Про Староладожский канал

Dec 24, 2014 18:19




Грозную Ладогу не зря называют морем.
При Петре I третья часть всех судов, что шли через Ладогу, погибала, и смириться с этим царь-реформатор не мог.




В указе от 18 ноября 1718 г. Петра I сказано:
«Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало...».

А в одном народном сказании о Петре говорится, что разгневавшийся царь укротил Ладогу плетью, и она стала ему повиноваться. Плеть, конечно, вещь действенная , однако в борьбе со стихией не обошлось без строительства обходного канала - Ладожского, который начали рыть еще в 1719 году.



Петр Первый на картине Льва Феликсовича Лагорио (1827-1905) «На берегу пустынных волн…».

Небывалое для того времени сооружение, искусственный канал длиной 117 км рядом с южным берегом Ладоги, должно было стать обходным путем и соединить реки Волхов и Неву, а точнее города - Шлиссельбург и Новая Ладога. Три века тому назад в этих местах были непроходимые леса и болота. А стране был жизненно необходим безопасный и надежный водный путь, который соединил бы новую столицу Санкт-Петербург с центральной частью государства.

Через этот путь предстояло наладить торговлю со всей Европой. Самыми ходовыми русскими товарами в то время были руда, древесина, пенька и, конечно, зерно.

22-го мая Петр лично открыл строительство, наполнив три раза тачку землею и отвезя ее в сторону. Лопата царя теперь хранится в домике Петра I, в селе Дубно.




При жизни первого императора работы велись непрерывно, и их ход царь инспектировал лично. На строительстве канала трудилось более 60 тыс. человек. По масштабам эта стройка уступала только Санкт-Петербургу и Кронштадту.

Мало кто верил, что по лесам и болотам Приладожья всего за два года - таковы были поставленные царем сроки - можно провести канал для грузового судоходства. Скептики оказались правы: стройка затянулась более чем на десять лет. Первые суда по каналу пошли уже после смерти Петра Великого.




По проекту канал должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

Кормили крестьян плохо, работа тяжелая. На начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Григория Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр лично проинспектировал строительство, после чего приказал арестовать Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев и провести над ними судебное разбирательство.

После этого строительство канала взяло на себя государство. И уже летом 1725 года строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). Петр выделил и направил на строительство канала 16 драгунских полков.




Руководил строительством Миних.  Пост о Минихе и его необычной судьбе




Строительство шло тяжело, рабочих косили болезни, умерших закапывали тут же, поставив над могилой простой крест. И очень скоро местность превратилась в большой погост. Ехать туда работный люд отказывался - говорили, что место не чисто, и тогда для поднятия духа решительный Миних, руководивший строительством, приказал срубить кресты и сравнять могилы с землей, чтобы ничто не напоминало о прошлых бедах.




Ранее курировал стройку фаворит царя Меншиков Александр Данилович, обвинивший Миниха в некомпетентности. Тогда Петр сам поехал, чтобы оценить стройку, и пришел к выводу: Христофор Антонович абсолютно прав. Вот как император представил его Сенату: "Из всех иностранцев, бывших в моей службе, лучше всех умеет предпринимать и производить великие дела". Миниха сразу прозвали "непотопляемым".

Рабочие стали приходить, строительство пошло, но долго все равно не задерживались, деньги заработают и уходят. Да и средств на строительство канала стало не хватать. И хитроумный Петр (возможно по просьбе Миниха) повелел устроить на стройке повсеместно государственные кабаки.

Ситуация тут же выправилась, теперь работный люд шел только до ближайшего кабака, потому что дальше идти уже было не с чем, а пропитые денежки шли в казну.




Успешная деятельность Миниха по устройству судоходства на река Неве, прокладке дорог, строительству Балтийского порта, проведению первого обходного Ладожского канала в 1723 - 1728 годах принесла ему глубокое уважение императора.




Позже Екатерина II отозвалась о Минихе так: "Не будучи сыном России, он был одним из ее отцов". Впрочем и она сама пошла по его пути.

И... в 1731 году первый Ладожский канал, по тем временам крупнейшее в мире гидротехническое сооружение, был закончен. Даже настольная медаль посвящена этому событию.




Калнал был торжественно открыт 19 (30) марта 1731 года в присутствии Анны Иоанновны. Которая, как и Петр Велики, лично приложивший руку, собственноручно разрушила лопатой земляную перемычку между руслом нового канала и Ладогой.



Портрет Л. Каравака. 1730 года. Фрагмент.

Власть и история России ● Рюриковичи, Романовы, лидеры СССР и России




Канал долго служил России...




В 1732 году, пройдя весь канал, императрица Анна Иоанновна произвела закладку нового шлюза у Шлиссельбурга. Канал бы мелким для крупных судов и пришлось строить шлюзы.

Также в своих указах императрица обращала внимание на необходимость замены "сколь возможно" деревянных канальных берегов и спусков каменными. В середине следующего века, в 1861-1866 годы, в дополнение был прорыт Новоладожский канал, более глубокий и совершенный в инженерном отношении, который соединил Свирь и Неву. Причем при Александре II на реализацию проекта понадобилось всего пять лет, но это уже другая история.




Канал стал называться Староладожским, потому что отрыт новый канал. Они проходят рядышком, как отец и сын )))



Плоты на Староладожском канале город Шлиссербург 1909 г.







В 1861 - 1866 годах параллельно старому Петровскому каналу по самому берегу Ладожского озера прорыли новый, более глубокий канал -  Новоладожский.



Фото Новоладождского канала (С) Z2A

В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал (ссылка на Википедию).




Помнится ходили в поход и ночевали у Староладожского канала.
Обзорный пост о летнем путешествии по Карелии




Старая Ладога
"Новая Ладога" Ленинградской области

Инфа (С) Википедия и др. интернет

окрестности Питера, история

Previous post Next post
Up