Авторский текст
Katalin ©
См. Часть 9 Фото
отсюда Вчера мы рассмотрели одну из двух известных легенд, связанных с огурцом на рождественской ёлке. Первая касалась Св.Николая, прототипа Санта Клауса, а вторая легенда якобы была рассказана когда-то кому-то потомками американского солдата, воевавшего в Гражданскую войну (
война Севера и Юга, 1861-1865 гг). Солдат этот был по происхождению...
тоже из Баварии. Честное слово, некогда - ну просто некогда! - читать ещё и историю повальной эмиграции баварцев в Америку или куда-то там ещё!
Дело, как говорят, было в следующем. Попав в тюрьму и находясь на грани физического и душевного истощения, этот солдат попросил охранника дать ему перед смертью то ли солёный огурец, то ли просто огуречный рассол (игра слов и трудности перевода, но я бы больше поверила в версию про рассол). Охраник сжалился над умирающим и неким волшебным образом (!) достал откуда-то то, о чём просили. И якобы дело было как раз под Рождество. И огурец (рассол) божьей милостью придал солдату силы, чтобы жить дальше. И когда солдата освободили, и он вернулся к своей семье, то стал родоначальником той самой традиции: того, кто рождественским утром найдёт на ёлке солёный огурец, целый год ожидает удача.
Исследователи тоже находят здесь разные нестыковки. В первую очередь обращают внимание на даты: Гражданская война закончилась в 1865 году, а первые ёлочные игрушки появились в Америке не раньше 1880 г. Но здесь они упускают один момент. Даже два: 1) такую игрушку можно было сделать самому из подручных материалов. Например, игрушки из папье-маше,
как мы помним, были известны с 1820-х гг; 2) на одну ночь можно было повесить на ёлку настоящий солёный огурец: раз до такого кто-то додумался сегодня, то додуматься можно было и тогда. Вот в это я ещё могу поверить по сравнению с легендами о "древних" немецких огурцах, связанных с неурожаем всего остального.
Фото: (C) Markus Vahlefeld
http://hundertachtziggrad.blogspot.com/ Интересно, что именно легенда о солдате более распространена и обсуждается гораздо активнее, чем история, связанная со Святым Николаем. Но самое интересное - известно имя этого солдата! Звали его John C. Lower (хотя встречается и имя Ганс). Есть даже такие дотошные товарищи, которые проследили
и его родословную, и его
военную историю (см, например, также
здесь; все тексты на английском языке).
Нашлись и старые документы! Тщательно изучены даже условия содержания военнопленных в той самой тюрьме, чтобы понять, как там обстояло дело на самом деле и откуда там могли взяться огурцы в рассоле. А дело там действительно было плохо - болезни, смерти...в таких условиях выжить мог только стойкий человек с хорошим здоровьем.
Джон родился в 1841 году, его семья эмигрировала из Баварии в 1846 году. Во время Гражданской войны он был молод и полон сил, поэтому не удивительно, что смог пережить такие лишения. Исследователей больше удивляет другое: почему он попросил именно солёный огурец и откуда охранник этот огурец достал, но никаких правдоподобных версий на этот счёт ни у кого пока нет.
В 1890 г. Джон получил пенсию по инвалидности и предположительно умер в Пенсильвании в 1911 г. в 70-летнем возрасте (по документам в этом году его жена получала уже пенсию вдовы). Всю свою американскую жизнь прожил практически на одном месте (кроме военной службы), занимался сельским хозяйством. Говорят, что в сети когда-то были интервью с его потомками и конкретно с пра-пра-правнучкой Синди (Cindy), которая якобы и рассказала всем об этой традиции. Об этой же Синди упоминается и в журнале "Tampa Bay Magazine", на который я давала ссылку в Ч.9.
Ещё интересно то, что семья Джона жила в Пенсильвании. По документальным свидетельствам, именно в этом американском штате стали устанавливать первые наряженные рождественские деревья в начале 19 в. Почему? Потому что в этом регионе было очень много эмигрантов из Старого света! И они принесли с собой и свои традиции. И вот теперь следующий вопрос: если семья эмигрировала из Баварии, то почему "огуречная традиция" дала о себе знать только в Америке и только спустя 20-30 лет после эмиграции? Почему бы просто не поддерживать её и не придумывать всякие легенды? Ответ напрашивается простой: потому что в Германии, тем более в Баварии, такой традиции не было - никто там не вешал солёные огурцы на ёлку и не занимался их поиском на рассвете рождественским утром.
Очень много было в Америке, в т.ч. в Пенсильвании, эмигрантов-выходцев из Нидерландов. В этой стране и сейчас выращивается огромное количество тепличных овощей. Вспомним, что они вторые после Испании,
кто импортирует свежие огурцы в Германию. Из Голландии Пётр I привёз и картошку, оттуда же пришло к нам много кулинарных рецептов, там же сейчас находится и центр, можно сказать, мирового семеноводства, овощеводства, цветоводства. Но тогда, в 18-19 вв, и там, наверное, тоже не было такой традиции вешать солёный огурец на ёлку и верить в его счастье, иначе остались бы хоть какие-то следы. Это я сужу по историям
об ирландской картошке и
русских огурцах, которые мы подробно рассматривали: уж насколько и там, и там в 16-19 вв. люди были привязаны к этим овощам, но не додумались до таких "традиций" даже с появлением рождественских ёлок. Если кто-то где-то нападёт на след "голландского рождественского солёного огурца" или какого-то другого праздничного овоща-фрукта, дайте знать, пожалуйста! :)
Штат Пенсильвания на карте США. Находится совсем недалеко от Нью-Йорка, через который проходили все эмиграционные потоки
Скорее всего, американские огурцы тоже были бочковые, потому что семья Джона была небогатой, годы были послевоенные, а Хайнц со своими консервами стал известен, как мы уже знаем, только после 1869 года. В Ч.8 мы уже вспоминали о том, что огурцы, в т.ч. солёные, известны в Америке со времён Колумба, а
огуречный рассол спасает от обезвоживания. Возможно, что-то действительно было - что-то, связанное в этой семье с огурцом и Рождеством. Или просто с огурцом. Или просто с Рождеством.
На том же американском форуме, где обсуждали историю солдата Джона, я встретила чью-то ремарку, мол, моя мама всегда вешала огурец на ёлку, это значит, что она тоже знала о такой традиции. Но мы помним, что огурец как искусственное рождественское украшение мог появиться и в начале 19 века, с развитием сначала папье-маше, потом стекла, потом украшений из ваты. И такая игрушка - и даже не в одном исполнении - точно была уже в к.19 - н.20 века и существует до сих пор! Поэтому в последнем случае возникает ещё другая путаница: люди, которые помнят подобные игрушки у себя на ёлке, начинают связывать их с современностью, с подобными "традициями", неизвестно откуда взявшимися. Потом из-за этого делают неправильные выводы, тем самым запутывая и себя, и всех остальных, а дальше - игра в "испорченный телефон".
То же самое могло произойти и с историей про баварско-американского солдата, которую мы знаем со слов его потомков: всему свету стало известно об этом как раз в то время, когда уже в 20 веке, после Второй мировой, возобновилось массовое производство ёлочных игрушек. Как и в конце 19 века, много игрушек стали производить в Германии и импортировать их по всему свету. А в США, к тому же, было налажено и производство собственных рождественских украшений. И скорее всего, эти первые игрушечные огурцы "нового времени" были просто огурцами, пока не столкнулись с предприимчивыми коммерсантами.
См. далее
"Рождественский огурец. Ч.11. Несколько слов об эротике и коллективном бессознательном"