Гомер и Коляда - все движимо любовью. Хотя, конечно, вершинным проявлением екатеринбургского искусства мне кажется поэзия и проза (переходы между ними, порой, несущественны, незаметны) Юлии Кокошко.
Ее работа состоит из бесконечного числа частностей и подробностей, волн городских деталей и складок, набегающих друг на друга, делающих мегаполис видимым словно бы изнутри.
С подветренной будто бы стороны. Это вопрос не вкуса, но глубины метода, хотя, понятное дело, что завсегдатаю рок-концертов поэзия Бориса Рыжего покажется ближе, однако проект Кокошко глубже, точнее очерчивает и передает (транслирует вовне, делает видимой) территорию, превращая пространственный промежуток в центр.
В центр собственного мира.
Недавно объяснял екатеринбургскому критику и культуртрегеру Жене Иванову почему Свай Твомбли - великий художник, хотя почеркушки его и выглядят детскими рисунками в стиле «я так тоже могу»: гением может считаться тот, кто меняет, ну, или же расширяет возможности нашего зрения.
Это тот, кто чей опыт и вклад неотменимы.
Чьи открытия невозможно развидеть.
Кокошко - чемпион по расширению возможностей «поэтического письма», «прозы поэта», «лирических потоков», плавно переходящих в «потоки сознания».
Это насыщенный, перенасыщенный, концентрат запахов и звуков, эмоций и переживаний, которые неслучайно почти всегда «принадлежат улице». Или трамвайному вагону.
Пространству трамвайного нутра.
Вагон ее бежит по рельсам и город за окном легко узнаваем, несмотря на то, что Кокошко не особенно щадит читателей (мы ей не особенно-то и нужны) и расшифровками прототипов не балует.
Сложно угадать о чем, на самом-то, деле Кокошко в данный момент пишет.
Но Екатер узнаваем здесь всегда.
С подветренной стороны.
Да и потому что, к примеру, Москву или другие города, Кокошко рисует (масштабирует) иначе.
При том, что особенно остро тексты ее на «городских реалиях» не фиксируются - этот прием «давать все в проброс»
давным-давно стал у Кокошко ведущим. Раз уж к сложноустроенным мегаполисам произведениям Кокошко сложно подойти вплотную и несказанно увлечься, так как, подобно любому автору-мегаполису, она требует от нас полной перенастройки на свой собственный темпо-ритм (хронотоп), принципиально не совпадающий с современными скоростями, существующими вне этих улиц и стен.
Раз уж современностей (параллельных актуальных хронотопов) может быть сколько угодно - буквально ведь целый веер или же буквально целая библиотека автономных модерностей.
Кружевная вязь из метафорических рядов, перемежающихся фигурами интуиции, во-первых, почти идеально подходит для описания городских подвижностей, во-вторых, соединяет массы разномастных приемов, которые Кокошко сочетает с лихвой да с удалью вот примерно как улицы сочетают дома и здания, выполненные с разным размахом, в разных стройматериалах и стилях.
В-третьих, в текстах Кокошко, подобно теням на стенах платоновской пещеры, отражается весь репертуар всемирной литературы, практически весь большой каталог и история мировой культуры, от мифов до курицынского постмодернизма - и все это намешено-перемешано в намеренный микс, возможный в поле плотной мета-рефлексии, вырастающей из завышенного спроса-запроса.
Конечно, Кокошко одна такая, единственная и неповторимая, однако расцвет ее готовился всей этой срединно-уральской культурной средой, всем местным контекстом, способным, порой, порождать диковинные цветы, вроде сказов Павла Бажова или же стихов и коллажей-ассамбляжей Сандро Мокши: однажды я был у него дома, в квартире на первом этаже, недалеко от вокзала и знаю, что говорю.
Чудеса не рождаются в чистом поле или на голом месте, их весь окоем унаваживает, чтобы.
Город задает чуду не только форму и очертания его границ, но также и интенсивность цветения.
Птицы слов. Сборник "За мной следят дым и песок" Юлии Кокошко, "Кабинетный ученый", 2016:
https://paslen.livejournal.com/2793388.html "Сумерки, милый молочник", сборник поэтических текстов Юлии Кокошко, "Кабинетный ученый", 2018:
https://paslen.livejournal.com/2793877.html Сборник прозы Юлии Кокошко «Совершенные лжесвидетельства». «Кабинетный ученый», 2016:
https://paslen.livejournal.com/2795955.html
*
Идея в том, чтобы приезжать в соседний город, вооружившись оптикой, подготовленной для путешествий в другие страны - такой же подробной и тщательной: мегаполис не просто другая страна, но целая планета, ежели подготовиться как следует, оснаститься технологиями, вроде непредвзятого глаза и размятого письма.
Ну, и, в конце концов, пару слов о погоде.
Нам же с ней еще как повезло - пять дней «Библионалле» показали все, на что уральские атмосферные фронты способны: каждый день был прочен, барочен и не походил на предыдущий.
То есть, ластился к гостям, не шалил, но баловал оттенками.
Приехал я на Чкаловскую в теплый и безветренный четверговый дождь, дававший вечером у бульваров импрессионистические блики, причем не нежные, как у Моне, но четкие и агрессивно яркие, струпьями которых злоупотреблял Коровин.
Дождливый город крайне фотогеничен, но первый снег, выпавший через пару будней, уже ближе к выходным, еще графичнее.
Особенно на фоне всевозможных конструктивизмов и оконных проемов прочего архитектурного авангарда.
В этом внимании к проунам и супремусам, вписанным в ландшафт, нет никакой ретроспекции, «просто совпало»: русский авангард переживает рождение второго внимания, уже даже «второго с половиной» и «второго на сопельке».
Сегодня это еще одна «музейного уровня» бесполезная материя, вроде джаза или драмы абсурда (джинсов и жевательной резинки), которые нестрашно разрешать для иллюзии культурного и бытового разнообразия.
Екатеринбург - редкий мегаполис, где энергию вкруг себя распространяют не отдельные достопримечательности, но застройка в целом.
Между дождем и снегом выпало пару солнечных и сухих, отчаянно оранжевых дней, словно бы залетевших, в порядке взаимообмена, из начала сентября, все еще полного предчувствий и предвкушений.
Постфактум это природное разнообразие в начале ноября выглядит отдельной радостью, поскольку скверный характер местного климата вошел в привычку примерно как питерский и если есть у челябинцев ощутимые аргументы в пользу первенства в споре о градостроительном уюте именно столицы Южного Урала, то это вопрос безветрия внутри горного урочища, способствующего не только смогу, но и отдельному ощущению покоя, отдельно лежащему от всей прочей страны.
Начало ноября вышло бенефисом погодных подходов едва ли не по-театральному - с постепенным нарастанием и развитием драматургического натяжения.
Или контекст поездки, избыточно насыщенной искусством, диктовал культуру восприятия, или же мегаполисы тем и хороши, что «вещество жизни» в них есть готовый (упакованный к употреблению) интеллектуальный продукт неповторимого класса, но казалось, возможно, напрасно, что, вместе с участниками библионалле, весь Екатер заряжен токами конструктивной деятельности, имеющей осязаемый, вполне ощутимый выхлоп - сам этот город, какой уж он есть.
Каждый день ноября несет новый свет, плотность, настроение, подход, словно бы Ебург задался заданием расширить возможности моего собственного письма требованием все новых и новых, обновленных подходов.
Гуляя параллельно бульвару, выполняющему функцию реки, я вижу машину для создания оригинальной и автохтонной культуры. Не каждый город способен синтезировать бесперебойный «обмен информацией» - чем-то действительно поступательно новым…
…а музеи и библиотеки, театры и прочие культурные учреждения - дыры в пространстве и выходы в общее поле обмена.
Теперь, когда есть инет, можно же жить поверх своих городов - на той высоте птичьего полета, что и дает ощущение единства.
Однако когда все эти базовые институции, разрастающиеся сегодня в безграничные грибницы, создавались, они были единственными проходами на территорию мирового искусства и до сих пор несут эту трогательную тотальность в себе.
Вопрос лишь в подключении к тому бесконечному развалу богатств, что принадлежит и доступно буквальному любому человеку планеты. Нужно просто перестать цепляться на видимость.
Ограниченность возможностей жителей провинции можно преодолеть лишь расширением себя и своего письма. Сосредоточенности на силе собственных усилий, диктующих открытия едва ли не в автоматическом режиме.
Вот, кстати, откуда на периферии так много пассионариев.
Я хочу сказать о силе встречи города и человека, силе случайной прогулки, глазами цепляющейся за подробности улицы и домов на ней с такой страстностью, что момент этот запечатлевается сознанием навсегда.
Словно бы мозг щелкает затвором, насовсем поселяя путешественника в этой среде, подвижной и изменчивой в любое мгновение.
Путник давно уехал, вернулся на родину или бродит по другим местам, ну, или же, на самый худой момент, лежит на диване с тяжелым томом или же отвернувшись к стене с веселенькими обоями, болеет ангиной, но в его сознании есть этот кадр с геотегом, в котором его уже не оторвать от конкретного места, где он вписан (именно так) в ландшафт неотъемлемой частью как дерево или куст.
Как машина, припаркованная к бордюру.
Общественные пространства щедры, необъятны.
Даже если и был-то там всего один раз и бежал по делам, глядя то по сторонам, то на часы.
Уличные пейзажи фиксируются глазами вот как картины в музее - город их и обрамит, и поместит в контекст, и, конечно, если знаешь как, объяснит, и выдаст в безраздельное, неограниченное пользование.
Сделает видимыми в анфиладе бесконечной ретроспективы, за залом зал, вот, как и положено в самом что ни на есть финале, подобно пятнице из-под субботы.
Продолжение следует
Екатеринловск. Повесть о двух городах-1: зависть Чердачинска и дорога к соседям. Ноябрь, точка входа:
https://paslen.livejournal.com/2806156.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-2: памятник трем художникам, отель "Урал", трамвай Кокошко:
https://paslen.livejournal.com/2806307.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-3: вид сверху. Анти-Питер, эпос Исхакова, улица Малышева:
https://paslen.livejournal.com/2807151.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-4: Пастернак на Урале, Пастернак и "Урал". На фоне Пизы:
https://paslen.livejournal.com/2807886.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-5: Конструктивизм:
https://paslen.livejournal.com/2808519.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-6: изобретение повседневности. Коляда-Театр и конструктивизм:
https://paslen.livejournal.com/2808766.html Екатеринловск. Повесть о двух городах-7: Театр Кокошко и критика погоды. Кода с стоп-кадром:
https://paslen.livejournal.com/2809268.html
м