Авторский текст
Katalin ©
См. Часть 3 "Счастливая ирландская картошка". Современное ёлочное украшение; ручная роспись. Фото: www.luckyirishpotato.com
Больше всего после солёного огурца меня смущают обобщения, из которых следует, что якобы "в древности" ёлки везде украшали ещё и картошкой. Такие заметки можно часто встретить на русскоязычных сайтах без указания ссылок на источники. А ещё кроме "старинного" немецкого огурца, который приносит удачу, стали появляться современные рассказы
о "Lucky Irish Potato". Но слава Богу, эта картошка ещё не так раскручена, а подобные подарки предназначены пока ещё только для тех, кто как-то связан с Ирландией. Поэтому можно потихоньку собирать о них информацию, чтобы потом, в случае чего, выложить все карты на стол.
Если же подходить к вопросу серьёзно, то о какой "древности" может идти речь, если картофель появился в Европе только в конце 16 века? Сначала его привезли из Америки в Испанию, в это же время он оказался и в Ирландии. Позже, в начале 17 века, картофель появился во Франции. В Германии его стали возделывать только в начале 18 века и то,
как утверждают исследователи, прусский король Фридрих Вильгельм I насаждал это занятие силой и жестокостью. А в ряде регионов это растение вообще долго считали полностью ядовитым (как и родственный ему красивый томат-помидор).
Страница из книги "Классные часы. 2-й класс". Авт.-сост. Т.Н. Максимова. М., 2013.
Говорят, что картофель в Россию привёз Пётр I. Это только одна из версий, но известно, что в середине 18 в. этот овощ уже выращивали в некоторых отечественных регионах. Однако, привить к нему любовь было так же сложно, как и в других странах. В этой связи можно вспомнить и знаменитые "картофельные бунты" (волнения крестьян на Руси, которые длились с 1840 по 1844 годы). "У крестьян отбирали под картофель лучшую землю, подвергали их наказаниям за неисполнение предписаний властей, облагали поборами. В 30-40-х годах XIX в. в ответ на насильственные меры правительства Николая I возникли так называемые "картофельные бунты". Эти бунты явились одновременно результатом общего недовольства крестьян гнетом помещиков и крепостников. Царские чиновники, чтобы скрыть истинную причину крестьянских волнений, изображали их лишь как результат нежелания крестьян разводить картофель" (
Источник).
Ещё одна цитата. "Старообрядцы, которых было в России немало, противились посадкам и употреблению в пищу картофеля, Они называли его "чертовым яблоком", "плевком дьявола" и "плодом блудниц", их проповедники запрещали своим единоверцам выращивать и есть картофель. Противоборство старообрядцев было длительным и упорным. Еще в 1870 году недалеко от Москвы были деревни, где крестьяне не сажали картофель на своих полях." (
Источник)
Если вспоминать действительно древние времена, то, например, у арийцев всё, что растёт под землёй, является по своей природе невежественным. И употреблять подземные клубни можно лишь в незначительных количествах, чтобы поддерживать природный баланс "хорошее-плохое" (проще говоря, чтоб жизнь мёдом не казалась).
С.Д. Сказкин. "Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века"
Примерно то же самое время, когда российские крестьяне бунтовали, в Ирландии картофель стал погибать от фитофтороза, что привело к колоссальному бедствию! Причём, дотошные современные учёные говорят, что
"голод был спровоцирован уникальным штаммом грибковой инфекции". О как! Начало этого периода пришлось на 1845 г, продолжалось несколько лет и носит название "ирландского картофельного голода" (The Potato Famine). За это время погибла четверть населения Ирландии, а у кого была возможность - убегали из страны, в т.ч. было массовое переселение ирландцев в Америку.
Такова краткая история распространения этого овоща в Европе. Ко всему прочему, нужно иметь в виду, что тот картофель, который привезли из Америки, был совсем не похож на наши современные сорта.
Теперь немного подробнее об Ирландии, чтобы расставить все точки над "i”. Картофель пришёл в этот регион в конце 16 века, тамошний климат и земли для него подошли, но это не значит, что все сразу ринулись его выращивать. Его, так же, как и везде, сначала восприняли с опаской - непонятное растение, которое произрастает не из зёрен. Это во-первых. Во-вторых, в к.16-н.17 века случилась Национально-освободительная война против английского господства. В-третьих, даже в Википедии написано, что картофель
"занял место основного продукта в рационе ирландских крестьян" только к концу 18 века.
Я не поленилась и пролистала ещё книгу: "История Ирландии" (под редакцией Л.И.Гольман). Собственно, многие её страницы доступны для ознакомления в электронном виде. Эту монографию без слёз читать невозможно.
Страница 118.
И далее, страницы 131-133. Оказывается, население Ирландии пережило не один-единственный голод!
Весь 18 век в Ирландии - сплошное бедствие! Начало и середина 19 века - не лучше. О голоде 1845 года (стр.198):
Я человек впечатлительный, поэтому книги по истории Германии уже листать не стала. Но информация, найденная на сайтах современных картофелеведов и картофелеводов, практически идентична, поэтому поверим тому, что рассказывают о Фридрихе Вильгельме I.
А теперь вспомним ещё раз историю Ирландии и подумаем: как и в каких условиях жил простой люд в других регионах мира в то же самое время? Желающие могут ещё полистать трёхтомную "Историю крестьянства в Европе". О каких ёлках и позолоченных украшениях в этой связи может идти речь? Тут и в лес-то просто так не войти было - всё принадлежало господам. Да, традиция праздновать Рождество с наряженным деревом появилась в разных регионах в разное время, но повторюсь ещё раз: это празднество на протяжении долгого времени было доступно лишь богатому сословию! И первые ёлки практически ничем не были украшены даже у них: яблоки, орехи, ленты, позднее - свечи, какая-нибудь выпечка, сладости, ещё позднее - небольшие подарки для детей под ёлкой. Вот и всё. А все остальные обычно устраивали массовые гуляния по поводу любых праздников - такие традиции существуют везде и сейчас.
Конечно же, за каких-то 100 лет, к началу 20 века многое изменилось - жизнь не стоит на месте. Иногда даже нескольких лет достаточно для того, чтобы возникли и окрепли новые традиции. Вспомним хотя бы традицию празднования Нового года в СССР, которой нет ещё и 80-и лет, или почитание картошки-"второго хлеба" в некоторых современных регионах.
Современное ёлочное украшение. Из описания в интернет-магазине: A potato on the tree assures luck and plenty in your home for the coming year! / Картофель на дереве гарантирует удачу и достаток в вашем доме в следующем году! Картофелины выглядят прямо, как настоящие! И лично мне как человеку творческому такая идея всё же интересна. Фото: www.luckyirishpotato.com.
Я уважаю кельтских друидов, от которых мы многое узнали о растениях и которые были предками в т.ч. и современных ирландцев, но картофель - это несколько другая история. И пока лично мне не удалось найти никаких данных о связи картофеля с традициями празднования Рождества в Ирландии (кроме праздничной еды, конечно же, но это уже ближе к современности). Хотя словосочетание "ирландский картофель" используется в наше время всё чаще, особенно в той же Америке. Например, у нас есть пирожное, которое называется просто "картошка", а в США есть десерт под названием "Irish potato candy" ("ирландская картофельная конфета"), хотя ни в том, ни в другом случае никакие овощные ингредиенты в его состав не входят. Просто своим внешним видом оно почему-то напоминает картофелину, а в США ещё напоминает и об ирландских переселенцах. Американцы, как мы не раз убеждались - мастера по придумываю легенд. И солёный огурец это подтверждает.
Мировая известность ирландского картофеля за пределами этой страны именно в новое время прежде всего связана с тем самым голодом 1845 года. Религиозные и политические вопросы в отношении данного государства - сложная тема, и мне не хотелось бы её касаться. Я вообще не собиралась разбираться с картошкой, но так уж получилось, что её с собой притянул огурец. И честно говоря, я не совсем понимаю, почему картофель называется "счастливым", если он либо становился причиной бедствий, либо ни физически, ни морально не помогал их пережить.
В моём понимании, счастье - это то, что приносит радость, помогает жить и выживать! И в случае с солёным огурцом эта мысль хотя бы обыгрывается в соответствующих легендах (о них буду говорить позже). А в случае с картофелем подобный мотив никак не может относиться к "древним временам", а справедлив лишь по отношению к 19-20 вв, когда ирландская кухня уже стала не мыслима без картофеля. Впрочем, как российская, белорусская, а также кухни не только народов Европы, но и других регионов, где начали активно выращивать этот овощ.
Мне думается, что в данном случае работают принципы аналогии: например, клевер c 4-мя листиками, горшочек золота, лепреконы - эти образы в первую очередь тоже связываются с Ирландией, и они уже устоявшиеся, раскрученные, так сказать. Хотя и данное растение, и сокровища, и духи природы - эти мотивы и образы известны многим народам.
Фото: www.postershop.com
Человечек на картинке - ирландский лепрекон каким его представляют современники, но, наверное, не все из них могут объяснить, причём здесь радуга. У славян, в т.ч. у восточных, это природное явление не всегда вызывало положительные эмоции. Существовали поверья, что радуга - это гигантское чудовище, которое высасывает воду из водоёмов (этакое Чудо-Юдо, можно сказать, прообраз сказочного Змея Горыныча; "смок" или "цмок"). Однако, тот, кто не побоится и найдёт истоки этого "моста", тот найдёт там и сокровища. Очень интересно и не списано с кельтских летописей! Архетипы и коллективное бессознательное. Змей Горыныч - это мой третий любимый образ после Мирового дерева и Мирового яйца, и когда-то я тоже много и долго с ним разбиралась.
Сейчас подобные легенды забываются, и все символы, в т. ч. на ёлке, означают просто удачу и счастье. Золото и подкова - на счастье, мухоморы и огурцы - на удачу и т. д. Говорят, что зелёное одеяние ирландских лепреконов, как и многое из того, что с ними связывают, тоже выдумали уже в наше время. Мол, когда день Св.Патрика перерос границы Ирландии, понадобился "коммерческий" персонаж, привлекающий внимание. Им стал обновленный лепрекон. Давным-давно это существо представляли в виде некрасивого гнома, который чинил чьи-то башмаки. Но это тоже совсем другая история: как я уже говорила, гномы, эльфы, домовые и прочие подобные персонажи существуют у многих народов, поэтому современные легенды о лепреконах тоже возникли не просто так.
После прочтения исследований по истории Ирландии все выше названные символы действительно можно переосмыслить. Я, например, не понимаю, зачем всему миру отмечать "китайский Новый год" или праздновать день Святого Патрика именно с ирландским уклоном. С одной стороны, для некоторых товарищей это интересно и познавательно, но для большинства людей, особенно для молодёжи, никакого подтекста в этом нет - это просто "классно и весело". А ведь в каждом регионе полно своих традиций, которые местным жителям гораздо ближе. У каждого из нас -
своя радуга и своё счастье .
См. далее "Рождественский огурец. Часть 5. Раз картошка, два картошка..."