О смерти и жизни вечной

May 28, 2022 20:38

Вопрос:

> Как проповедь Христа в аду соотносится с православным учением о невозможности покаяния души по смерти?

Грешный человек нуждается в контакте с Истиной, без чего покаяние невозможно. Ведь покаяние это изменение ума в соответствии с Истиной.
Между тем, материальный мир сотворен Богом и является непосредственным (хотя и лишь частичным) выражением Его воли, то есть, Истины. И потому пока душа человека живёт в материи, она имеет прямое соприкосновение с Истиной. (См. Сон и явь. Превосходство материального)

Умирая же, тело перестаёт связывать душу с материей, и тогда душа оказывается целиком в мире духов, теряя таким образом связь с Истиной - если только при жизни в материальном мире она не воспользовалась этой связью для того, чтобы приобрести навык прямого, чисто духовного контакта с Богом Истины. Таким контактом является умная молитва. Если человек приобрел умную молитву, то он и после смерти имеет выход на Истину - а потому такая душа имеет шанс продолжить покаяние и спастись (достичь освобождения от греховных страстей, чистоты сердца и наконец обожения), если только демоны не увлекут её своими мечтаниями на мытарствах.

Если же человек не приобрёл при жизни достаточного навыка умной молитвы, а практиковал лишь словесную молитву (существенным образом завязанную на словесный навык тела, мозга), то по смерти он оказывается беспомощным против внушений духов - если только кто-то другой не станет за него усердно молиться, помогая ему выкарабкаться из мира духовных иллюзий, в котором нет выхода на Истину, а потому и покаяние невозможно. (См. О молитве во сне)

Или, если совсем коротко, материальный мир это Правда, а Правда соединяет нас с Истиной.
Теряя тело, мы теряем Истину и остаётся при своих иллюзиях. А иллюзии это грех - ну, и какое там покаяние?
Материальный мир для грешной души это костыль, опираясь на который она может доковылять до Христа, потому что Христос воплотился именно в этом мире. (См. Как отличить истину от иллюзии?)
[Нажмите, чтобы прочитать далее. Осторожно: много букв.]
> Говорят, что Христос не просто вывел души праведников из ада, но и проповедовал им. Зачем? А некоторые даже говорят, что Он всех вывел из ада. Ад опустел.

Расставшись со своим телом, душа Христа сошла во ад, чтобы там, в духовном мире (мире иллюзий) показать жаждущим Истины путь Истины, дать им таким образом возможность выкарабкаться из ада. Те, кто хотел и мог, воспользовались этим шансом. Другие оказались глухи к Его призыву. То или другое в значительной мере зависит от того, насколько тяжким является греховное бремя, связывающее душу с виновником и изобретателем греха - дьяволом. Христос дал шанс выйти - но не вывел всех механически.

То же самое происходит сейчас с каждой душой, нисшедшей во ад: когда за неё молятся именем Христа, она получает шанс выйти из ада.

> То есть, получается, что душа по смерти всё-таки может покаяться?

Покаяние имеет несколько уровней или ступеней. (См. Ступени духовной жизни в Православии)

Буквально слово "покаяние" означает "изменение ума", но покаяние не ограничивается лишь изменением ума: следом за умом приходит черёд сердца, и достигший умной молитвы непременно достигнет и умно-сердечной, если только не соблазнится духовными дарованиями, которыми тварные боги непременно искушают каждого, кто хотя бы прикоснулся к умной молитве.

Собственно умная молитва (=молитва ума) это и есть покаяние. Утвердившись в молитве, ум утвердился в Боге, а это и есть смысл и цель покаяния. Но рано думать, будто покаяние на этом уже завершено. До тех пор, пока сердце не очистилось от страстных воспоминаний о прошлом грехе, такой человек находится ещё во власти дьявола, и может низойти в глубину ада несмотря на уже (казалось бы) совершившееся покаяние. Чтобы этого не случилось, достигший умной молитвы человек ни в коем случае не должен оставлять молитву, позволив Христу вести себя дальше и дальше к Истине сквозь мглу призрачных истин, которыми будет обольщать его лукавый.

Иными словами, после смерти, даже если человек уже достиг умной молитвы (то есть, де факто покаялся при жизни), это ещё не гарантия спасения, так как у покаяния есть более глубокие уровни, чем умная молитва. И не пройдя эти уровни, можно лишиться спасения, увлекшись посмертными видениями и оставив умную молитву по смерти.

> Получается Христос дал шанс усопшим увидеть путь Истины и… измениться (покаяться)?

Христос дал людям возможность выйти из ада следом за Ним. Это нечто большее, чем покаяние; это обОжение. В аду ведь были и праведники, и святые - то есть, люди, не совершившие личного греха или покаявшиеся, познавшие Бога.

А те, кто не покаялись при жизни - хотя им был дан шанс выйти из ада, ведь они увидели Христа, но смогли ли они этим шансом воспользоваться, оставаясь в плену иллюзий? Сомнительно. По крайней мере, мы знаем, что даже здесь на земле очень немногие смогли воспользоваться шансом познать Бога. Тем более во аде.

> Итак, мог кто-то в аду покаяться увидев и услышав Истину -- или нет?

Конечно, мог. Но мог и не покаяться.

> А православное вероучение утверждает, что по смерти человек не может покаяться.

Богу всё возможно. Для Него нет никаких правил и ограничений. Потому когда Христос сходил во ад, и во аде всё было возможно.

Покаяться значит прежде всего уверовать во всемогущего Бога, по воле Которого совершается всё совершающееся. Затем -- уверовать, что этот Бог стал человеком, и потому Божественная воля не противна человеческой воле. Когда человек обретает такую веру, у него появляется возможность согласовать свою человеческую волю с волей Бога. А в этом и состоит суть покаяния.

Цитирую:

Глава 29 (73). О сошествии во ад
Обоженная душа Спасителя сходит во ад для того, чтобы подобно тому как для находившихся на земли воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), таким же образом и для находившихся под землею, пребывавших во тьме и сени смертней, воссиял свет (Ис. 9, 2); для того чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, плененным отпущение и слепым прозрение (Лк. 4, 18), и для уверовавших сделался Виновником вечного спасения, а для не уверовавших - обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду (см. 1Пет. 3,19): Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних (Флп. 2,10). И таким образом, разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад - от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению.

Христос проповедовал покаяние. По словам Дамаскина, как на земле, так и во аде.
Если даровать покаяние человеку, находящемуся в аду, невозможно даже для Христа, то зачем и проповедовать? Но для Христа всё возможно: даже дать покаяние тем, кто во аде.
На этом основана и молитва Церкви за усопших.

> Вы говорите, что святые - это люди, не совершившие личного греха. Но таких людей нет.

Что, и Богородицы нет? Или Вы усматриваете на ней личный грех?

> Православные святые по мере обожения всё сильнее ощущали свою греховность.

Нет, ощущать свою греховность это дело покаяния. Обожение же совершается после завершения покаяния. В обожении есть своя мера, и обожение тоже может иметь разные степени, но к личному греху обожение не имеет никакого отношения.

Об этом говорит Иоанн Богослов:
Тот, кто рожден Богом, не совершает греха, потому что в нем живет Его семя; он не может грешить, потому что рожден Богом.
и ещё
Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
и ещё
Кто делает грех, тот от диавола, а рожденный от Бога не грешит и не может грешить, именно потому, что рожден от Бога и пребывает в Боге и Бог в нём пребывает
Об этом же говорит Симеон Новый Богослов, называя обожение "богословием":
Главы богословские и умозрительные (25 глав)
1. Ни богословствующему не соответствует покаяние, ни кающемуся богословие, ибо насколько отстоит восток от запада (Пс. 102:12), настолько богословие выше покаяния. Ибо тот, кто в покаянии и кто поистине творит дела покаяния, подобен человеку, прозябающему в болезнях и немощах, или бедняку, одетому в лохмотья и просящему милостыню. Богословствующий же подобен тому, кто вращается в царских чертогах, в блеске самой царственной одежды, кто, будучи близок к царю, всегда говорит с ним и ежечасно непосредственно от него ясно слышит его приказания и желания.

> Что касается Богородицы и святых, то хочу привести следующие цитаты
> Прп. Иустин (Попович), «Догматика Православной Церкви»:
«После Владыки Христа, Все-благовестия - какое первое благовестие, первое все-благовестие? Пресвятая Богородица. Ибо Она всецело исполнила Христово Евангелие; и потому Она - единая безгрешная в человеческом роде после Единого Безгрешного. Хотя и рождена Она с первородным грехом, но Своей добродетельной жизнью и свободной волей Она была свободна от личного греха. Таковой стала Она Своей над-херувимской чистотой, святостью, безгрешностью. Поэтому после Бога Она - самое божественное, самое чистое, самое святое, самое милостивое, самое совершенное Существо»
> Итак, Богородица была свободна от личного греха.

Вот именно. Богородица была свободна от личного греха. А Вы только что сказали, что таких людей не бывает.

> «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

Это говорится о прошлом грехе, совершённом до достижения обожения, а также о первородном грехе, от которого не была свободна даже Богородица. Но Вы делаете ошибку, заключая отсюда, будто человек не может не грешить или приписывая Богородице личные грехи.

Дьявол многих внушает подобные помыслы, лишающие смысла православное учение об обожении.
Дьявол внушает будто святые - такие же как и мы грешники. "Он такой же, как и мы, только голый".
(См. Суть всех ересей)

Андрей Лазар:

> Мой печальный опыт это подтверждает: да, это протестантское неверие в то, что святые могут достигать принципиально другого уровня бытия.
"Святые такие же как мы! Ну, постились чуть больше" => "нам, тем более, нет смысла напрягаться, все равно такими же останемся".
> «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).
Когда мы стоим в храме и внимательно молимся (а это бывает у всех), иногда и с откликом "сердца" (чувств, желаний), то в этот момент мы подобны святым.
Молитва, даже словесная, тем более, с участием ума и сердца, невозможна без действия Бога.
Отличие святых - в том, что это состояние у них намного глубже, "интегрирование" и они находятся в нём постоянно.
Это не все отличие, но что-то даёт для понимания.
Святым чужд и "неинтересен" грех, потому что они всегда с Богом.

Согласен в общем, но хочу внести важное уточнение.
Самодвижность умно-сердечной молитвы -- вот главное отличие между образом действия Благодати в нас от Её действия в обоженных людях.

Наша молитва зависит от нашего усердия, от наших усилий, и грех у молящегося человека является следствием недостатка этих усилий. Как и говорит Максим Исповедник о зле: зло это недостаток усердия в устремлении к Цели бытия. Когда мы оставляем молитву, это и есть зло в самом чистом виде, ещё свободном от всякой нечистоты. Нечистота возникает на следующем шаге, когда дьявол занимает место, освобожденное нами от молитвы, то есть, от Бога, что рано или поздно происходит: свято место пусто не бывает.

Обоженный человек прежде всего обретает от Бога великий дар: самодвижную молитву, и теперь он не может согрешить, потому что молитва действует в нём сама собою, непрестанно. Свободы он не лишён и может, если захочет, остановить самодвижную молитву усилием воли, тем самым отрекаясь от Бога и обрекая себя на вечное мучение, потому что начиная с этого этапа он уже вассал Бога, а предательство вассала не прощается никогда. Об этом говорит апостол: не просто уверовавший, но поистине познавший Бога и после этого отрекшийся от него уже не имеет покаяния. Цитирую:

Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение. Евр. 6:4-6

Всё. Этап покаяния для обоженного человека завершён, выбор им уже сделан. Покаяние для него уже невозможно. И как бы он ни поступил, теперь будет вечно находится на стадии опытного Богопознания, либо блаженного, либо мучительного, но в обоих случаях вечного и необратимого.

> А как же слова Христа : «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»? Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: Вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3:22); А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23). (Свт. Иоанн Златоуст).

Мы не имеем самодвижной молитвы и потому не почитаем себя достигшими Цели христианской жизни. Хуже того: мы уклонились с пути правды, что самым явным образом проявляется в нашей неспособности удержать в молитве внимание ума. Но мы стремимся к победе над грехом и затем к конечной Цели покаяния (обожению) - и потому именно к нам пришёл Христос.
Вы же считаете эту Цель недостижимой, тем самым лишая смысла пришествие Христа и Его страшную жертву.

Выражение "все согрешили и лишены славы Божией"(Рим. 3:23) следует понимать правильным образом. При неправильном понимании оно приводит к нелепым выводам. Чем согрешил ещё неродившийся младенец, например?

На этот вопрос даёт ответ Максим Исповедник, говоря о двух смыслах слова "грех", цитирую:

Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления. Тогда возник грех, первый и достойный порицания, то есть отпадение произволения от блага ко злу; через первый грех возник и второй - не могущее вызвать порицания изменение естества из нетления в тление. Ибо два греха возникли в праотце нашем вследствие преступления божественной заповеди: один - достойный порицания, а второй, имевший своей причиной первый, - не могущий вызвать порицания; первый - от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй - от естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия.

При таком понимании из слов Апостола уже невозможно сделать безумный вывод, будто на земле не было ни одного праведного. Безумный - потому что пытаясь защитить свою мнимую честь ("я не еретик!"), сторонники учения о неизбежности греха не щадят уже никого, даже Матери Господа, лишая и Её праведности вместе с собою. В итоге они оказываются даже дальше от Истины, чем католики, которые хотя и разделяют главное их заблуждение (будто на земле не было ни одного праведного), но всё-таки делают исключение для Неё одной - правда дорогой целой, сочиняя для этого новую ересь, учение о "непорочном зачатии Девы Марии".

> Я всё-таки считаю, что по смерти покаяние невозможно. Христос не приходил к праведникам по Его же словам. Может быть поэтому эпизод схождения Христа во ад остался в апокрифах и не включён в Писание?

Христос пришёл во ад, чтобы вывести из него праведников. Слова "пришёл не к праведникам" надо понимать в контексте, напомню:
Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: - Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
Услышав сие, Иисус говорит им:
- Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
В таком контексте становится понятно, что эти слова вовсе не означают, будто пришествие Христа было для праведников бесполезным. Просто призвать к покаянию Христос пришёл именно грешных, а не праведных, так как праведные и до пришествия Христа шли по пути покаяния. Однако по смерти души всех людей, в том числе и праведников, сходили во ад - и их-то Христос вывел из ада, в то время как грешникам и во аде проповедал покаяние, о чём открытым текстом свидетельствует апостол Пётр, говоря:
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18-20);
И ещё:
«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6).
Этому же учат и Отцы, например, преподобный Максим Исповедник:
«Им и была благовествуема, по словам св. Петра, великая проповедь спасения - когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, - для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять это место Священного Писания, усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом»

> По поводу Богородицы у православных богословов шла длительная дискуссия, имела ли Она личные грехи до осенения Её Святым Духом и рождения Христа или не имела? Да и после того забыла о ребёнке, потеряла Его и искала три дня.

Андрей Лазар:

> Если посмотреть текст, то там вот что конкретно:
"И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, и совершили положенные дни, - при возвращении остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили этого родители Его. Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых, и не найдя, возвратились в Иерусалим, ища Его."
Итак:
1. "Ребенку" уже 12 лет. В то время - почти взрослый
2. Не "забыли", а "не заметили", ибо "думали что Он со спутниками"
3. Неведение НЕ РАВНО греху. Это естественное человеческое свойство.
4. Что знала и что не знала Пресвятая Богородица, из этого эпизода наверняка не выводится. Как вариант, беспокоился, искал и принимал решения Иосиф.
(И далее:
И увидев Его, они были поражены, и сказала Ему Матерь Его: Дитя Мое, почему поступил Ты с нами так? Вот, отец Твой и Я с болью ищем Тебя. И сказал Он им: что же вы искали Меня? Не знали вы, что Мне надлежит быть во владениях Отца Моего?)

> Во всяком случае, свв. отцы спорили о том имела ли Богородица личные грехи. Естественные грехи тоже бывают, вообще-то. Они не смертные, конечно.

Почему же "не смертные"? Ведь смерть является примером "естественного греха"!
"Естественный грех" или "второй грех" (по Максиму Исповеднику) это необходимое следствие первого греха. Смерть это главный пример "естественного греха".
А вот неведение будущего НЕ является грехом ни в каком смысле, так как оно не является следствием греха. Оно изначально и свойственно тварной природе как таковой.

Р.S. Из другого обсуждения.

Есть два разных ада, то есть одним словом "ад" названо два разных состояния.

1. Ад, который Преисподняя - царство дьявола (сфера иллюзий). Этот ад - область попущения Бога.
2. Ад, который Геенна Огненная - область действия Бога, где нет попущения, но Бог «всяческая и во всех».

Смысл бытия любого разумного существа это Богопознание, и от Богопознания никто не уйдёт.
Но Богопознание может быть блаженным, а может быть и мучительным.

Богопознание добровольное блаженно, оно-то и называется обОжением. Бога может знать только Бог, чтобы познать Бога нужно быть Богом.

Геена Огненная - Богопознание, воспринятое против воли. Оно называется наказанием, а слово «наказание» на церковно-славянском означает научение. Можно было бы даже сказать, что вечное наказание в Геенне это тоже обОжение, но извращённое - но так никто не говорит, потому что обОжение не может не быть добровольным, ведь Бог свободен и Богом невозможно быть против воли.

Итак, в будущем веке, в веке Богопознания, когда Бог будет всяческая во всех, есть лишь два варианта или способа жизни -- либо дар обожения (=самодвижная молитва), либо Геена Огненная, вечное мучение (так будет проявляться действие Благодати для тех, кто Её отверг).

В будущем веке не будет Божественного попущения. А потому не будет и покаяния. Попущение Бога и покаяние - особенность нашего времени (нашего века).

P.P.S.:

Деяния апостольские.
Глава 12:1-11
В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра (тогда были дни опресноков) и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Любопытная деталь этой истории, показывающая, что даже люди, достигшие высочайшей степени святости, не обладают актуальным всеведением. (А апостол после сошествия Духа Святого это обОженный человек, Бог по благодати.)

Смотрите: Пётр не знал, что всё это происходит с ним в действительности, в материальном мире - но думал, что эти события чисто духовны, происходят в духовном мире (где и обитают ангелы).

И это неведение обоженного человека понятно и логично. Ведь смысл святости в Богопознании, в познании. Человек делается Богом по благодати лишь для того, чтобы вечно познавать Непознаваемого Трединого Бога, Бога по естеству. А кто идёт по пути познания, тот ещё не всё знает.

ОбОжение это не конец Пути, а напротив, начало истинного Пути, встать на который до сих пор нам мешал грех.

Бога знать может только Сам Бог. И потому обОжение это обязательное условие истинного Богопознания. До момента обОжения человек не видит Бога как Он есть, а только верит в Бога. Впрочем, видеть Бога якоже можаху человек может и на стадии Просвещения: для этого достаточно всего лишь иметь чистое сердце. Об этом сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Отпадшие от Православия христианские народы не подозревают и не догадываются об этих возможностях, скрытых в христианской религии, думая, будто чистота сердца недостижима и грех царствует над всяким человеком, пока он живёт на земле. Они утратили соль христианства, по слову Христа: если соль потеряет силу, то её вон выбрасывают. Они думают, что можно лишь верить в Бога, но не знать Бога. Это признак ложной веры.

Но в ещё более тяжком положении находятся те, кто вовсе не верует во Христа. Парадоксально, но в чём-то они даже превосходят лже-христиан, так как у них имеется пусть извращённое, но всё-таки понятие об обОжении ("нирвана", "просветление") - однако они почитают его концом, финалом пути. Достиг человек Просветления - значит, сразу всё познал. Но это ложное, превратное понятие, которое внушили им их ложные, льстивые боги, которым просто-напросто нечего рассказать человеку, который увидел Бога Истины, как Он есть.

Светлана Зотова

> Сравнение обОжения с ниравной/просветлением - это вообще бомба). Я чувствовала это (что что-то не так), но не могла выразить.

Да, Нирвана это и есть извращенное обОжение. ОбОжение не тем богом, тварным богом. Поэтому просветление, нирвана и прочее прочее на разные лады прослеживаются во всех языческих религиях. Извращённое, прелестное "обожение" это вершина любой языческой религии. Почему они и приходят к ошибочному мнению, что в общем все религии ведут к одной и то же цели, что бог всё-таки един, даже в язычестве. А это не так.

религия

Previous post Next post
Up