Рельсовый мир Поднебесной. III - посадка на поезд. Виды поездов

Jun 08, 2013 15:41

От вокзалов переходим теперь к поездам. Точней, к технологии посадки на поезд в Китае - она существенно отличается от привычного нам простого алгоритма. Рассмотрим её поэтапно, в режиме "как это устроено"; посмотрим, как расшифровать билет на поезд; а также классифицируем поезда - у них они делятся немного по-другому, и этих классов побольше.



Начну рассказ чуть издалека. Первый этап поездки - это, понятно, приобретение билета.
Поскольку население здесь, богатое и небогатое, передвигается по стране чрезвычайно активно, то и очереди за билетами бывают. Порой немаленькие. Предварительная продажа на поезда, в отличие от наших 45 суток, совсем недавно ещё ограничивалась 10 днями. И только недавно этот срок (на дальние поезда) увеличили вдвое, до 20 дней. Разбирают билеты активно, так что зевать и откладывать до последнего не стоит.

2. Так что, если маршрут ваш сложный и дробный, заранее зарезервировать все билеты не выйдет, и придётся иметь дело с кассами.


3. На средних и крупных вокзалах часто ставят табло с наличием билетов на текущие и завтрашние рейсы поездов до разных станций, с указанием типа мест. Из этой информации можно почерпнуть немало. Но, внимание! Латинские названия (точней, на пиньине) могут быть на крупных столичных вокзалах или на юге Китая, где находятся специальные экономические зоны. В 80% случаев этого не будет - поэтому крайне полезно иметь распечатку с иероглифами нужного вам пункта назначения.
Вот тут, скажем, самая нижняя строчка - поезд из Пекина в Далянь. Далее - время прибытия в пункт назначения, и цена в юанях (сидячка, плацкарт, купе). Вверху - классы мест скоростных поездов, они записываются цифровыми иероглифами (1 и 2 класс).


Далее, если вы не хотите превращать покупку билетов в стрессовый загадочный квест, стоит к этому заранее приготовиться. Дело в том, что китайцы на 98% никакого самого элементарного инглиш-болтанья не розумиют - все эти "ту тикет фром Истанбул ту Эдирне, плиз" совершенно бесполезны. Даже в Турции такое может прокатить, не говоря уже о всяко-разной Европе, а в Китае скорей всего, нет. И поэтому, если вы полезете в простые китайские кассы без ничего, а только с английским языковым багажом - ничего у вас не выйдет. Это всё равно, что у нас на Витебском вокзале вместо "Дайте два плацкарта до Риги на завтра" подойти и сказать кассиру "Эне, бене, раба, квинтер, финтер, жаба". Эффект будет ровно тот же.

4. А что же делать? Как быть без знания китайского? Я перед поездкой читал опыт других путешественников на форуме Винского и на "Восточном полушарии" и после этого сделал себе вот такие импровизированные карточки, нарезанные с листа бумаги. Вверху - название города для себя, ниже - крупно его иероглифы, ещё ниже - на пиньине. Затем, на них надо оставить пустое место. Смотрите на карточку Пекина, это я реально по ней брал билет.

Значицца так, надо уехать прямщас. Подошли к табло, увидели свободные места, с упреждением в полчаса в карточку города вписали подходящий поезд, время отправления, и число. Чтоб на завтра не продали. Далее, надо указать класс - плацкарт, купе, сидячка, без места. Иностранцу по умолчанию выпишут купе - поэтому, если нужен класс ниже, то зарисуйте в эту бумажку иероглиф категории места.


В Пекине, Шанхае, Тяньцзине и наиболее крупных миллионниках можно купить билет и через кассу для иностранцев. Такие бывают - обычно она одна на 30-40 касс, и тогда хорошо. Там сидит англоязычный кассир и можно затариться билетами без лишних квестов. Но если вы уедете за пределы таких зон, то нужно быть готовым заранее (см. выше).

И ещё один совет. Если есть заготовленные карточки с именами нужных городов, то гораздо проще купить билет не на заполненном вокзале, где паксы штурмуют кассы, а внутри города. Много мест, где есть тихие коммерческие кассы, в которые 1-2 человека народу, или вообще никого, с комиссией в 5 юаней (25 руб.). Если эти деньги не жалко, то таким макаром купите билеты комфортно.

5. Купили билет? Вот так он выглядит:


Билет на дальний или скоростной поезд продаётся только по паспорту, он именной. Серия-номер паспорта впечатывается в билет, как и фамилия.
Иногда печатается дубль фамилии латиницей ниже, но часто и не печатается. Ещё у них есть жёлтые билеты старого образца, но как я понял, их сейчас выдают только льготникам и всяким спецкатегориям (военные и т.п.). А вам уже достанется голубой, как на кадре 5.

6. Вот расшифровка билетных реквизитов (отсюда)


7. Конечно, там есть и билетные автоматы. Их, прямо скажем, могут стоят целые ряды. И там иногда даже бывает кнопка "English"! (но не всегда)


8. Однако для нас они бесполезны - продажа возможна только по ID-карте китайского гражданина и по китайской платёжной системе UnionPay, которая замкнута на Китай. Никакой Визы и Мастеркард, никаких иностранцев. Китай - он для китайцев. Так что топай в кассу, дорогой лаовай.


Виды (классы) поездов

В Китае классификация поездов иная, чем у нас - они строго делятся на классы в зависимости от реальной скорости движения. Перед номером поезда стоит префикс, который показывает скорость поезда. Как правило, чем выше скорость поезда - тем лучше обслуживание и уровень комфорта в нем.

Таблица видов поездов (инфа взята отсюда, но отредактирована по состоянию на 2013 г.):

Высокоскоростные поезда:
G (高铁 - Gaotie) - cамый быстрый поезд в китае (290-310 км/час).
C (城 - Cheng) - второе поколение поездов типа CHR (China High-speed Rail). Средняя скорость 280 км/час. Такой сейчас стоит на линии Пекин - Тяньцзинь.
D (动 - Dong) - скоростной поезд, первое поколение CHR. Средняя скорость 150 км/час, максимальная 252 км/час. Такие поезда часто называют электричками - они ходят между главными городами Китая с высокой частотой.

Дальние "обычные" поезда:
Z (直 - Zhi) - скоростной безостановочный поезд. Максимальная скорость - 162 км/час.
T (特 - Te) - поезд-экспресс с максимальной скоростью 140 км/час. Делает небольшое количество остановок, главным образом, в крупных городах.
K (快 - Kuai) - скорый поезд с максимальной скоростью 122 км/час. Делает больше остановок.
N (内 - Nei) - такой же поезд, как и K, но работает в пределах одного региона. Количество остановок - еще больше, поэтому средняя скорость ниже.
L (临 - Lin) - временные поезда, которые работают только в пиковые сезоны, например, во время Китайского Нового Года.

Номерные поезда 1ххх - скорые поезда дальнего следования с многочисленными остановками. Пересекают несколько провинций.
Номерные поезда 2ххх - скорые поезда с многочисленными остановками. Работают между двумя провинциями.
Номерные поезда 4ххх и 5ххх - скорые поезда с многочисленными остановками. Работают в пределах одной провинции.
Номерные поезда 6ххх, 7ххх, 8ххх и 9ххх - поезда местного сообщения с остановками на каждой станции.

Если у поезда нечетный номер, то это значит, что он движется в направлении от столицы (Пекина), а четный - к столице.

* * *
Я проехал на классах поездов G, C, Z, T, K и номерном 6xxx. D и N пробовать не стал, они похожи на C и K соответственно, однако на будущее себе отметил, что серия N - недорогая и удобная сидячая альтернатива для перемещения внутри провинций и внимательного обозрения местности и станций. Правда, они могут быть заполнены.

И ещё, очень важная деталь. Обычно сейчас пресса нам издали рисует железные дороги Китая как исключительно высокоскоростные экспрессы. Это в реальности не так! 80% сообщений - это простые, обычные поезда. Много дальних, ночных, идущих по стране через провинции 1 - 1,5 - 2 суток. 20% скоростных, однако же, это тоже очень много - причем, они идут по выделенным линиям, не пересекающимся с обычными. То есть, в КНР сейчас фактически строится ещё одна, новая и выделенная, система железных дорог.

Далее я буду рассказывать не про высокоскоростные, а про обычные дальние поезда, про посадку именно на них.
Про ВСМ-магистрали Китая будут три отдельных поста, дальше, там всё про них и рассмотрим.

Итак, купили билет, садимся на поезд.
Первое, главное, правило - приезжать на вокзал загодя. Хотя бы с упреждением в 15-20 минут до отправления.
Почему? Потому что придётся пройти квест в несколько уровней проверки и прохода через отдельный терминал на посадку в конкретный поезд.

9. Сначала заходим в вокзал (здесь - Пекин-Западный). Если вокзал большой, то пунктов проверки на входе в нём несколько. На входе могут проверять не только билет, но и паспорт и его соответствие билету. Как повезёт.


10. Иногда вокзалы имеют несколько секторов-входов (1, 2, 3), и в каждом - своя группа терминалов на посадку на конкретные поезда (здесь - Харбин-Главный, сектор №2). Делается это, чтобы разделять потоки людей на части.


11. Для примера - с сектора №2 харбинского вокзала всегда производится посадка только на эти, указанные в таблице, поезда. Если наш поезд в этом списке (Т262), то мы зашли в правильный вход.


12. Бывает и так, что вход в вокзал единый, но внутри него продольно расположены залы ожидания со своими номерами, откуда идёт посадка на поезда (Шанхай-Центральный). Тогда нужно смотреть номер зала ожидания напротив номера своего поезда (например, наш Т52 - посадка в зале ожидания №6).


13. Первая проверка - на входе (вид сверху, Шанхай-Центральный).


14. Поскольку в Китае стремительно развивается сеть высокоскоростных линий, то надо внимательно смотреть, с какого вокзала отправление. Дальние обычные поезда отправляются с центральных вокзалов, внутри города (на фото - Шанхай-Центральный).


15. А высокоскоростные, особенно транзитные, могут проходить через новые окраинные вокзалы (тут - Тяньцзинь-Южный). Такие вокзалы могут стоять буквально в чистом поле. Надо заранее узнавать, откуда уходит поезд и сколько добираться до окраинного вокзала, иначе можете больно проколоться.


16. Если вокзал средний или крупный, насчёт еды в дорогу или ужина можно не переживать - всё будет. Причем, что хорошо, там вокзальная наценка на еду и продукты жёстко контролируется государством и поэтому невысока. В среднем она там 10-25%, а не 50-150%, как у нас. Заведений на вокзале, внутри посадочного контура, обычно много и они разные.


17. Тем не менее, многие китайцы берут еду с собой и чифанят не то что в поезде - а уже прямо на вокзале.


18. Потом бросают остатки где придётся, и поэтому на вокзалах постоянно снуют уборщицы, выметая остатки еды-питья. В Китае недействительна поговорка "Чисто там, где не сорят, а не там, где убирают", там она действительна строго наоборот - "Чисто только там, где постоянно убирают".


19. Прошли в вокзал, теперь смотрим указатели на посадку. Она идёт с конкретного терминала, а не абы как - просто так на платформы пройти нельзя, это режимная зона.


20. Пришли в наш посадочный зал (Харбин). Толпы иногда может быть очень много, идти посадка сразу на 5-8 поездов, но не надо пугаться. Главное, не терять присутствия духа и читать информацию.


21. Ага, вот и наш поезд (Т262, Харбин). Посадка идёт с терминала №5, там уже теснится длинная очередь-змея.


22. Вот такая очередь. Но и тут не надо падать духом и непременно выстаивать её всю! Дело в том, что у вас есть законный "чит" - ведь вы не гражданин великого Центрального Государства (Чжун-го), единственно правильной цивилизации во всём мире, а забавная пугливая белая обезьянка из какого-нибудь далёкого заштатного парижа-петербурга-берлина-владика, с варварской периферии мира. И поэтому можете аккуратно протиснуться сбоку. Сердобольные китайцы вас пропустят, а служащий железнодорожник, бывает, ещё и поможет зайти в начало очереди.


23. Когда нет посадки на поезд, то терминал с выходом вниз, к поездам, закрыт на несколько замков. Обычно посадка на дальний поезд начинается за 20-25 минут, а на высокоскоростной - за 15. Так что сильно не забалуешь.


24. На посадочном терминале - вторая проверка билета, уже без паспорта. Затем можно идти по 3-слойному бутерброду вниз, в средний режимный уровень, где поезда.


25. Спускаемся вниз (Пекин-Западный). Справа - сианьский поезд, слева - тибетский.


26. Затем идём вдоль своего поезда, ищём свой вагон (синяя стрелка). Кстати, внимание! Любителям экстремальных наидешевейших вагонов по методу С. Болашенко - обратите внимание на маленькие складные стульчики, помеченные красной стрелкой. Их продают за юани малые специально для тех, у кого билеты без места в общие вагоны. В Китае продаются и такие билеты, но не обольщайтесь экономией - вполне можете простоять всю ночь, если общий вагон заполнен до вас. В таких случаях наиболее предусмотрительных сильно выручают вот эти стульчики.


27. В тибетский поезд по "ошибке" занырнуть вместо своего не получится - за этим следят специальные контролёры на платформе.


28. Ну что же, наш вагон. Пора садиться. Перед входом проводница проверит ваш билет в третий раз.


29. Наконец, мы внутри. Через 7 минут поедем.


30. Автор в даляньском поезде Z81.


31. Но и это ещё не всё! После отхода поезда проводничка пройдёт по купе или отсекам, и соберёт у всех пассажиров билеты, выдав вместо них пластиковую карточку на ваше конкретное место. Эта карточка - ваш "билет" на время поездки. В каждом поезде она своя, разная по рисунку. Если где отстанете, не дай Бог, или потеряетесь, то с ней ваши страдания и формальности будут минимальны.


Итак, ещё раз вся технология посадки на поезд, вкратце:
1) проход на вокзал (проверка 1, билет + паспорт)
2) поиск своего терминала и/или номерного зала ожидания, ожидание посадки
3) проход через терминал на посадку (проверка 2, билет)
4) спуск на платформу и посадка в вагон (проверка 3, билет)
5) после отправления - выдача временной карточки на право проезда

Теперь поняли, почему надо загодя приезжать?

Перед прибытием в пункт назначения, примерно за полчаса, проводник придёт, заберет пластиковую карту и отдаст по ней ваш законный билет.
На выходе из вокзала иногда приходится показывать билет ещё раз, когда покидаете закрытую режимную зону платформ. Но не везде.

О категориях вагонов поговорим позже, там тоже много интересных нюансов и необычного для нас.

Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу

Китай, анализ, Тяньцзинь, Рельсовая Поднебесная, Харбин, железные дороги, Шанхай, Пекин

Previous post Next post
Up