Описание начинается с темы «Москва - преемница Владимира». Рассказывается о «трех бедах», которые постигли Русь: княжеские междоусобицы, монгольское нашествие и наступление шведов и немцев на северо-западе. Подробно про походы Батыя не рассказывается, не названо ни его имя, ни годы походов. Но монгольское нашествие названо причиной «ослабления Руси и позднейшего разделения древнерусской народности на три ветви».
В качестве человека, выбравшего правильную стратегию в данной ситуации, назван Александр Невский (отдельно упомянуто, что он потомок Владимира Мономаха): «На западе - сражаться! С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык - разрешение на великое княжение во Владимире - и копить силы для борьбы за свободу».
Далее рассказывается о потомках Александра Невского, которые последовательно объединяли страну: Даниил Александрович (которому как самому младшему сыну достался самый маленький удел Владимиро-Суздальского княжества - Москва), Юрий Данилович, Иван Данилович (который Калита), Дмитрий Донской.
Отмечается перенос в 1326 году резиденции митрополита из Владимира в Москву и включение Дмитрием Донским Владимирского княжества в свою отчину, чем закреплялась «руководящая роль Московского княжества».
В приложении рассказывается о деятельности Сергия Радонежского, благословении им Дмитрия Донского «не на кровь, а на единение разрозненных сил», направлении вместе сс Дмитрием монахов-воинов - Александра Пересвета и Андрея Осляби. Также в приложении приведена Троица Андрея Рублева, написанная по благословению Сергия Радонежского: «Этот образ небесного единения - напоминание людям о единении между собой».
Завершается тема Куликовской битвой. Авторы делают упор на совместной борьбе представителей разных городов: «сражались вместе, плечом к плечу, москвичи, ростовцы, владимирцы, суздальцы, муромцы, псковичи». Отдельно упомянут погибший Андрей Серкизович, сын ордынского царевича Серкиза, служившего московскому князю.
Далее идет тема «Начало Московского царства», но половина ее посвящена периоду до 1547 года.
Говорится о преодолении раздробленности на Руси и распаде Орды на отдельные ханства. Приводится офигительная версия появления казаков: «Ханы жестоко воевали друг с другом. От этой борьбы русский народ бежал в необжитые районы (поближе к жестоко воевавшим ханам) - в степь, на речные острова Дона, на волжские горы Жигули. Эти вольные люди назывались казаками. Они впоследствии верно служили Отечеству, охраняя его границы».
Рассказывается о привлечении на службу московскому князю выходцев из Орды и из Литвы. В частности, упомянут царевич Касим и его Касимовское царство.
Относительно подробно говориться о деятельности Ивана III: прекращение ордынского владычества над Русью (слов «стояние на Угре» и 1480 года в учебнике нет); продолжение собирания Руси; союз Крымским ханством; строительство итальянскими архитекторами стен Московского кремля и Успенского собора; свадьба с Софьей Палеолог, подтверждение «духовного и династического родства Московского княжества с Византийской империей».
Ну и вывод: «Свободная страна имела право на то, чтобы называться царством, и ждала перемен».
Советский учебник
Здесь больший упор в описании этого периода сделан на борьбу с внешними врагами, чем на собирании русских земель.
Параграф «Борьба с монголо-татарским нашествием» начинается с констатации факта распада «Могущественного Киевского государства» на отдельные княжества (упомянуты Владимирское, Рязанское, Черниговское). В качестве причины распада указана соперничество городов между собой, и только на втором месте вражда князей.
Рассказывается о «монголо-татарах», их происхождении, образе жизни, способах ведения войны, захвате ими государств Средней Азии и Закавказья («Народы Средней Азии и Закавказья храбро сопротивлялись, но разобщенные и преданные своими правителями были разгромлены»). Имя Чингисхана не упоминается.
Описывается поход монголов на Русь: вторжение Батыя в 1237 году, отказ других князей помочь рязанцам, осада и взятие Рязани, из других взятых городов упоминается Козельск и Киев (в 1240 году). Дальше монголы двинулись «в другие страны Европы», но не смогли их покорить, потому что «их силы были подорваны долгой кровопролитной борьбой на Руси». «Героическая борьба народов Руси спасла Европу от страшного разорения».
Сообщается об образовании Золотой Орды, установлении «моноголо-татарского ига» и выплате Русью дани монголам (упоминается термин «баскак»).
Следующий параграф «Разгром немецких рыцарей» начинается с описания Новгорода, упоминаются его большие владения («до Белого моря и Уральских гор»), управление с помощью вече, на котором, однако, «ведали всеми делами богачи: бояре и купцы».
Дальше вкратце описывается сюжет фильма «Александр Невский»: упоминается о Невской битве со шведами, призвание вечем князя Александра для борьбы с немцами, собственно Ледовое побоище с традиционной рыцарской «свиньей» и проваливающимися под лед тяжелыми рыцарями. Все это дополняется отрывками из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище».
Затем идет параграф «Куликовская битва». В первом абзаце констатируется подчинение многих русских княжеств Москве при князе Дмитрии. Боясь усиления Москвы «ордынский предводитель Мамай двинул на Русь свои несметные полчища». Про войско Дмитрия, кроме того, что к нему присоединились другие русские князья со своими дружинами, сообщается об участии в нем «крестьян и ремесленников», «отрядов из украинских и белорусских земель».
Описание Куликовской битвы классическое: князь Дмитрий в первом ряду, поединок Пересвета с Челубеем (о монашестве Пересвета не сказано), смятие монголами центра и левого фланга русских, удар засадного полка, бегство Мамая.
В конце описывается триумфальное возвращение князя Дмитрия в Москву, но сообщается, что: «Через два года после Куликовской битвы новый хан внезапно подошел к Москве, обманом захватил ее, разорил и сжег весь город». Делается вывод: «Но не напрасно была пролита кровь на Куликовом поле. Народ понял, что ненавистное иго можно сбросить».
В следующем параграфе «Москва - столица Российского государства» сообщается об образовании в правление Ивана III единого Русского государства: «власть Москвы признали Тверь, Ярославль, Новгород и другие земли». Упоминается о многонациональности Русского государства: «в нем кроме русских жили мордва, удмурты, коми, карелы». Сообщается, что Иван III принял титул «государя всея Руси».
В отличии от современного учебника описывается «стояние на Угре» в 1480 году, которое названо концом монголо-татарского ига.
Рассказывается о строительстве Московского кремля, создании Красной площади. Описывается повседневная жизнь Москвы: торговля, кулачные бои, приезд иностранных послов, объявление княжеских указов.
Вывод
В целом этот период примерно одинаково описан в двух учебниках. В современном учебнике больше внимания уделено деятельности князей, роли церкви в истории государства. В советском учебнике описаны подробности сражений (как их представляют авторы) и повседневной жизни Москвы.