 году после ухода немцев появились), японцев и американцев - на Дальнем Востоке, захват интервентами и белогвардейцами Крыма, Кавказа, Средней Азии, Сибири.
Переезд правительства в Москву. Работа Ленина «почти без отдыха». Соратники (упомянуты Дзержинский, Киров, Куйбышев, Сталин, Орджоникидзе). Покушение на Ленина 30 августа 1918 года. «Чудовищное преступление вызвало бурю гнева по всей стране… Бойцы Красной Армии рвались в бой, чтобы отомстить врагам за раны Ленина».
«В грозном девятнадцатом». Голод, холод, разруха. «Рабочие получали в день 50-100 граммов хлеба» (мля, в блокадном Ленинграде минимум был 125 для иждивенцев). Нехватка всего. Участие в Красной Армии бойцов многих национальностей. Народные полководцы (упомянуты Фрунзе, Буденный, Ворошилов, Блюхер, Тухачевский, а также погибшие - Чапаев, Щорс, Лазо).
«Все на борьбу с Колчаком!» «Закрыто. Все ушли на фронт». Командующий Восточным фронтом Фрунзе (офигительная история: «Однажды, бомба, сброшенная с самолета, взорвалась прямо под ногами его коня. Конь был разорван на куски, а всадник отброшен далеко в сторону. Но Фрунзе тут же поднялся и продолжал руководить боем»). Чапаев и его гибель (все по фильму: «Раненый, он переплывал реку Урал, и его настигла белогвардейская пуля»). Партизаны в тылу Колчака. «Колчак был захвачен и приговорен к расстрелу. Сибирь стала советской».
«Все на борьбу с Деникиным!» Помощь Деникину интервентов. Захват Деникиным территории «от Волги до Днепра». Наступление Юденича на Петроград и Деникина на Москву. Партизаны в тылу Деникина (матрос Железняк). Перелом в борьбе. Латышские стрелки, особо отличившиеся в боях с Деникиным. Конница Буденного и Ворошилова. «Украина, Донбасс, Северный Кавказ снова стали советскими».
«Этих дней не смолкнет слава!» Участие иностранных «рабочих и крестьян» в войне на стороне Красной Армии (рассказывается про Дундича). Поддержка иностранных рабочих («Руки прочь от Советской России!» Отказы иностранных солдат воевать против Советской России. «Как только международная буржуазия замахивается на нас, ее руку схватывают ее собственные рабочие». Создание коммунистических партий в иностранных государствах.
Разгром Врангеля в Крыму. Штурм Перекопа, переход через Сиваш. Бегство белогвардейцев из Севастополя.
Завершение войны против белогвардейцев и японских захватчиков на Дальнем Востоке в 1922 году.
«Рабочие и крестьяне нашей страны победили в гражданской войне потому, что они сражались за правое дело, за свою свободу и власть. Руководителем в этой борьбе была Коммунистическая партия во главе с Лениным».
«Коммунистические субботники». Первый субботник 12 апреля 1919 года на станции Москва-Сортировочная. «Прибыли два эшелона с красноармейцами, но отправить их на фронт не удалось: не было ни одного исправного паровоза. Коммунисты депо решили не уходить домой, пока не отремонтируют паровозы...»
Первый Всероссийский коммунистический субботник 1 мая 1920 года. Ильич с бревном присутствует.
«Коммунистические субботники могли возникнуть только в Советской стране, где люди трудятся не на хозяина-капиталиста, а для всего народа, на самих себя. Субботники стали для нас обычным делом. Они называются коммунистическими, потому что люди работают сознательно, добровольно и бесплатно для общего блага».
«Образование СССР». «Великая Октябрьская социалистическая революция освободила угнетенные народы России и дала всем народам равные права». Участие в борьбе против врагов Советской власти всех народов. Образование нескольких советских республик. Необходимость объединения их в единое государство. «Объединение нужно было провести так, чтобы все советские республики, и малые, и большие, оставаясь равноправными, стали единым, сильным государством. Такой план объединения предложил В.И. Ленин». Образование СССР 30 декабря 1922 года. Указано, что изначально в СССР вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Приведены все 15 республик по состоянию на 1986 год.
Большое различие между республиками в 1922 году и уменьшение различий со временем. Укрепление экономических связей между республиками. «Все народы нашей многонациональной Родины - это единая дружная семья. А в дружной семье все помогают друг другу. 15 союзных республик входят теперь в СССР. Они различны по территории и количеству населения. Самая большая - Российская республика - имеет такие же права, как, например, Эстонская республика… Все народы СССР сами управляют государством. В Советской стране нет господствующих и угнетенных народов».
Выводы.
В современном учебнике информация о революции и гражданской войне минимальна. Персонально не названы ни один из участников. Не раскрыты цели противоборствующих сторон. Рассказывается о репрессиях со стороны победивших, но признается, что у них была своя «справедливость».
Советский учебник продолжает излагать житие деятельность В.И. Ленина и его апостолов соратников со всеми каноническими эпизодами с целью воспитания строителей коммунизма, хотя школьники в то время уже во всю рассказывали анекдоты про героев революционной истории.