Авторский текст
Katalin ©
См. также
"Венгерская акация. Вечный памятник Марии Терезии" "Три Елизаветы. Часть 1. Эдельвейсы в её волосах" "Три Елизаветы. Часть 2. Розы в её переднике" "Три Елизаветы. Часть 3. Лаванда в её шлейфе" "Венгерские гусары. И жизнь, и слёзы, и любовь" (все ссылки открываются в новом окне)
В конце XIX в. небольшой венгерский городок Кестхей - вотчина графов Фештетичей, где до сих пор находится их родовой за́мок - пополнился ещё одной достопримечательностью. Посодействовала этому Мэри, супруга графа Тассило Фештетича фон Тольна, урождённая леди Дуглас-Гамильтон.
Фото: www.carolathhabsburg.tumblr.com
Леди Мария-Виктория Дуглас-Гамильтон / Lady Mary Victoria Douglas-Hamilton (11 декабря 1850 - 14 мая 1922) родилась в Шотландии и была связана родством со многими
европейскими правящими династиями. Когда ей было 19 лет, она вышла замуж за Альбера I, наследного принца Монако. В этом браке родился единственный ребёнок, будущий князь Монако Луи II. У самого Луи II не было законной жены, и чтобы сохранить княжество, ему пришлось признать свою единственную незаконнорожденную дочь Шарлотту. Впоследствии у Шарлотты в законном браке родилось двое детей. В 1944 году она отказалась от прав на престол в пользу своего сына, будущего князя Ренье III. И вот уже у Ренье III в браке с красавицей Грейс Келли родилось трое детей.
Это значит, что Мария-Виктория Дуглас-Гамильтон - дама с чёрно-белой фотографии - прапрабабушка Альбера II, Альбера Александра Луи Пьера Гримальди, нынешнего правящего князя Монако , у которого тоже хватало проблем со своими незаконнорожденными детьми.
Пробыв 10 лет в браке с наследным принцем Монако, Мария-Виктория всё же с ним развелась и через некоторое время вышла замуж за венгерского графа Тасило Фештетича фон Тольна (Tolnai Festetics Tasziló). Этот брак был удачным: четверо детей и возможность 40 лет помогать мужу по хозяйству, благоустраивая и облагораживая территорию большого имения. Луи, будущий князь Монако, несколько лет жил вместе с матерью и отчимом.
Фото
http://www.festeticskastely.hu У портрета Тасило Фештетича я останавливаюсь всякий раз, когда посещаю его фамильный замок. Портрет висит в каминном зале, а камины Фештетичей восхитительны! Справа на нижнем фото - зал, где висит портрет Мэри Гамильтон. На нём изображена уже не юная леди, а мать большого семейства и хозяйка огромного имения.
Фото
http://www.festeticskastely.hu Одна из местных легенд гласит, что чуть ли не сразу после нового замужества, т.е. после 1880 года, Мария-Виктория посадила аллею из 900 чёрных сосен, которая тянулась на 6 миль и соединяла большой замок в Кестхее с малым замком в Фенекпусте. Сосны были выбраны не случайно: они растут ввысь, оголяя свой ствол, и это не мешало бы проезду больших карет. При этом, крона сосны имеет форму зонта и образует своеобразный навес.
Фештетичи безумно любили лошадей! В Фенекпусте семейство обосновалось ещё во второй половине XVIII в., там они занимались коневодством и держали школу верховой езды.
Fenékpuszta времён Тасило Фештетича. Картина из замкового собрания. Фото
http://www.festeticskastely.hu К сожалению, время не властно над архитектурными строениями. Вот так сейчас выглядит малый за́мок Фештетичей, представленный на картине. По слухам, его всё-таки собираются реставрировать, чтобы разместить в нём автомобильный клуб.
Фенекпуста. Fenékpuszta (Keszthely), Festetics-kiskastély. Фото: www.magyarkaland.blogspot.hu
Местечко под названием Фенекпуста (Fenékpuszta; можно перевести как "пустое, голое дно") стремится оправдать поговорку "как корабль назовёшь...": сейчас в нём насчитывается всего около 40 дворов (или даже меньше).
Там, по соседству с малым замком Фештетичей, находятся руины древнего римского поселения.
Фото: www.west-balaton.hu
А сосны, которые посадила леди Мэри...вот они:
Сосновая аллея обозначена на венгерской географической карте очень ровной прямой линией: Fenyves fasor / Fenyves allé.
Сосна́ чёрная, или Сосна чёрная австри́йская (лат. Pinus nigra) - засухоустойчивое и ветроустойчивое растение, которое живёт до 600-800 лет и лучше всего растёт на открытых и солнечных местах. Место, где они шумят сейчас - именно такое.
По другой версии, эта аллея была посажена не ранее 1894 года, но и эта дата всё равно связана с леди Мэри: якобы она и её супруг заложили аллею под влиянием тосканских пейзажей, и рядом с соснами были ещё дуб, тополь, каштан, ель и лесная груша.
Вот так выглядела аллея Фештетичей в 1930-40-е годы. Пирамидальные тополя действительно напоминают итальянскую Тоскану.
Фото
http://www.tvkeszthely.hu К сожалению, лиственных деревьев в составе аллеи уже почти нет, в начале аллеи я нашла две большие груши. В окрестностях Балатона есть много чисто тополиных троп, которые очень красиво смотрятся на фоне полей и гор.
Скорее всего, аллея начиналась прямо у большого замка Фештетичей, который сейчас находится в черте города Кестхея. В дворцовом парке сохранилось несколько сосновых полян.
Гусарские лошади на фоне бывшей дворцовой конюшни, в которой теперь располагается Музей карет и экипажей.
Несколько старых тополей и сосен сохранилось на территории Музея охоты, который находится через дорогу от дворца Фештетичей, но основной сосновый путь сейчас начинается у современной окраины города, где огромные поля соседствуют с многоэтажными домами.
Первая сосна современной аллеи.
Слева и справа - поля, которые каждый год засевают разными растениями. В прошлом году, например, была кукуруза, в этом году - зерновые и подсолнухи.
На табличке, которая установлена в начале аллеи, написана ещё одна предполагаемая дата основания: якобы граф Фештетич фон Тольна заложил её в 1886 году.
В данное время эта аллея официально считается тропой для скандинавской ходьбы, и власти хотят запретить проезд транспорта по ней (кроме велосипедов), чтобы не нарушать экологическое равновесие.
По этой дороге когда-то ездили графские кареты и проносились всадники на прекрасных лошадях. Идти по ней пешком - настоящее удовольствие!
Сейчас здесь - экологическое разнотравье: цикорий, зверобой, несколько видов мяты, герани, шалфея, коровяк, рута, репейники, разные виды зонтичных, белая акация...и ежевика с шиповником и бузиной как напоминание о некогда существовавших деревенских усадьбах.
Не все сосны тоже дожили до нашего времени: сейчас их осталось около 670 и за ними следят Министерство сельского хозяйства и Ассоциация окружающей среды. На пустых местах высаживаются новые деревья. Официально подтверждённая протяжённость современной аллеи - 6 километров.
Молодые деревья.
На месте древних руин, которые находятся на другом конце сосновой аллеи, в Фенекпусте, периодически ведутся раскопки: найдены погребения, остатки зданий, посуда, украшения и множество прочих артефактов. Когда-то там был ещё один за́мок, находился он на территории римской провинции Паннония. В 5 веке этот древний замок стал королевской резиденцией го́тов, а позже - частью аварской империи (Аварский каганат), жители которой положили начало так называемой кестхейской культуры. Макет замка и некоторые артефакты можно увидеть в Музее Балатона, в Кестхее.
Предполагаемый облик старинного замка Valcum. Keszthely, Fenékpuszta. Фото: www.zaol.hu
Город Кестхей в этом году отмечает своё 770-летие. Сейчас в городском, то бишь в государственном, владении находится и родовое гнездо Фештетичей, которое считается третьим по величине замковым комплексом Венгрии.
Реальные фотографии леди Мэри и Тасило Фештетича. Источник: www. festeticskastely.hu
Граф Тасило Фештетич фон Тольна (5 мая 1850 - 4 мая 1933) пережил свою супругу на 11 лет и был похоронен рядом с ней в родовом склепе на территории городского кладбища (Szent Miklós temető; основано в 1770 году).
История появления семейного Мавзолея напоминает романтическую легенду о Тадж-Махале: граф Тасило построил усыпальницу после смерти своей любимой супруги.
Ещё об одной легенде, связанной с именем индийской красавицы Мумтаз Махал, я рассказывала в статье
"Парфюм принцесс и махараджей" (ссылка открывается в новом окне).
T&M. Монограмма Тасило и Мэри во дворце Фештетичей (позолоченная лепнина)
Каждый год 1 ноября, в День Всех Святых, Мавзолей Фештетичей открыт для свободного посещения. Спускаешься вниз по ступеням и видишь, что внутри - пусто...только чёрные траурные ленты, обрамляющие погребальные таблички. Возвращаешься наверх, а снаружи - только чёрные вековые сосны: дорога, соединяющая прошлое, настоящее и будущее...