Итак, в третьей части мы оставили нашего героя - «Баллина»-«Ганзу» - притопленным на мелководье близ немецкого порта Варнемюнде (Росток). В заключительной части речь пойдёт о его советской биографии, под именем «Советский Союз» и конце пути, под именем «Тобольск».
* * *
В соответствии с решениями Потсдамской конференции руководителей трех союзных держав (СССР, США и Великобритании) военно-морской и торговый флоты Германии были разделены между странами-победителями в счет репараций. После раздела немецкого флота тройственной комиссией, однотипные турбоходы Hansa и Hamburg отошли к СССР. Другие лайнеры этой серии - Deutschland и New York - достались англичанам. Англичане подняли их, отбуксировали в Англию, но сочли восстановление нецелесообразным и разделали на металлолом.
В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую «Ганзу», после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на верфи Warnow Werft произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи John Cockerill, с 11.08.1950 г. по 08.06.1951 г. Реконструкция машинного отделения, надстройки и восстановление помещений на Warnow Werft в Варнемюнде продолжались еще четыре года.
1955. Восстановленный «Советский Союз» выходит из порта Варнемюнде (ГДР).
Поскольку судно сразу предназначали для работы на каботажной линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский с традиционно большим пассажиропотоком, проект восстановления предусматривал почти такую же пассажировместимость, которая изначально была при постройке. При этом были сохранены 4 грузовых трюма и багажные отделения, а верхняя палуба стала непрерывной. Тоннаж судна вырос до 23.009 тонн.
На судне оборудовали 10 кают «Люкс» и 2 каюты «Спецлюкс» всего на 20 пассажиров, 90 кают 1-го класса (150 пассажиров), 85 кают 2-го класса (404 пассажира) и 85 кают 3-го класса (602 пассажира). Кроме того, судно могло принять 2.280 тонн генерального груза. Из четырёх мачт на лайнере было оставлено лишь две: по одной спереди и сзади надстройки.
В ходе реконструкции две дымовые трубы были заменены на одну модной тогда «куполообразной» формы. Похожая конфигурация трубы была применена и на английских лайнерах типа "Saxonia" (впоследствии «Леонид Собинов»), строившихся в тоже время. Во время ремонта в связи с отсутствием высококвалифицированных специалистов не удалось полностью восстановить турбины и отцентровать главные редукторы. По этой причине мощность главной машины рекомендовали снизить до 14.000 л. с., что обеспечивало скорость 16,5 узла.
Район верфи Warnow Werft близ Ростока, где лайнер проходил восстановление.
Снимок 2006 г.
Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР - сомнений в том, как назвать новое судно не было: «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 году. В общей сумме восстановление длилось пять лет. Однако, незадолго перед запланированным сроком ввода в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, сильно повредивший помещения лайнера (1954 г.). Последовало повторное восстановление, а в сентябре 1955 года судно передали заказчику.
1955.
Выход «Советского Союза» после сдачи Министерству морского флота СССР из порта Варнемюнде на контрольное докование в Севастополь.
...и цветной снимок, того же периода. На корме уже обозначен будущий порт приписки - Владивосток, но лайнер пока находится на Балтике.
* * *
Систершип «Ганзы» Hamburg был поднят в 1950 году, проходил восстановительный ремонт в Варнемюнде и Антверпене. Первоначально планировалось тоже использовать его в качестве пассажирского судна на Дальнем Востоке. Судно получило название «Юрий Долгорукий», а в Германию была уже направлена приёмочная команда из Владивостока. Но в 1957 году на уровне правительства СССР было принято решение переоборудовать судно
в китобойную базу с базированием в Калининграде. Начиная с 1960 года плавбаза «Юрий Долгорукий» активно использовалась на промысле китов во многих районах Мирового океана: в основном близ берегов Антарктики, в южной части Индийского океана у острова Кергелен и в южной Атлантике. В связи с международной конвенцией, резко ограничившей промысел китов, плавбаза «Юрий Долгорукий» в 1977 году была выведена из эксплуатации и разделана на металлолом.
Бывший Hamburg, а затем китобойная плавбаза «Юрий Долгорукий».
* * *
В 1955 году дальневосточным отделением «Совторгфлота» «Советский Союз» был принят в эксплуатацию. Но прежде чем направиться на Дальний Восток, предстояло выполнить контрольное докование. В то время в СССР было единственное место, где могли продоковать такое крупное судно - сухой док Севморзавода в Севастополе.
13 октября 1955 года турбоход «Советский Союз» под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на «Советском Союзе» побывали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, министр обороны Георгий Жуков и член Политбюро Леонид Брежнев в компании с вождём венгерских коммунистов Матьяшем Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания (1956).
В ноябре 1956 года капитаном-наставником на «Советский Союз» назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, а в марте 1957 года «Советский Союз» под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и 29 мая 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и начал свой первый рейс на экспрессной линии Владивосток - Петропавловск-Камчатский. Организационно он вошёл в состав дальневосточного отделения «Совторгфлота» с портом приписки Владивосток, а позднее, после реорганизации - Дальневосточного морского пароходства (ДВМП).. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для «Советского Союза» определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.
После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на «Советском Союзе» до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном «Советского Союза» был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин.
Капитан «Советского Союза» в 1965-1977 гг.
Герой Социалистического Труда Гришин Б.А.
«Советский Союз» был поставлен на экспрессную каботажную линию: Владивосток - Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.
1959. «Советский Союз» в порту Петропавловск-Камчатский. Архив Periskop-а.
С 11 января по 29 марта 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого в числе прочих работ были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.
Фрагменты из Справочника Пассажира за 1962 г. (предоставил
dennism)
1. Схема Дальневосточного бассейна Министерства морского флота СССР с обозначением пути следования из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Синим цветом я дорисовал зимнюю трассу турбохода, через Сангарский пролив. В сезон примерно с января по апрель лайнеры Камчатской линии шли именно этим путём.
2. Тарифы на перевозку пассажиров, разными классами кают (люкс не приведён).
3. Расписание движения лайнеров.
К слову сказать, в мою бытность (1976-1980 гг.) прибытие лайнеров в порт Петропавловск часто происходило не утром в 8.00, как в этом расписании, а в районе 10 - 12 часов дня. А, скажем, на «Марии Ульяновой» в 1987 г. я прибыл в порт напротив, раньше - в 6.30 утра. То есть время прибытия - величина растяжимая, нужно было звонить на Морвокзал в вечер дня перед прибытием и они говорили точнее.
1970-е, Владивосток, бухта Золотой Рог. «Советский Союз» проходит вдоль полуострова Эгершельд
т.х. Советский союз" примерно 75-77 годы, точно не помню. был рейс на Петропавловск из Владивостока ,я на фото тот счастливый пацан которому довелось порулить этим судном, в том рейсе был внуком судового врача, потому меня везде пускали, и всё показывали. Прекрасное время :)
Короткое видео "Союза", 1957 г. (в титрах ошибочно указан 1956-й):
Click to view
Окончание карьеры.
Турбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.
Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск»; понятно, что с именем «Советский Союз» он просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту (есть сведения, что в этот период он был учебным центром для курсантов училища им.Невельского).
5 марта 1982 года «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.
Несколько слов о статье, посвященной «Баллину», в английской Википедии.
К сожалению, статья о лайнере грешит там множеством ошибок. Вот, навскидку, если рассмотреть представленные данные о его карьере:
1) Первый рейс - не 5, а 4 июля 1923 г. 5 июля лайнер вышел в Атлантику уже из британского Саутгемптона;
2) Переименование в «Ганзу» последовало не 31, а 1 октября 1935;
3) Имя «Советский Союз» турбоход носил в 1953-1980 гг.;
4) Последнее имя лайнера после вывода из эксплуатации и перед разделкой было не Soyuz, а «Тобольск»;
5) Корабль был отправлен на разделку не в 1981-м, а в марте 1982 года.
То есть, в данном случае, Википедия как источник - слаба. И если кто-то будет делать русскоязычную статью, учтите, пожалуйста, эти ошибки.
Ещё добавление о мифологии, плотно окутывавшей лайнер всё время его советской биографии, после 1957 г.; несколько любопытных образцов и обьяснений их.
Из статьи А.Борисенко
Легенды и правда «Советского Союза»Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии - «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».
По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев».
Мифология рояля музыкального салона.
1. [
отсюда]
Но, пожалуй, самый древний рояль во Владивостоке стоит на сцене Пушкинского театра. Это инструмент знаменитой немецкой фирмы Blutner. По некоторым данным, ему более ста лет. Во время Второй мировой войны этот шикарный инструмент "под светлый орех" украшал музыкальный салон турбохода "Адольф Гитлер", входившего в состав пассажирского флота гитлеровской Германии. Поговаривают, что за этим роялем якобы сидел сам фюрер! Не зря, значит, местные музыканты называют его "Гитлер капут!" После войны судно по контрибуции досталось СССР, где было переименовано в "Советский Союз" и долгое время бороздило дальневосточные воды новой родины, так как не имело права пересекать границу. Когда судно списали на лом, "гитлеровский" рояль долгое время стоял на причале под брезентом, пока его не пристроили в Дом отдыха моряков. В 1999 году его подремонтировали, попутно покрасив автомобильным лаком. А в 2000 году инструмент купил Пушкинский театр за 12 тысяч рублей. По меткому замечанию Виктора Баранова, директора творческой студии "Камертон", базирующейся в здании Пушкинского театра, "ни один уважающий себя музыкант за него не сядет".
2. [
отсюда]
Второй рояль, установленный на главной сцене Пушкинского театра, не связан с событиями Русско-японской войны 1904-1905 годов. Да и возраст его не позволяет даже намекать на какую-либо связь с историей начала ХХ века: рояль изготовлен в Германии в 1934 году на фирме «Блютнер». И тем не менее этот музыкальный инструмент напрямую связан с событиями другой войны - Второй мировой, которая закончилась, как известно, атомной трагедией Хиросимы и Нагасаки и поражением Японии.
В свое время рояль стоял в фешенебельном салоне «Великой Германии» - крупнейшего пассажирского парохода гитлеровского рейха. По слухам, на этом пароходе часто бывал Адольф Гитлер и - то ли сам играл (во что с трудом верится), то ли наслаждался игрой лучших пианистов Германии на этом рояле. В 1943 году пароход «Великая Германия» был торпедирован и потоплен, а вскоре после войны поднят и передан в качестве трофея Советскому Союзу. [...]
В 80-х годах ХХ века, когда из-за резкого падения рентабельности морских пассажирских перевозок перед руководством Дальневосточного пароходства во весь рост поднялась необходимость решительного сокращения плановых убытков предприятия, судьба теплохода «Советский Союз» была решена. Сыграл в этом свою роль и возрастной фактор. Белоснежный океанский лайнер был переименован в «Тобольск» и продан на металлолом в Японию. А любимый Гитлером рояль оказался в пригороде Владивостока, на задворках Дома отдыха моряков. Там инструмент и был обнаружен первым директором Пушкинского театра Б.Г. Косяковым. Он-то и предложил нам в 1999 году приобрести эти «музыкальные дрова».
Приобрели. Отреставрировали. Восстановили. Настроили. И вот, когда на своем первом концерте в Пушкинском театре зазвучал этот музыкальный инструмент, я вспомнил…
В начале шестидесятых годов ХХ века, когда по воле Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева тысячам первокурсников пришлось делить свой день между работой на предприятиях и вечерней учебой в институтских аудиториях, я работал судосборщиком (по профилю избранного факультета) на Дальзаводе. И вот как-то поставили в док на ремонт белокорпусный «Советский Союз». Бригадир прихватил меня, и мы взошли на борт красавца теплохода для выполнения каких-то корпусных работ в одном из залов-салонов этого лайнера. Войдя в помещение, я обомлел, увидев роскошь и объемность громадного пространства холла: высокие и широкие трапы, укрытые не менее широкими ковровыми дорожками, изящные столики и стулья, великолепные картины на переборках и где-то в далекой дали этой роскоши на небольшом возвышении стоял элегантный темно-вишневый рояль.
Тот самый рояль, который через сорок лет будет найден на пригородных задворках Дома отдыха моряков и, изумительно отреставрированный, украсит сцену Пушкинского театра ДВГТУ…
Наш университет часто посещают иностранные гости. Бывают они не только в учебных аудиториях, но и на концертах в Пушкинском театре. Узнав историю вишневого рояля, многие из них предлагают за этот инструмент немалые деньги, желая приобрести уникальную реликвию в собственность.
Сейчас рояль уже не удовлетворяет современным требованиям. Ко мне обращаются устроители концертов с просьбой раздобыть новый рояль. Но, во-первых, для этого надо где-то раздобыть средства, а во-вторых, мне почему-то жалко расставаться с легендой. Поэтому и сегодня рояль настраивают лучшие специалисты, и он продолжает звучать свежо и чисто, аккомпанируя даже звездам из Большого театра России.
Однажды во время выступления в Пушкинском театре Народной артистки СССР Героя Социалистического труда Елены Образцовой, я вышел на авансцену с большим букетом цветов. После слов благодарности за ее редкостный талант, я коротко рассказал о рояле, под аккомпанемент которого она пела. Услышав про Гитлера, певица распахнула еще шире свои и без того огромные глаза и произнесла: «О, боже, со мной еще такого никогда не было!». Зал буквально взорвался аплодисментами.
Как видите, лайнера нет уже как 27 лет, а мифология, связанная с ним - она множится и воспроизводится :)
Поэзия.
Олег Кабалик, 1995
Я - «Советский Союз»
Я - «Советский Союз». Ухожу в переплавку.
Я своё отходил, отпустите грехи.
Я - «Советский Союз». Отправляюсь на плаху.
По последнему разу погудим, моряки.
Cкажем тост, помолчим над прожитыми жизнями
Нам самим-то себе - ни простить, ни солгать...
Крысы в трюмах моих, если б не были крысами,
Много кое-чего бы могли рассказать.
Но они побегут - крыса дохнуть не вправе,
Чтоб, добравшись в красивый, фешенебельный порт,
Окопавшись в какой-нибудь сточной канаве,
Крыситься, что паршивый я был пароход:
Весь в заплатах и дырах, гнилой и громоздкий
Загрязнял океаны, проливы, моря...
Эй, вулкан Алаид! Одолжи папироску!
Мы-то знаем с тобой, что дымили не зря.
А ещё вам, ребята, скажу на прощанье,
Отправляясь под старость на металлолом,
Что пятнадцать посудин, из меня понапаянных,
Перетопит любой разыгравшийся шторм.
Я «Советский Союз», отправляюсь в последний...
Вспоминайте, ребята, старика иногда.
Я вернусь даже если и через столетия, -
Я вернусь! Но теперь уже - навсегда!
Марка с «Советским Союзом».
* * *
В этой части цикла использованы тексты и факты из
топика о «Советском Союзе» на форуме Infoflot.ru, статьи Яна Пичиневского и Алексея Сёмина «Пассажирский лайнер «Советский Союз»,
реестровой страницы FESCO (ДВМП), статьи Анатолия Борисенко
«Легенды и правда «Советского Союза» в газете «Владивосток» от 21.12.2007 г., Справочника Пассажира 1962 года, сайта thbai.de (Германия), а также фотографии из частных коллекций, в том числе из моей.
Ещё
интересный пост с оригинальными картинками от
krasny_harry.
Выражаю огромную благодарность всем, кто помог мне сканами, ссылками, фотографиями из семейных архивов, дополнительными сведениями. Спасибо вам, друзья!
1970-е, Петропавловск-Камчатский, Авачинская бухта.
«Советский Союз» проходит траверз Красной Сопки и приближается к морскому порту; его уже сопровождают два буксира.
* * *
...Я открываю окно, и в комнату врывается свежий морской воздух с Авачинской бухты. Беру висящий неподалёку бинокль и смотрю по направлению к выходу в океан. Там, далеко, у Ворот, видна белая точка на ярко-синем фоне. Она постепенно приближается - и вот уже видны очертания вытянутого белоснежного лайнера с большой красной полосой на трубе, изящно взрезающего волны.
Это он, красавец «Советский Союз»! Не узнать его невозможно.
Но не к причалам Морвокзала он стремится.
И торопиться ему уже некуда: можно держать 16 узлов крейсерского хода, не напрягая машины.
Потому что идёт он - в Вечность, разрезая форштевнем Волны памяти нашей...
© Сергей Сигачёв aka Periskop
Четыре жизни "Советского Союза":
1.
Знакомство, 2.
На лайнере, 3.
Немецкая биография (1923-1947), 4.
Советская биография (1947-1982)