Поужинать с Бабой Ягой. Часть 1

Dec 08, 2015 09:11

Авторский текст
Katalin ©

См. также "Любимые сказки. "Болтливая баба"



Мой самый любимый сказочный персонаж - Баба Яга. Это удивительный, интересный и глубокий образ, о котором можно рассказывать очень долго!

Про Бабу Ягу знают все от мала до велика, но что интересно...этот образ встречается далеко не во всех сказках. У восточных славян он сохранился в некоторых текстах русских сказок, а вот в белорусских или украинских найти его проблематично.

Баба Яга - Прародительница, предок по материнской линии, покровительница родовых устоев, хранительница Огня. Это Ведунья, проводившая инициацию (посвящение) и лечившая людей ("сажала на лопату и отправляла в печку"), поэтому в некоторых сказках она встречается просто как "ведьма", "старуха" либо замещается образами, которые несут подобную смысловую нагрузку (старец, карлик, другие волшебные существа).

"Яга" очень напоминает как санскритское слово "ягья" (жертвоприношение), так и слово "йога" (дословно можно перевести как "связь"), но как связаны Баба Яга и древнеиндийские Веды?

В славянских языках тоже сохранилось санскритское слово "веды". Исследователи относят все славянские языки к индоевропейской языковой семье, внутри которой было много ветвей. Слова "ведунья" и "ведать" происходят от одного корня: в праиндоевропейском языке слово "véda" означало "мудрость", "знание", поэтому изначально слово "ведьма" не имело только негативный оттенок. "Ведьма", "ведьмак" - это человек, который знает, которому открыто истинное знание, но поделиться им с другими можно только при определённых обстоятельствах.



Ведическая мудрость стоит на трёх столпах: йога, тантра и аюрведа. На Западе многие привыкли рассматривать йогу только как комплекс физических упражнений, но на самом деле это целая философия, на которой базируются соответствующие духовные и психологические практики. Далеко не все эти практики подразумевают использование физкультуры, хотя в идеале истинные последователи ведического учения руководствуются как принципами йоги, так и принципами тантры и аюрведы. Так что Баба Яга и лечит, и кормит, и загадки загадывает, и помогает найти истинный путь в жизни как настоящий Гуру. А ещё Яга могла владеть древневедическими тайнами расаяны (омоложения), поэтому в некоторых сказках она оборачивается красавицей либо имеет молодую дочь.

Давным-давно уважаемые индийские, а за ними и советские исследователи доказали, что арии, носители ведического знания, пришли в Индию...с Севера. Они знали и Полярную звезду, и диковинных зверей с большими рогами (лосей). Избушка Бабы Яги напоминает жилища и кладовые северных народов, которые могли располагаться высоко на деревьях, чтобы до них не добирались хищные звери. По этой же причине строение, где северные народы оставляли почивших предков, также размещалось высоко на дереве. Нижняя часть дерева с корнями чем-то напоминает птичьи ноги, а самих домашних птиц, кстати, часто держали в доме, прямо под печкой. Таким образом, "куриная ножка" - это такой же многозначительный символ, как и сам образ Бабы Яги.



Самой любимой Бабой Ягой советских детишек была киношная, в исполнении Георгия Милляра. Фото www. www.aif.ru

Сказочная Баба Яга живёт в особой пространственно-временной зоне и обладает двойственной природой, являясь одновременно символом жизни и смерти и границей между этими мирами. Тот, кто находит её жилище, может либо вернуться в мир людей в новом облике (другим человеком, как говорится), либо не вернуться вовсе. Для того, чтобы вернуться, необходимо совершить ряд определённых действий, в т.ч. выполнять все требования Бабы Яги, если таковые имеются ("медные трубы", через которые нужно пройти наравне с огнём и водой).

Что интересно, иногда герои сказок выдвигают требования и самОй Яге:

"Дошел Андрей до леса, видит - стоит избушка на курьих ножках.
- Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась, Андрей вошел и видит - на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
- Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.
Андрей отвечает старухе:
- Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен, ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь" (один из вариантов сказки "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что").

Герои не подозревают, что тем самым проходят своеобразную инициацию (посвящение), чтобы пойти дальше по сказке или по жизни в новом качестве. Например, после баньки и ужина (омовения и вкушения жертвенной пищи - обязательных этапов посвящения) оказалось, что Баба Яга, которая сначала хотела съесть Андрея, приходится ему...тёщей. И узнала она об этом только после ужина, когда молодец достал из котомки ширинку (рушник), чтобы утереться, а Яга опознала в нём работу своей дочери. И вот уже после этого ведунья стала ему помогать. Это сродни сохранившемуся до сих пор в ведических практиках посвящению в ученики, когда гуру становится как бы отцом для своих учеников и обязуется их далее опекать и помогать своими советами.

Удивительно было читать и про баню (парную) у Яги. По современным понятиям это должно быть отдельное строение, но ни в одной сказке не говорилось о том, что избушка на курьих ножках не одинока :) Всё просто: если в обычном славянском доме была печь, то после приготовления еды, когда внутри держался жар (дух), выгребали золу, вычищали сажу, выстилали соломой и лазили париться. Иногда специально ставили в печь ведро с водой, в котором запаривали травы. В печи парился ещё мой прадед в 1950-60-е гг, так делали и знахари, когда хотели вылечить больного. Причём, немощных и малых деток могли подсаживать в печь на лопате (на деревянной, для хлеба), т.е. их "перепекали".

Баба Яга, как мы помним - собирательный образ родовой ведуньи, знахарки, а у них в избе всегда были лесные, полевые и болотные травы, грибы, ягоды, в т.ч. такие, которые обычно в пищу не употреблялись. Интересно, а чем питалась сама Баба Яга?

"Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе: "Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу". Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины". (сказка "Василиса Прекрасная").

Возвращаясь к известной сказочной фразе "ты, баба яга, сначала баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь (вариант "распрашивай")", тоже стало интересно, чем же можно накормить мужчину, чтобы он всё сам рассказал как на духу? :)

См. далее "Поужинать с Бабой Ягой. Часть 2".

Статья подготовлена для конкурса "Скатерть-самобранка".

#конкурс_Tefal_Olga_Phoenix, сказка, просто еда, фольклор, пряности, ФМ, КулиНарния

Previous post Next post
Up