Итак,
в прошлом фрагменте я описал, как приезжал из Чердачинска на токсичную тактичную свердловскую полуокраину и там еще в центр ходил троллейбус, до краев загруженный законченным прошлым, или же трамвай,
раз у Кокошко почти в каждой прозе возникает трамвайный вагон как символ неуловимости да неприкаянности мегаполисного существования.
Вагон этот полз сверху вниз по вполне торговой улице.
Внизу я никогда не был, не доезжал, выходил у редакции, а теперь, в этот раз, все сложилось иначе.
Межгород высадил меня у станции метро Чкаловская, посреди, что ли, Новой Москвы с ее наборами карандашных человейников - между белых дворов с сетевыми магазинами; начало ноября, накрапывал дождик, мазавший резкость картинки.
Но мягко, без нажима.
А у меня две сумки на колесиках, намокшая кепка и резкое чувство провинциала, попавшего в столицу, так как одежда мокрая, усталость переезда (четыре часа писал про Малера) и ни одной живой души.
Никто не встретил, никому не нужен.
Никто не знает, где именно я нахожусь в данную минуту: меж двух миров, посредине обезличенных кварталов, которые здесь, в соседнем городе, который я все еще, по инерции, ощущаю совсем другим (жаренная картошка сонных и пустых предместий с пыльными арками окон) выросли словно бы по мановению волшебной палочки в одно мгновение.
Белые карандаши, вставшие частоколом для сопротивления дождю: где я?
Ты - вне контекста и системы, сам по себе, здесь Родос, здесь и прыгай.
Хорошо, что Лена Соловьева приехала и спасла: челябинский автобус пришел на час раньше расписанного, так иногда тоже бывает.
Час в нигде, в зоне абсолютного штиля (зашел в супермаркет, сел в якобы французской сетевой булочной, возле ватрушек с корицей, сделал первые снимки на новом месте, чтобы камера еще одного шлюза отделила меня от Челябинска), который вязким безветрием потом настигал меня в самых разных местах и частях Екатеринбурга, мастера на подобные места-связки-развязки.
Хотя в этот раз я пять дней кружил по центру, в основном, входил и выходил из пористого тела городского вот как бактерия обживает сыр, но словно бы заходя в Ебург с обратной стороны.
Соответственно, попадая на Малышева снизу, «от реки» и моста возле Вайнера, куда я бежал однажды на встречу с Надеждой Логиновой в «Эрмитаж-Урал» с выставкой позолоченных испанцев.
*
Так подробно расписать про начало так как это важнее всего, раз уж задает тренд.
Сколько раз замечал в других поездках, в иных городах и странах, что многое («почти все») определяет первый глоток воздуха при выходе из самолета, в котором, как в капле воды, уже отражаются (отображаются) контуры и очертания ближайших дней.
Да с такой явью и ясностью, что можно гадать и не прогадаешь.
Вход это и есть выход, начало тоннеля внедрения и поиска: наш трип обречен на оригинальность, раз уж в этом году Белинке для дорогих гостей поменяли гостиницу - а, значит, и район точки постоянного выхода-входа...
...это когда ты вернулся будто бы не к себе во временный номер, но в посольство родимой земли, в Чердачинск-на-небесах, сформированный за долгие годы культурной памяти.
И тогда Екатеринбург, обступающий картонные стены конкретного номера, превращенного то ли в консульство земли южноуральской, то ли и вовсе в пространственно-временной портал вненаходимости, становится условным Свердловском-во-плоти, местом непрекращающегося становления и метаморфозы.
Просто чем больше одновременных мест можно нанизывать друг на дружку как в шашлыке и преобразовывать конструкцию пути в шлюзовую систему собственной остраненности от реала, тем результату полезней.
Полней для результата: выключил в номере электричество и в темноте как на орбитальной станции оказался. Отсюда, мне сверху видно все, ты так и знай!
Ведь обычно-то дорогих гостей библиотеки Белинского селят на площади-пятачке возле Высоцкого (несколько раз обращал внимание, что хочется повернуться к нему спиной и не видеть -
Юлия Кокошко написала, правда, про другое: «В деревенский прешпект вкопан столп, царапающий небеса…»), и это совершенно иной равнодушности, равноудаленности город, но в этот раз там кучковались самбисты, а что мы против спортсменов и силы рекордов?
*
Поэтому от Чкаловской сразу же, постепенно снижая заоконную этажность, поехали
в гостиницу с оригинальным названием «Урал» в верхней части проспекта Ленина, которая находится (но я пока не знаю об этом) в Комплексе домов Госпромурала - квартале конструктивистского дома-гребенки - всего-то четыре этажа напротив «Памятника горожанам» -
трем местным художникам, стоящим в сквере проходного двора.
То есть, едешь или идёшь такой вдоль по парадной суете центрального проспекта, медленно взбираясь в гору, отдаляясь от Плотинки и главных площадок и площадей, мимо бульваров, театров и старых административных зданий (все аутентичное, целое, умное) и однажды делаешь шаг в сторону.
Почти необязательный, полуслучайный шаг к памятнику деятелям искусства, поставленному в недавние годы.
К памятнику не военноначальнику или изобретателю ракет, не военному инженеру или же танковым войскам, но художникам, интеллигенции, богеме.
Творческим личностям не на уровне мемориальной доски, но автономного архитектурно-художественного решения, вроде никак на себе не настаивающего, но просто как бы образовавшегося из осеннего тумана под разросшимися деревьями обычного сквера.
Скульптурная группа видна из окон гостиничного фойе: дождь закончится и она перестанет блестеть у вечерних фонарей. Станет ежиками в тумане.
Через пару дней пойдет снег, придаст контрасту очертаниям, наденет горожан в шарфы и длиннополые хламиды.
Забыть такое невозможно.
Хотя бы от того, что оно плывет параллельным курсом - вот ты сам по себе, рядом с коллегами и друзьями (Саша Чанцев, привет!), а реальность городского самовоплощения - сама по себе и вам не сойтись никогда.
Продолжение следует
Екатеринловск. Повесть о двух городах-1: зависть Чердачинска и дорога к соседям. Ноябрь, точка входа:
https://paslen.livejournal.com/2806156.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-2: памятник трем художникам, отель "Урал", трамвай Кокошко:
https://paslen.livejournal.com/2806307.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-3: вид сверху. Анти-Питер, эпос Исхакова, улица Малышева:
https://paslen.livejournal.com/2807151.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-4: Пастернак на Урале, Пастернак и "Урал". На фоне Пизы:
https://paslen.livejournal.com/2807886.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-5: Конструктивизм:
https://paslen.livejournal.com/2808519.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-6: изобретение повседневности. Коляда-Театр и конструктивизм:
https://paslen.livejournal.com/2808766.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-7: Театр Кокошко и критика погоды. Кода с стоп-кадром:
https://paslen.livejournal.com/2809268.html