Продолжая тему каналов... этот канал совсем необычный.
В петровские времена к Большому или Меншиковскому дворцу в Ораниенбауме можно было подходить прямо с моря на небольших парусных судах по каналу. Берега канала были обсажены двумя рядами деревьев, а напротив главных ворот, у пристани, в 1720-х годах был сооружен каменный павильон.
И хотя канал когда-то имел большое практическое значение, история его создания романтична )))))
Ораниенбаум изначально принадлежал
Меншиков Александр Данилович . Название свое Ораниенбаум получил (скорее всего) благодаря преклонению
Петра I перед властителем Нидерландов и королем Англии и Шотландии Вильгельмом Оранским или Виллем Ван Оранье-Нассау. Это уважение Петра использовал Меншиков и явно угодил первому русскому императору.
Александр Данилович Меншиков. Неизвестный художник. 1716-1720 гг.
Небольшое имение расположенное в конце Петергофской дороги, подаренное в 1707 году Петром I своему сподвижнику А.Д.Меншикову, на протяжении 1710 -1727 годов превратилось в (комплекс) строений, основу которых составлял Большой дворец, обращенный к морю и раскинувшийся на двух террасах на дуге в 210 метров.
Петр I любил бывать тут в гостях. Однажды Петр решил приплыть в Ораниенбаум на шлюпке, но все побережье поросло камышом, а шлюпка на мелководье застревала.
"Видит око, да зуб неймет", - произнес разгневанный император и велел повернуть обратно.
О неудачном визите донесли Меншикову, он, не долго думая, согнал всех своих крепостных крестьян, занятых на других работах, и они за три дня(!) прорыли канал длиной около километра...
Впрочем, судя по всему это просто легенда. О канале царь знал и похоже сам приказал его построить и наверняка Меншиков очень уговаривал это сделать и за счет казны. Строил канал не Меншиколв, а Яков Никитич Римский-Корсаков - Новгородский и Петербургский вице-губернатор, ведавший снабжением войск, рабочей силой и стройматериалами.
Сколько времени продолжалось строительство канала, точных данных нет. Но строился он в спешном порядке и за короткое время. Если судить по его размерам и конструкции строения, о которых свидетельствует сохранившийся первоначальный план канала, можно сделать вывод, что работы на канале проводились как в летнее, так и в зимнее время, то есть около года, а не одних суток, как утверждали легенды.
Построенный под углом 50 градусов от меридиана на восток прямой линией от Большого дворца, канал врезается в залив, пересекая бывшую песчаную отмель. Он имеет длину 680 саженей, начальную ширину пять саженей и глубину на всем протяжении девять футов.
Две трети канала проходили по тонкому, периодически затопляемому болоту, а по морской воде на длину 180 саженей существовали построенные с обеих сторон искусственные дамбы шириной по пять саженей.
Береговые крутости внутри канала на всю его длину и наружные крутости обеих дамб были мощены камнем, а по восточному берегу поверх дамбы проходила мостовая дорога. Канал оканчивался деревянным гаванским строением длиною в залив около 100 саженей, а внутри гавани существовала пристань и называлась она Кронштадтской военной пристанью.
Начальная часть канала, так называемый «ковш», размером двадцать на пятнадцать саженей с обоих берегов была закреплена деревянными обручами из бревен, а лицевая - южная сторона - заделана кирпичной стеной. Здесь же существовала Дворцовая пристань.
От нижнего парка прямо к пристани спускалась широкая лестница и тут же стоял деревянный домик.
Дальше от ковша канал шел около двухсот саженей по суходолу, где был вырыт бассейн из двух частей, расположенных по обеим сторонам канала. Назывались они «басенками», каждый из них имел тридцать на двадцать саженей. Они были связаны с каналом протоками, через которые были перекинуты подъемные мостки. «Басенки» служили для стоянки судов - ботов и катеров, при входе которых в «басенки» мостики поднимались.
Здесь, у бассейна, стояла караульная изба, в которой располагалась команда, определенная для работ на канале и для обслуживания судов, входящих в бассейн. Были и конюшня для казенных лошадей, приписанных к каналу, кузница и сарай. Между бассейном и гаванью по восточному берегу канала в двух местах имелись выемки, называвшиеся «разъездами», для расхождения встречных судов более крупного тоннажа. Со временем при ремонте канала разъезды были убраны.
Князь Меншиков.
Ораниенбаум с первых лет своего существования становился узловым пунктом, через который шло снабжение флота. Отсюда и прямое предназначение канала. Во всех исторических архивных документах он значится не Дворцовый, а Ораниенбаумский канал и находился после опалы Меньшикова с 1728 года, как и Большой дворец, в ведении Конторы от строений императорского дома и садов.
О дальнейшей судьбе канала известно следующее. В ноябре 1736 года по именному указу
Анны Иоанновны "Ораниенбаумское место с мельницею, садами и прочими угодьями, обретающимся в том селе" было передано на содержание Морского госпиталя, то есть в Морское ведомство, в том числе и канал.
Впервые большие ремонтные работы по каналу были произведены в 1755 году генерал-инженером Абрамом Петровичем Ганнибалом - прадедом
А.С. Пушкина, и обошлись эти работы в сумму 25 318 рублей и одна четвертая копейки.
Ораниенбаумский канал был передан в ведение Морского ведомства, после чего никаких решений царского правительства во изменение этих указов о канале до 1918 года не было. Ремонт и все исправления канала производились на средства Адмиралтейства.
Хоть эти места и пострадали от войны, сегодня меншиковский ораниенбаумский дворец выглядит так...
До окончания
"Северной войны" (1700-1721) Морской канал активно использовался для снабжения Российского флота. С наступлением опалы Меншикова его земли и канал были конфискованы в казну и отданы Морскому ведомству.
Морской канал в Ораниенбауме около 150 лет служил для почтовых сообщений с
Кронштадтом, пока в середине 19 века не было устроено регулярное пароходное сообщение, для нужд которого выстроили новую пристань. С тех пор канал потерял свою значимость как транспортная артерия. Тогда же дворец в Ораниенбауме перешел во владение Великой княгини Елены Павловны, а после - её потомкам.
С приходом Советской власти дворец и парковая территория переходили в ведомство Сельскохозяйственного училища, Лесного техникума, Военно-Морского флота.
И лишь в 1995 году дворец, парковая территория и Морской канал, стали частью музея-заповедника "Петергоф".
Император Петр I или Петр Великий (краткая автобиография и интересные факты) (С) Википедия, "Байки Питера" и др. места интернета