сфера услуг

Feb 22, 2021 14:55

[услуги и капвложения]На сегодняшний день развитые страны имеют развитую сферу услуг. Прошу прощения за тавтологию, но можно сказать: "развитость" страны в целом определяется тем, насколько развиты в ней услуги. Какая страна считается развитой? Та, где: (1) дороги, (2) магазины, (3) банки, (4) больницы, (5) школы, (6) парки и спортзалы, (7) кинотеатры и клубы. Иными словами: (1) транспортные, (2) торговые, (3) финансовые, (4) медицинские, (5) образовательные, (6) оздоровительные, (7) развлекательные услуги. В этой сфере занято в четыре раза больше людей, чем в промышленности.

То есть, в развитых странах пропорция "промышленность-услуги" сегодня выглядит как 20% - 80%. Лишь пятая часть всех работников занята непосредственно на производстве, остальные 4/5 трудятся в сфере услуг. Выше в перечне услуг не было "строительных", их относят (условно) к промышленности. Действительно, сборка дома из железобетонных плит почти не отличается от работы сборочного цеха, в котором компонуют из отдельных деталей законченное изделие. Налицо добавленная стоимость. Отделка квартир после завершения строительства уже не так однозначно классифицируется: конечно, минимальная отделка необходима для сдачи дома (стандартные плита, душ и т.п.), но удовлетворение повышенных требований уже можно отнести к услугам ("выкинуть всё старое, поставить то и это по моему списку"). Ремонт, то есть поддержание квартиры в исправном состоянии, несомненно услуга: установка нового унитаза взамен треснувшего, замена деревянных рам на пластик и наоборот, обновление паркета и т.д.

Ещё раз посмотрим на первые номера в списках выше ("дороги" и "транспортные услуги"). Понятно, что сюда включены железные дороги. А также водные пути (в том числе обустроенные пристани) и аэропорты. По хорошим дорогам ездят хорошие машины и, наоборот, хорошие машины требуют хороших дорог. А хорошие самолёты требуют качественных аэропортов, поскольку качество обслуживания до и после полёта очень важно для безопасности. О безопасности чуть ниже - пока отмечу, что почти 10% занято в этой сфере (включая полицию).

С другими парами ("магазины" - "торговые услуги", "банки" - "финансовые услуги", "больницы" - "медицинские услуги" и т.д по списку) всё прозрачно. Разве что к школам следует добавить как институты, так и детские сады поскольку образовательные услуги тесно сплетены с "воспитательными". Воспитывает, конечно, семья. Но ряд услуг традиционно отдают на сторону (а когда-то домашнее образование было очень распространено, да и до сих пор существует в некоторых развитых странах). Кроме того, социализация необходима и рассматривается как часть воспитания/образования. Сюда же (то есть к "школам") отнесём библиотеки и музеи. Хотелось бы к оказывающим образовательные услуги отнести и концертные залы, но многие ихз них стараются развлекать (и этим привлекать). Тем более, театры - у них развлечение на первом месте, хотя определённое "образование" публика получает (а от хорошей постановки и без кавычек). В ещё большей степени это относится к телевидению, но ради справедливости стоит отметить, что образовательные каналы в развитых странах не умерли: есть замечательные передачи о природе, об искусстве и т.д. Попутно замечу, что телевидение везде сильно политизировано, то есть кроме развлекательных и образовательных услуг оно занимается ещё кое-чем и об этом ниже (в списке перечисленных выше востребованных услуг ничего похожего на "пропаганда" или "гражданская активность" нет).

Итак, классификация услуг довольно размыта. Скажем, "оздоровительные" услуги кроме "парков и спортзалов" (шестые номера в списках выше) оказывают и стадионы. Но они в первую очередь занимаются развлечением публики, иначе не стоило городить трибуны. Рестораны и кафе? Тоже можно большинство из них отнести к категории услуг "развлечения и досуг", разве только кафетерии на предприятиях исключить. А может некоторые точки питания стоит рассматривать с оздоровительной точки зрения? Скажем, фито-бар при бассейне. Посещение фитнесс-центра становится и развлечением, и оздоровлением, и (немаловажная функция) социализацией. А если ещё и лекцию по правильному питанию включить, то и образованием. Вообще, развлечение не противоречит образованию. Можно подать материал в лёгкой форме: и весело будет, и полезно. Главное, чтобы суть сохранялась. Скажем, лекции Фейнмана по физике слушать одно удовольствие: как красиво он говорит о сложных вещах. Кстати, работа преподавателей несомненно относится к сфере услуг. То есть, услуги простираются от мытья полов до обучения студентов-медиков. От качества услуги профессора зависит как качественно проведёт хирург операцию в будущем.

Оставлю за рамками сегодняшнего поста вопрос "можно ли считать услугу товаром?", сфокусируюсь пока на динамике занятости.


Цитата из книги Пикетти (и таблица с примечанием сразу после цитаты). "На самом деле разнообразие ситуаций настолько велико, что само понятие сферы услуг не имеет особого смысла. Разложение на три сферы деятельности - первичную, вторичную и третичную - было предложено в середине XX века в обществах, где эти сектора имели схожую - или хотя бы сравнимую - долю в экономической деятельности и в количестве занятой в них рабочей силы (см. таблицу 2.4). Однако с того момента, когда на сферу услуг стало приходиться порядка 70-80% рабочей силы во всех развитых странах, это стало означать, что данная статистическая категория уже не столь обоснована: она дает мало информации о природе профессий и услуг, производимых в данном конкретном обществе."

Таблица 2. 4 Занятость по отраслям деятельности во Франции и в Соединенных Штатах в 1800-2012 годах (в процентах к общей занятости).



Примечание. В 2012 году во Франции сельское хозяйство обеспечивало 3% от общей занятости, промышленность - 21%, а сфера услуг - 76%. Строительство, в котором в 2012 году во Франции, как и в США, было занято 7% трудоспособного населения, включено в графу «промышленность».

В глаза бросается резкое уменьшение занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение работников сферы услуг. Доля работников промышленности на протяжении двух веков колебалась около 20-30%. А доля сельхозработников сократилась с доминирующих 2/3 до крохотных 2-3% (!). При этом еды сегодня производится значительно больше, чем 200 лет назад. Оставим открытым вопрос о качестве продуктов, но поскольку продолжительность жизни всё-таки растёт -  мы не имеем права утверждать: мол, "количество за счёт качества". Налицо увеличение производительности труда в сельском хозяйстве. За счёт механизации, мелиорации, селекции, удобрений, и т.д. Теперь ещё и автоматизации (ссылка на хабр). Да, какой-то компромисс неизбежен при массовой продукции. Одно дело - овощи со своего огорода, каждая морковка протёрта руками. Другое дело - сбор машинами, механическая сортировка, упаковка, доставка в магазин. Не говоря уже о консервированных овощах, тушёнке, полуфабрикатах. Это массовый продукт, не эксклюзивный. Зато массовость делает еду доступной, хотя о ценах разговор отдельный [*]. Главное, что технически возможно производство еды в большом количестве.
* некий минимальный набор развитые страны сегодня способны распространять бесплатно; так сказать, в виде натурального выражения концепции ББД (вики).

О занятости в с/х пока всё, теперь о занятости в "услугах" (см. снова таблицу 2.4). В сфере услуг число работников с 13-14% возрасло до 76-80% за два века: в 2-2,5 раза увеличилось за первые сто лет и ещё в 2,6-2,7 за вторую сотню. Итого во Франции и США: рост в 5-6 раз. А как рынок отреагировал на такой рост? Каковы цены на услуги и источники финансирования? Цитата: ... значительная часть этих услуг, особенно в сфере здравоохранения и образования, финансируется за счет налогов и предоставляется населению бесплатно. Формы финансирования меняются в зависимости от страны, равно как и доля, обеспечиваемая за счет налогов: так, в Европе она выше, чем в Соединенных Штатах и в Японии. Однако она очень значительна во всех развитых странах: как правило, она составляет по меньшей мере половину от общей стоимости услуг в области здравоохранения и образования, а во многих европейских странах - более трех четвертей. Это может привести к возникновению новых трудностей и неточностей в измерении и сравнении роста уровня жизни между различными странами и в долгосрочной перспективе. Это вопрос далеко не праздный: помимо того, что эти два сектора обеспечивают более 20% ВВП и занятости в наиболее развитых странах, а в будущем их доля, без сомнения, увеличится еще больше, здравоохранение и образование, возможно, отражают наиболее реальные и заметные улучшения условий жизни в последние столетия. На смену обществам, где продолжительность жизни едва достигала сорока лет и где почти все были безграмотными, пришли общества, в которых люди живут более восьмидесяти лет и каждому обеспечен хотя бы минимальный доступ к культуре. Не могу не отметить и обратную связь: не только доступ к культуре, но и отдача от культуры. Люди чувствуют себя счастливее и стараются сделать счастливее других людей. Можно увидеть, что большая часть перечисленных в первом абзаце услуг как раз и направлена, в конце концов, на повышение уровня "ощущения счастья". Удовлетворены (а лучше гарантированы) базовые потребности - можно заниматься культурой, внутренним миром, самосовершенствоваться. Это долгий путь.

Наконец, посмотрим разбивку услуг по отраслям. Опять Пикетти начинает с образования и здравоохранения.

Чтобы ориентироваться в этой огромной совокупности видов деятельности, развитие которых хорошо отражает улучшение условий жизни с XIX века, будет полезно разбить ее на несколько блоков. Прежде всего выделим услуги в сферах образования и здравоохранения, на которые приходится более 20% от общей занятости в наиболее развитых странах (т. е. столько же, сколько на все отрасли промышленности вместе взятые). Все указывает на то, что их доля будет увеличиваться и впредь, учитывая прогресс в области медицины и постоянное развитие высшего образования. Рабочие места в торговле, гостиничном деле, кафе и ресторанах, в сфере культуры и досуга также быстро увеличиваются и уже составляют более 20% от общей занятости (а то и 25% в некоторых странах). На услуги, оказываемые компаниям (консалтинг, бухгалтерия, дизайн, информатика и т. д.), вкупе с услугами в области недвижимости, финансов (агентства недвижимости, банки, страховые компании и т. д.) и транспорта также приходится 20% от общей занятости. Если прибавить к этому государственные услуги и сферу безопасности (администрация, юстиция, полиция, вооруженные силы и т. д.), обеспечивающие почти 10% занятости в большинстве стран, то мы получим те самые 70-80%, которые указываются в официальной статистике.

Безопасность, как видно из перечисленного (в скобках) в последнем предложении, обеспечивается порядком. Меры в области информационной безопасности осуществляются на уровне государства (в том числе идеология и пропаганда), а личная информационная безопасность должна быть делом каждого (как гигиена). Гражданам "услуги" по идеологической обработке не нужны (за редким исключением), они за них не готовы платить и с трудом принимают их от государства даже "за бесплатно". Зато эти установки, правила, законы, ограничения необходимы государству. Раньше глашатаи зачитывали указы короля на площади, сегодня новости доносят до граждан распоряжения власти. Это внерыночный продукт. Он часть системы: наряду с дорогами, почтой, скорой помощью, а в скором времени (возможно) и ББД.

По сути, все потребности закрываются услугами. Если есть работа (о фронте работ в эпиграфе поста по ссылке, правда, за пределами капитализма). И если есть жильё (а вот здесь, наоборот, чистый капитал - Пикетти пишет о жилье как о капитализации; недаром привязанность к жилью отсутствовала в упомянутом только что эпиграфе). О работе и жилье, о вечном противостоянии доход/капитал, о неравенстве r < g было в предыдущих постах ( список всех ссылок). 

культура, информация, стратегия, образование, политика, техника, творчество, общество, стержень, интернет, экономика, здоровье, инстинкт, моделирование

Previous post Next post
Up