Любимые сказки. "Снегурочка". Часть 1

Dec 09, 2015 16:00



История Деда Мороза изучена довольно хорошо, хотя истоки этого образа лежат в глубине веков. А вот Снегурочка - это не только самый молодой, но и самый таинственный новогодний персонаж. Хотя её история, в общем-то, никуда не прячется и при глубоком рассмотрении тоже уходит корнями в далёкое прошлое, когда на земле были только титаны, великаны и другие гиганты.

Авторский текст
Katalin ©



"Новогодние приключения Маши и Вити", СССР, 1975. В роли Снегурочки Ирина Борисова.

Исследователь мифологии и фольклора, собиратель русских народных сказок, А.Н.Афанасьев в своём труде "Поэтические воззрения славян на природу" посвящает несколько страниц анализу образа Снегурочки. Этот труд был издан в 1865-69 гг, но над ним Афанасьев работал 17 лет. Полностью три тома "Поэтических воззрений..." были переизданы только в 2000-е годы.

Афанасьев ссылается на работу немецкого исследователя Карла Вейнхольда (1858 г), но ещё раньше об этом упоминали братья Гримм в своём труде "Немецкая мифология" (1835 г).

Снегурка, Снежевиночка (в немецких преданиях Schneekind) - дитя, появившееся из снега.









А 1860 г. Г.Данилевский опубликовал стихотворение, в котором тоже пересказал похожую историю: старик со старухой лепят дитя из снега, но девочка в конце концов растаяла весной. Упоминания о снежной деве есть в стиха А. Фета, но прототипом всем известной Снегурочки, которая стала приходить вместе с Дедом Морозом на новогодние ёлки, считается образ из пьесы А.Островского. Писатель переработал тот вариант сказки о Снегурочке, который изложил Афанасьев (А.Островский. "Снегурочка (Весенняя сказка)", 1873), однако эта пьеса не имела успеха у современников. Затем это произведение воссоздал в музыке П.Чайковский, но и его ожидал провал. В 1881 г. Н.А.Римский-Корсаков тоже пишет оперу "Снегурочка", которую уже ожидает успех. С этого момента многие поэты и писатели вводят образ снежной девы (Снегурки, Снегурочки) в свои произведения, опираясь то на мотивы пьесы Островского, то на народную сказку.

В конце концов в начале XX в. образ снежной девы приходит и в детскую литературу, где превращается в девочку-Снегурочку (Снегурку) - уже не дочку, а внучку Мороза. На дореволюционных рождественских ёлках можно было видеть игрушки в виде снежной девочки, а к праздникам педагоги с детьми ставили инсценировки по мотивам всё той же пьесы Островского с элементами оперы Римского-Корсакова.



В.М.Васнецов. Снегурочка, 1899.

В 1935 году, после того, как был снят запрет на праздничные ёлки, Снегурочка стала практически сразу же появляться в паре с Дедом Морозом. Такого образа больше нет ни в одной новогодней и рождественской мифологии. Правда, у Санта Клауса всё-таки появилась миссис Клаус, но она бабушка и сидит дома, не летает с ним на оленях в рождественскую ночь.

Происхождение миссис Клаус известно и вполне понятно, но современниками забыта история этого образа. Так же, как и к концу XX в. забылось происхождение Снегурочки и её связь с пьесой Островского. Правда, в сборниках сказок, насколько мне известно, встречались и встречаются те варианты, о которых говорил Афанасьев: как дед с бабой вылепили внучку (дочку) из снега.

В советское время были сняты мультфильмы и художественные фильмы на эту же тему ("Снегурочка", "Ледяная внучка").



Кадры из фильмов "Снегурочка" (слева, актриса Евгения Филонова) и "Ледяная внучка" (Светлана Орлова).

Кстати, о кино. Дело в том, что в русской сказке "Морозко", которую все мы хорошо знаем по одноименному советскому фильму, слышны отголоски самого трагического мифологического мотива, встречающегося в легендах о ледяных девах. Легенды эти есть только у северных народов (где ж ещё взять снег, мороз и лёд), и на некоторых интернет-сайтах можно найти статьи о Снегурочке, где прямым текстом и без прикрас об этом говорится. Правда, я пока ещё не нашла истоки, т.е. сами тексты подобных легенд. Афанасьев о них не говорит, современные фольклористы и литературоведы тоже помалкивают, но сказка "Морозко" подтверждает, что они были, и я это ясно вижу.

Этот мотив нам хорошо известен по греческим мифам о Минотавре: молодых девушек (в иногда и юношей) приносят в жертву чудовищам или духам природы. Те же мотивы были и в русском фольклоре: в былинах, легендах и сказках рассказывалось о том, как богатыри спасают молодых девушек, которых собирались отвести (либо уже отвели) на съедение Змею Горынычу или какому-то другому чудищу.

Якобы у северных народов такие жертвы приносились и в холодное время года: девушку оставляли в лесу, откуда она, естественно, не могла выбраться и превращалась в настоящую ледяную деву, т.е. замерзала. В русской сказке Мороз (Морозко), который является одним из прообразов новогоднего дарителя Деда Мороза, спасает одну такую девушку (в фильме забирает к себе в дом и относится к ней, как к внучке), а вот другую (дочку мачехи) замораживает насмерть. Правда, в фильме для детей всё-таки другой финал. И сам фильм "Морозко" с точки зрения фольклорных традиций великолепен! Именно там Георгий Милляр сыграл свою лучшую Бабу Ягу (см. фото в предыдущей статье "Поужинать с Бабой Ягой").

Для меня та Снегурочка, которая приходит в Новый год - родственница снежинок, ледяных дев, снежных королев и внучка Деда, родственника Мороза-Трескуна, женой которого была Зима.

Все, наверное, знают, что сейчас в России пользуется популярностью вотчина Деда Мороза в Великом Устюге, куда можно приехать на экскурсию: и сам Дед там вас встретит, и даже день рождения у него есть (о дне рождения Деда Мороза я писала в прошлом году, см. "С днём рождения, Дедушка Мороз!").

Видимо, глядя на такой успешный проект, в Костроме решили открыть Терем Снегурочки, но оказалось, что там живёт другая Снегурочка, потому что её день рождения отмечается...в апреле. По сети даже ходят "официальные разъяснения": "отец у неё Дед Мороз, а мать Весна, поэтому день рождения весной". В Тереме Снегурочки, в Ледяной комнате "детям приготовят снежный коктейль, ну а взрослым как водится исконных напитков предложат изо стопочек ледяных с огурчиком да и клюковкой." (официальный сайт Терема Снегурочки здесь).

Работники Терема придумали объяснения, опираясь на мифы о Весне. Мол, Снегурочка - это воплощение богини Костромы. В этом есть толк и подобное действительно легко объясняется с точки зрения мифологических традиций.



А.Афанасьев. "Поэтические воззрения славян на природу".

Дело-то немного в другом. Детишки только-только начинают верить в волшебные сказки и приезжают к той Снегурочке, которую знают как спутницу Деда Мороза, а им вдруг предлагают перечитать эти сказки на новый лад да ещё по-взрослому. Поэтому нашим современникам легко запутаться даже в "новой мифологии", не говоря уж про античную. И Деда Мороза теперь всё больше начинают изображать как Санта Клауса, а новогодняя Снегурочка уже совсем не похожа на прилежную и скромную внучку...

Вот так и забывают взрослые путь в настоящую волшебную страну. А если и найдут, им сразу же предлагают "исконный ледяной напиток", чтобы снова всё забыть :)

У каждого из нас есть выбор. Я очень уважаю Афанасьева, согласна со многими его выводами, хоть им уже не одно столетие, поэтому выбираю настоящую сказку.

Статья подготовлена для конкурса "Скатерть-самобранка" с использованием данных из книг А.Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" и Е.Душечкиной "Русская ёлка. История, мифология, литература"

См. также "Любимые сказки. "Болтливая баба"

"Поужинать с Бабой Ягой. Ч.1-2"

См. далее "Любимые сказки. "Снегурочка". Ч.2"

См. также "Кто приходит в зимний вечер. История новогоднего и рождественского дарителя. Ч.1-2".

#конкурс_Tefal_Olga_Phoenix, Дед Мороз, фольклор, ФМ, КулиНарния, Снегурочка, сказка, просто еда, пряности

Previous post Next post
Up